Роль народных словесных игр в речевом развитии дошкольников
консультация
Предварительный просмотр:
Роль народных словесных игр
в речевом развитии
дошкольников
Воспитатель:
Сайфутдинова Лейсан Талгатовна
2022 год
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка
Хорошая речь - важное условие для развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.
Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постоянно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать
Особенностях проведения словесных игр
Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать. Закреплять, активизировать словарь. Игры также формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова.
Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:
- Воспитание звуковой культуры речи
- Формирование грамматического строя речи
- Обогащение словарного запаса
- Развитие связной речи.
Большую роль в речевом развитии дошкольников играют народные словесные игры.
Для детей дошкольного возраста малые формы фольклора, такие как потешки, колядки, скороговорки и другие, являются доступными, понятными, легко воспринимаемыми, так как содержат в себе элементы игры. Они помогают развить дыхание, дикцию, темп речи, обогащают словарный запас.
Наряду со специфическими речевыми задачами, с помощью народных игр решаются задачи по развитию познавательных интересов, любознательности. Фольклорные игры позволяют ребенку соприкоснуться с историческим прошлым народа. У детей формируется представление о жизни наших предков, их культуре и быте.
Применение народных игр не только на занятиях, но и в режимных моментах создают позитивный микроклимат и доброжелательную атмосферу в группе.
Малые фольклорные формы помогают уловить интонационную выразительность, повышение и понижение голоса.
Важная функция игры – это социализация детей. Вовлекаются в игру даже самые малоактивные дети, избегающие коммуникации со сверстниками. Вначале они присматриваются, не проявляя заинтересованности, но постепенно чувствуют себя все увереннее и демонстрируют желание общаться, участвовать в коллективной игре и даже стремятся к победе.
. Дети учатся организовывать игры самостоятельно, они не только используют традиционные сценарии, но и дополняют их, видоизменяют. Знакомые диалоги и малые фольклорные формы находят применение в повседневных сюжетно-ролевых играх.
речь детей становится более разнообразной и выразительной, увеличивается словарный запас, обогащается интонационная палитра.
Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».
Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.
Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано.
.
У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр.
Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.
В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.
Играйте с детьми, пойте, рассказывайте потешки! Это важное условие для дальнейшей культурной и национальной самоидентификации ребенка. Вы заметите, что малышу легче найти свое место в социуме, он быстрее заговорит и речь его станет богаче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....
"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".
Актуальность проекта· Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...
"Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом совете на тему "Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"....
Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей
Статья "Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста...
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одним из основных направлени...
Словесная игрва
Словесная игра по формированию грамматического строя речи игра "Хвастунишка" для 4-5 лет...
Роль детской литературы и народного словесного творчества в словарной работе с детьми
Роль детской литературы и народного словесного творчества в словарной работе с детьми...