Роль народных словесных игр в речевом развитии дошкольников
консультация

Сайфутдинова Лейсан Талгатовна

Консультация на педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Роль народных словесных игр

в речевом развитии

дошкольников

Воспитатель:

 Сайфутдинова Лейсан Талгатовна



2022 год

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка

Хорошая речь - важное условие для развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.

Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постоянно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать

Особенностях проведения словесных игр

Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать. Закреплять, активизировать словарь. Игры также формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова.

Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:

  1. Воспитание звуковой культуры речи
  2. Формирование грамматического строя речи
  3. Обогащение словарного запаса
  4. Развитие связной речи.


Большую роль в речевом развитии дошкольников играют народные словесные игры. 

Для детей дошкольного возраста малые формы фольклора, такие как потешки, колядки, скороговорки и другие, являются доступными, понятными, легко воспринимаемыми, так как содержат в себе элементы игры. Они помогают развить дыхание, дикцию, темп речи, обогащают словарный запас.

Наряду со специфическими речевыми задачами, с помощью народных игр решаются задачи по развитию познавательных интересов, любознательности. Фольклорные игры позволяют ребенку соприкоснуться с историческим прошлым народа. У детей формируется представление о жизни наших предков, их культуре и быте.

Применение народных игр не только на занятиях, но и в режимных моментах создают позитивный микроклимат и доброжелательную атмосферу в группе.

Малые фольклорные формы помогают уловить интонационную выразительность, повышение и понижение голоса.

Важная функция игры – это социализация детей. Вовлекаются  в игру даже самые малоактивные дети, избегающие коммуникации со сверстниками. Вначале они присматриваются, не проявляя заинтересованности, но постепенно чувствуют себя все увереннее и демонстрируют желание общаться, участвовать в коллективной игре и даже стремятся к победе.

. Дети учатся организовывать игры самостоятельно, они не только используют традиционные сценарии, но и дополняют их, видоизменяют. Знакомые диалоги и малые фольклорные формы находят применение в повседневных сюжетно-ролевых играх.

речь детей становится более разнообразной и выразительной, увеличивается словарный запас, обогащается интонационная палитра.

Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

  Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано.

.

У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр.

Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Играйте с детьми, пойте, рассказывайте потешки! Это важное условие для дальнейшей культурной и национальной самоидентификации ребенка. Вы заметите, что малышу легче найти свое место в социуме, он быстрее заговорит и речь его станет богаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

"Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему "Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"....

Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей

Статья "Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста...

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей.

    Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одним из основных направлени...

Словесная игрва

Словесная игра по формированию грамматического строя речи игра "Хвастунишка" для 4-5 лет...

Роль детской литературы и народного словесного творчества в словарной работе с детьми

Роль детской литературы и народного словесного творчества в словарной работе с детьми...