Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Статья "Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль произведений устного народного творчества в развитии детей
Бесспорно, возраст от 2-х до 3-х лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи – помочь в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, играх. Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействует на ребенка, учит образно мыслить, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества.
Без сомнения, игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учит их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Определенно влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей, под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе.
Произведения народного творчества оказывают огромное влияние на эстетическое воспитание детей, выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора. Дети способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.
Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти; в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.
Известно, что фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чоботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног. Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).
Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность. Детский фольклор дает возможность педагогу уже на ранних этапах развития ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.
Фольклорные произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком.
В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.
Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития детей я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Таким образом, фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие, приобщение ребенка к народной культуре следует начинать с раннего возраста. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-131014-1490189675.jpg)
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-394610-1391173502.jpg)
Консультации для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
для воспитателей...
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-366255-1386863879.jpg)
Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей
Статья "Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1132331-1554691247.jpg)
Консультации для воспитателей«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-962029-1508523838.jpg)
ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Общение со взрослыми носит положительно э...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-1271499-1600973120.jpg)
Консультация для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» .
laquo;Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановнаг. Сове...