Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Козырева Валентина Алексеевна

Статья "Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_statya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Роль произведений устного народного творчества в развитии детей

       Бесспорно, возраст от 2-х до 3-х лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи – помочь в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, колыбельные).

      Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

     Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании               и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения                        и навыки для использования их в речевом общении, играх. Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой         действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействует на ребенка, учит образно мыслить, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

     На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества.

     Без сомнения, игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают  сделать речь детей  более выразительной, учит их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.        

     Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Определенно влияние произведений словесного творчества народа на образность                                  и выразительность речи детей, под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе.

       Произведения народного творчества оказывают огромное влияние на эстетическое воспитание детей, выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора. Дети способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.

     Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию;  способствует развитию памяти; в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.

    Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

    Известно, что фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чоботок», доставляют радость                          и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног. Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).

    Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность. Детский фольклор дает возможность педагогу уже на ранних этапах развития ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

    Фольклорные  произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком.

     В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.

     Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.

     С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития детей                я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

     Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

     Таким образом, фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие, приобщение ребенка к народной культуре следует начинать с раннего возраста. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...

Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей

Статья "Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного возраста"...

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Общение со взрослыми носит положительно э...

Консультация для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» .

laquo;Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановнаг. Сове...