Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Статья "Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_statya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль произведений устного народного творчества в развитии детей
Бесспорно, возраст от 2-х до 3-х лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи – помочь в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, играх. Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействует на ребенка, учит образно мыслить, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества.
Без сомнения, игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учит их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Определенно влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей, под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе.
Произведения народного творчества оказывают огромное влияние на эстетическое воспитание детей, выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора. Дети способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.
Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти; в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.
Известно, что фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чоботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног. Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).
Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность. Детский фольклор дает возможность педагогу уже на ранних этапах развития ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.
Фольклорные произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком.
В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.
Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития детей я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Таким образом, фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие, приобщение ребенка к народной культуре следует начинать с раннего возраста. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
Консультации для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
для воспитателей...
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...
Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей
Статья "Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного возраста"...
Консультации для воспитателей«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Общение со взрослыми носит положительно э...
Консультация для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» .
laquo;Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановнаг. Сове...