Роль детской литературы и народного словесного творчества в словарной работе с детьми
статья по художественной литературе

Лобанова Вера Владимировна

Роль детской литературы и народного словесного творчества в словарной работе с детьми

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Роль детской литературы и народного словесного творчества в словарной работе с детьми

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, C. А. Рубинштейн, Ф. А.Сохин, А.В.Запорожец, А. М. Шах, Л. И. Айдаров и другие).

Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто.

В раннем возрасте для детей чаще всего звучат колыбельные песни. На основе многократного повторения дети постепенно узнают и понимают сначала интонации. Многократное повторение, прием сравнения, помогает детям раннего возраста слышать родную речь, а со временем понимать и значение слов, применять их в своем лексиконе.

Также часто используются в игре с ребенком раннего возраста пестушки, потешки, прибаутки и песенки. Посредствам потешек словарь детей обогащается новыми словами и словоформами (котенька-коток, водичка, личико и др.). Дети очень эмоционально воспринимают и легко запоминают потешки, в которых встречается имя ребенка «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька…». Все это служит отличной платформой для накопления пассивного словаря и обогащения активного в дальнейшем.

Считалки являются неотъемлемой частью детской игры. Их воспитательное значение состоит в том, что считалки позволяют без конфликтов, по справедливости решить важный момент организации игры - выбор водящего или ведущего, разбивку на команды. Отличительной чертой считалки является ее ритмичность, часто присутствие счета. Таким образом, считалка выступает для ребенка как упражнение в четком произношении отдельных слов, их запоминании и накоплении в словаре.

Большую роль в развитии детей и активизации словаря играют пословицы и поговорки. Использование пословиц и поговорок в процессе речевого общения привлекает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на чувства слушателей. Помогает расширить словарь дошкольника. Благодаря пословицам поговоркам дошкольники усваивают многозначность слов, слова в прямом и переносном смысле («Семеро одного не ждут»). Часто в пословицах встречаются противоположные по значению пары слов, сравнения, метафоры, которые способствуют обогащению и активизации словаре детей. Например, «Вместе тесно, а врозь - скучно».

Небылицы начинают использовать в работе с детьми тогда, когда у них уже накоплено достаточно представлений об окружающем мире, и дети смогут отличить выдумку от реальности.

Например, в стихотворении Н. Кончаловской:

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли, помирдыни росли,

Редисвекла росла, чеслук и репуста.

Посредствам таких нелепиц у детей развивается внимание к словоформам, чуткость к отдельным словам.

Используя жанр народной сказки можно легко и непринужденно решать весь ряд задач работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста стоящих перед педагогом.

Ребенок, слушая сказку, запоминает слова, их значение, правильное употребление слов в контексте. Также за счет использования сказки в работе по обогащению словаря, расширяется предметный, глагольный словарь, словарь прилагательных, антонимов, омонимов, синонимов, параллельно решаются прочие задачи - активизация словаря, устранение нелитературных слов. Этому способствует то, что для ребёнка сказка - особый мир, который он воспринимают активно.

Лобанова Вера, ДО-316


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе

Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...

Устное народное творчество в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В презентации представлен опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений  дошкольников средствами устного народного творчества. Использование малых фольклорных форм в коррекционно-ло...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений  дошкольников средствами устного народного творчества....

Круглый стол для педагогов. «Словесное творчество детей – результат работы педагога»

рабочий материал для проведения круглого втола с педагогами по направлению "работа над развитием словаря детей"...

Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....