Мастер-класс с родителями: "Какой он - звук Л?"
материал

Сергеева Анна Геннадьевна

Мастер-класс с родителями: "Какой он - звук Л?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер - класс.24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-  класс для родителей.

«Какой он - звук Л?».

Цель:

1. Дать представления о нарушениях звука Л.

2. Представить виды работы по автоматизации звука.

3. Заинтересовать родителей разнообразием видов работы над звуком.

Ход работы:

Организационный момент.

-  Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады вас видеть в стенах нашего детского сада на мастер – классе (родители сидят за столом). Прежде чем начать работу, давайте настроимся на плодотворное сотрудничество.

 - Все закрыли глаза, сделали глубокий вдох через нос и выдохнули через рот. Открыли глаза и улыбнулись соседу справа.

Основная часть.

 - Тема нашего мастер – класса «Какой он- звук Л?».      

Нарушение произношения звука Л встречается очень часто, характерной особенностью этого звука является – длительное время по введению звука в речь. Поэтому сегодня мы с вами рассмотрим некоторые приёмы по автоматизации этого звука.

Прежде чем начать работу, необходимо рассмотреть артикуляционный аппарат, и понять какие его части отвечают за правильное и чёткое произношение звука.

   Артикуляционный аппарат — это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), участвующие в производстве звуков речи и голоса. Согласованная работа органов артикуляционного аппарата, порождающая человеческую речь, называется артикуляцией. Артикуляция (от лат. articulo — «расчленяю») — многоступенчатый акт, состоящий из трех последовательных фаз:

Проверка знаний родителей. 

Родителям раздаётся профиль, и они произносят звук л, и по ощущениям изобразить положение языка (Л – ЛЬ).

Артикуляция звука Л.  

-  А теперь посмотрим и ещё раз закрепим артикуляционный уклад при произношении звуков Л.

Виды нарушений звука Л    

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды нарушения звука Л

  • удлинение смежных гласных («аампа», «паака», «стоо» вместо лампа, палка, стол);
  • произнесение л в виде краткого гласного звука типа ы («ыампа», «паыка», «стоы»);
  • замена л фонемой и (j) («йампа», «пайка», «стой»)
  •  фонемой л' («лямпа», «палька», «столь»),
  • Наиболее распространенным видом является произнесение в качестве л звука в или краткого у (вампа, уампа)

Этапы работы над звуком.

  • 1. Постановка звука.
  • 2. Автоматизация звука в слогах.
  • 3. Автоматизация звука в словах.
  • 4. Автоматизация в предложениях, текстах, стихах.
  • 5. Дифференциация звука.
  • 6. Звук в речи.

Артикуляционная гимнастика:

Как известно, чтобы ребёнок правильно проговаривал все звуки, необходимо уделять огромное внимание артикуляционной гимнастики, сейчас мы с вами сделаем специальную артикуляционную гимнастику, упражнения которой в большей степени подготавливают артикуляционный аппарат для произношения звука Л: 

1.«Чистим верхние зубы»

2. «Парус»

3. «Лошадка»

4. «Грибочек»

5. «Гармошка»

6. «Маляр»

7. «Дятел» 

Изолированное произношение звука Л        

Родителям предлагаются бумажные кораблики и самолётики. (кораблик работа в паре – один дует на кораблик, другой гудит: л-л-л), самолётик пускают и гудят пока их самолёт летит).

-  Детям очень нравятся подобные игры, и это всё выглядит как забава, а не выполнение задания.

Автоматизация звука Л в слогах.    

- Повтори за мной, это работает только на первом этапе, гораздо эффективнее, когда ребёнок самостоятельно проговаривает звук и при этом делает определённые движения. Например – хлопает, собирает мозаику, идёт по ступенькам, рисует картинку.  А мы с вами сейчас споёт песенку в слогах. (первая песенка «В лесу родилась ёлочка, родители сидят на местах: ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла. Вторая песенка «Танец маленьких утят» - родители стоят в кругу и выполняют движения со слогами.

Автоматизация звука Л в словах.    

 - Также как и в работе со слогами эффективнее, когда ребёнок сам произносит слово с нарушенным звуком.

Можно поиграть в такие игры:

  1. Рассади цветы в клумбе.
  2. Надень платье кукле.
  3. Что у клоуна и т. д.

Игра лабиринт (на полу разложены круги с картинками, два родителя подбрасывают кубик и передвигаются, называя картинки (кто первый пройдёт лабиринт).

Автоматизация звуков Л в предложениях.

 - Следующим этапом работы, является работа над автоматизацией звука л в предложениях. Поиграем в такие игры:

 1.Что купила Лола?

 2. Что сказала Лола?

 3.Что у Клавы в кладовке?

 4.Жадина и. т. д. 

Родителям раздаются предметные картинки.

 - Эта игра помогает автоматизировать звук в предложениях, а также способствует развитию словаря, обогащение словарного запаса словами обобщениями

«Где лежит».  (появление предметов по щелчку)

Родители проговаривают предложения.

 - Эту игру очень любят дети, особенно когда самостоятельно манипулируют предметами. Пусть манипулирует предметами и проговаривает, что он делает.

Автоматизация звука в Текстах.

1.Пересказ текстов.
2. Пересказ сказок, рассказов.
3. Рассказы по картине (на которой изображены картинки со звуком Л)

 - Давайте попробуем рассказать историю по опорным рисункам (составляют рассказ).

 -А главная цель этого задания, чтобы ребёнок пересказал рассказ, а картинки помогают быстрее запомнить его.

 - И ещё одно упражнение - придумай историю.

 - Сейчас очень много пособий, это красочные, иллюстрированные материалы, которыми очень легко заинтересовать ребёнка. Регулярное выполнение домашних заданий, способствует наиболее быстрому введению звука в речь. Конечно, логопед даёт определённые задания на дом, но если приобрести какое-либо пособие, или сделать игру, то это благотворно отразится на работе с ребёнком.

Заключительная часть.

 - На этом наш мастер-класс подошел к концу. Мне было очень приятно работать с вами. У кого есть вопросы – задавайте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи».

Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи»....

Мастер - класс для родителей на тему "Постановка звуков "Л", "Р".

Мастер-класс проводился  для родителей воспитанников старшей группы  17 марта 2016 года для того, чтобы продемонстрировать комплекс \упражнений по индивидуальной работе в постановке звуков "...

Мастер-класс для родителей по теме "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"

Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопедические группы. В консультации рассказывается о том, как разнообразить процесс автоматизации звук...

Мастер- класс для родителей «Учимся правильно слышать звуки и их произносить»

активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффект...

Мастер-класс "Способы и приемы постановки сонорных звуков "

Мастер-класс будет интересен родителям, желающим помочь своим детям. В нем подробны описаны приемы постановки сонорных звуков....

Мастер-класс для музыкальных руководителей "Откуда берется звук?"

Мастер-класс для музыкальных руководителей"Откуда берется звук?" Цель: Ознакомление с принципами образования звуков, воспитание интереса к звучащему миру, развитие внимания, а также эмо...