Мастер-класс с родителями: "Какой он - звук Л?"
материал
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для родителей.
«Какой он - звук Л?».
Цель:
1. Дать представления о нарушениях звука Л.
2. Представить виды работы по автоматизации звука.
3. Заинтересовать родителей разнообразием видов работы над звуком.
Ход работы:
Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады вас видеть в стенах нашего детского сада на мастер – классе (родители сидят за столом). Прежде чем начать работу, давайте настроимся на плодотворное сотрудничество.
- Все закрыли глаза, сделали глубокий вдох через нос и выдохнули через рот. Открыли глаза и улыбнулись соседу справа.
Основная часть.
- Тема нашего мастер – класса «Какой он- звук Л?».
Нарушение произношения звука Л встречается очень часто, характерной особенностью этого звука является – длительное время по введению звука в речь. Поэтому сегодня мы с вами рассмотрим некоторые приёмы по автоматизации этого звука.
Прежде чем начать работу, необходимо рассмотреть артикуляционный аппарат, и понять какие его части отвечают за правильное и чёткое произношение звука.
Артикуляционный аппарат — это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), участвующие в производстве звуков речи и голоса. Согласованная работа органов артикуляционного аппарата, порождающая человеческую речь, называется артикуляцией. Артикуляция (от лат. articulo — «расчленяю») — многоступенчатый акт, состоящий из трех последовательных фаз:
Проверка знаний родителей.
Родителям раздаётся профиль, и они произносят звук л, и по ощущениям изобразить положение языка (Л – ЛЬ).
Артикуляция звука Л.
- А теперь посмотрим и ещё раз закрепим артикуляционный уклад при произношении звуков Л.
Виды нарушений звука Л
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды нарушения звука Л
- удлинение смежных гласных («аампа», «паака», «стоо» вместо лампа, палка, стол);
- произнесение л в виде краткого гласного звука типа ы («ыампа», «паыка», «стоы»);
- замена л фонемой и (j) («йампа», «пайка», «стой»)
- фонемой л' («лямпа», «палька», «столь»),
- Наиболее распространенным видом является произнесение в качестве л звука в или краткого у (вампа, уампа)
Этапы работы над звуком.
- 1. Постановка звука.
- 2. Автоматизация звука в слогах.
- 3. Автоматизация звука в словах.
- 4. Автоматизация в предложениях, текстах, стихах.
- 5. Дифференциация звука.
- 6. Звук в речи.
Артикуляционная гимнастика:
Как известно, чтобы ребёнок правильно проговаривал все звуки, необходимо уделять огромное внимание артикуляционной гимнастики, сейчас мы с вами сделаем специальную артикуляционную гимнастику, упражнения которой в большей степени подготавливают артикуляционный аппарат для произношения звука Л:
1.«Чистим верхние зубы»
2. «Парус»
3. «Лошадка»
4. «Грибочек»
5. «Гармошка»
6. «Маляр»
7. «Дятел»
Изолированное произношение звука Л
Родителям предлагаются бумажные кораблики и самолётики. (кораблик работа в паре – один дует на кораблик, другой гудит: л-л-л), самолётик пускают и гудят пока их самолёт летит).
- Детям очень нравятся подобные игры, и это всё выглядит как забава, а не выполнение задания.
Автоматизация звука Л в слогах.
- Повтори за мной, это работает только на первом этапе, гораздо эффективнее, когда ребёнок самостоятельно проговаривает звук и при этом делает определённые движения. Например – хлопает, собирает мозаику, идёт по ступенькам, рисует картинку. А мы с вами сейчас споёт песенку в слогах. (первая песенка «В лесу родилась ёлочка, родители сидят на местах: ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла. Вторая песенка «Танец маленьких утят» - родители стоят в кругу и выполняют движения со слогами.
Автоматизация звука Л в словах.
- Также как и в работе со слогами эффективнее, когда ребёнок сам произносит слово с нарушенным звуком.
Можно поиграть в такие игры:
- Рассади цветы в клумбе.
- Надень платье кукле.
- Что у клоуна и т. д.
Игра лабиринт (на полу разложены круги с картинками, два родителя подбрасывают кубик и передвигаются, называя картинки (кто первый пройдёт лабиринт).
Автоматизация звуков Л в предложениях.
- Следующим этапом работы, является работа над автоматизацией звука л в предложениях. Поиграем в такие игры:
1.Что купила Лола?
2. Что сказала Лола?
3.Что у Клавы в кладовке?
4.Жадина и. т. д.
Родителям раздаются предметные картинки.
- Эта игра помогает автоматизировать звук в предложениях, а также способствует развитию словаря, обогащение словарного запаса словами обобщениями
«Где лежит». (появление предметов по щелчку)
Родители проговаривают предложения.
- Эту игру очень любят дети, особенно когда самостоятельно манипулируют предметами. Пусть манипулирует предметами и проговаривает, что он делает.
Автоматизация звука в Текстах.
1.Пересказ текстов.
2. Пересказ сказок, рассказов.
3. Рассказы по картине (на которой изображены картинки со звуком Л)
- Давайте попробуем рассказать историю по опорным рисункам (составляют рассказ).
-А главная цель этого задания, чтобы ребёнок пересказал рассказ, а картинки помогают быстрее запомнить его.
- И ещё одно упражнение - придумай историю.
- Сейчас очень много пособий, это красочные, иллюстрированные материалы, которыми очень легко заинтересовать ребёнка. Регулярное выполнение домашних заданий, способствует наиболее быстрому введению звука в речь. Конечно, логопед даёт определённые задания на дом, но если приобрести какое-либо пособие, или сделать игру, то это благотворно отразится на работе с ребёнком.
Заключительная часть.
- На этом наш мастер-класс подошел к концу. Мне было очень приятно работать с вами. У кого есть вопросы – задавайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи».
Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи»....
Мастер - класс для родителей на тему "Постановка звуков "Л", "Р".
Мастер-класс проводился для родителей воспитанников старшей группы 17 марта 2016 года для того, чтобы продемонстрировать комплекс \упражнений по индивидуальной работе в постановке звуков "...
Мастер-класс для родителей по теме "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"
Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопедические группы. В консультации рассказывается о том, как разнообразить процесс автоматизации звук...
Мастер- класс для родителей «Учимся правильно слышать звуки и их произносить»
активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффект...
Мастер-класс "Способы и приемы постановки сонорных звуков "
Мастер-класс будет интересен родителям, желающим помочь своим детям. В нем подробны описаны приемы постановки сонорных звуков....
Мастер-класс для музыкальных руководителей "Откуда берется звук?"
Мастер-класс для музыкальных руководителей"Откуда берется звук?" Цель: Ознакомление с принципами образования звуков, воспитание интереса к звучащему миру, развитие внимания, а также эмо...