Мастер-класс "Способы и приемы постановки сонорных звуков "
методическая разработка по развитию речи

Васильева Наталья Александровна

Мастер-класс будет интересен родителям, желающим помочь своим детям. В нем подробны описаны приемы постановки сонорных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx921.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 26 «Василек»

140250 Московская область, Воскресенский р-н, пгт. Белоозёрский, ул.Молодёжная, д.38; тел./факс: 8(49644) 75-626; e-mail: MDOU_26_VASILEK@mail.ru

«Способы и приёмы постановки сонорных звуков»

http://lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_18/9/d-8296/8296_html_43ddacee.jpg

Подготовила воспитатель

 высшей категории

Васильева Н.А.

Значение

• Даже если ребёнок не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

• Она является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед. Некоторые родители считают, что, повторяя многократно слова, чистоговорки, и даже скороговорки, они могут воспитать правильное звукопроизношение у ребёнка. Они и не подозревают, что сначала ребёнок должен научиться правильно, произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах. А только потом во фразе.

• Для занятий дома родителям и воспитателям предлагается проводить артикуляционную гимнастику, тем более что раннем возрасте и младшем возрасте этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного звукопроизношения. Логопед подбирает упражнения артикуляционной гимнастики в соответствии с нарушением речи.

 • При подборе и выполнении упражнений артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность.

Требования, предъявляемые к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики:

Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно (для выработки, уточнения и закрепления и совершенствования двигательных навыков органов артикуляции). Длительность выполнения – не менее 5 минут

• Выполнять сидя перед зеркалом

• Ребёнок должен видеть правильный образец выполнения упражнений взрослым

• Дозировка: повторить каждое упражнение5-8 раз, под четкий, спокойный счёт до пяти

• Поэтапное выполнений упражнений

• Контролировать качество выполнение (равномерное участие левой и правой половины языка, губ)

Помните, что выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребёнка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрения придадут ему уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

Способы и приёмы постановки звука [Л].

 При отсутствии звука постановка осуществляется в 2 этапа:

Постановка [л] межзубного. Ребёнку предлагается произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции, затем произносить сочетание с просунутым между зубами языком.

Когда звук станет чётким необходимо затормозить движение нижней челюсти. У детей со стёртой формой дизартрии рекомендуется закрепить такой звук в слогах и словах. Далее перевести язык в зазубное положение, крепко прижимая язык к альвеолам произносить лы-лы-лы.

Способы и приёмы постановки звука [Р].

 По подражанию. Ребёнка просят выполнить упражнение «грибок». В момент присоса просят с силой подуть на кончик языка. К полученной глухой вибрации присоединяют голос. При поставленном верхнем подъёме языка ребёнка просят произнести сочетания: джжж, жжж, либо д-д-д-д. В этот момент шпателем, шариковым зондом или чистым пальцем выполнять быстрые движения из стороны в сторону по нижней части языка ближе к кончику.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8—10 раз. Наберитесь терпения! Занятия по постановке звукопроизношения должны проходить по определённой системе, от простого к сложному.

Постановка звука Л; автоматизация звука Л; постановка звука Л', автоматизация звука Л'; дифференциация Л-Л', дифференциация звуков [л], [л’] - [в], [в’].

Постановка звуков Р; автоматизация звука Р; постановка звука Р', автоматизация звука Р'; дифференциация звуков Р-Р'; дифференциация звуков Л, Л' – Р, Р'

Этапы работы:

I. Постановка звука:

Выполнение артикуляционных упражнений.

II. Автоматизация:

В слогах:

В прямых слогах и слоговых рядах:

В обратных слогах и слоговых рядах:

- В слогах со стечениями и слоговых рядах:

- Игра «Закончи слово»:

- Произнеси слог столько раз, сколько: тебе лет; фигур на листе; хлопков и т.д.

- «Добавь слог»

В словах:

- В начале:

- В конце:

- В середине:

- Игра «Добавь слово»:

- Игры «Телефон», «Телеграф»

- Игра «Запомни и повтори»

- Игра «Подбери словечко»

- Игра «Посмотри вокруг»

- Игра «Назови детенышей у животных»

- Игра «Отгадай слово»:

- Упражнение в образовании множественного числа существительных

- Подбор родственных слов к существительному

3. В предложениях:

- в простых:

- В распространенных:

- Игра «Составь предложения с заданными словами»

- Задание «Ответь на вопрос»:

- В загадках

- В чистоговорках

- В скороговорках

- В стихах

- В рассказах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

постановка сонорных звуков (Л Р)

постановка сонорных звуков ( Л Р ) различными способами : по подражанию,от артикуляционного уклада,от опорного звука,от опорного звука с механической помощью...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки сонорных звуков

Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков....

Перспективный план коррекционной работы по постановке сонорных звуков

Индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения звуков Р,Рь,Л,Ль позволяет формировать правильное звукопроизношение, развивать подвижность артикуляционного аппарата, осуществлять постан...

Памятка для родителей по постановке сонорных звуков.

В данном материале в наглядной игровой форме показаны этапы постановки сонорных звуков. С помощью артикуляционных упражнений достаточно просто и быстро научить ребенка произносить звуки....

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорного звука "Л"

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносит...

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Рь

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Рь...

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Л, ЛЬ

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Л, ЛЬ...