CОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья (средняя группа)
Аннотация. Статья посвящена содержанию и технологии моделирования вариативной образовательной среды в соответствии с задачами комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте реализации ФГОС. В данной работе раскрывается понятие инклюзивного образования и особенности образования с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2_1.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
CОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Степанова О.Ю.
ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена содержанию и технологии моделирования вариативной образовательной среды в соответствии с задачами комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте реализации ФГОС. В данной работе раскрывается понятие инклюзивного образования и особенности образования с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями, образовательная среда.
Инклюзивное образование – (от франц.inclusif – включающий в себя), понятия, используемые для описания того, как обучать детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование – это образование, которое дает возможность всем детям физически, интеллектуально, социально, эмоционально, языковой и иным образом участвовать в процессе общего (единого, целостного) образования и воспитания (развития и социализации) стать членом равноправного общества [3].
Следует отметить, что введение его включения в систему образования не должно принижать значение специального образования. Инклюзивное образование является частью образования и является альтернативой предоставлению образовательных услуг детям с ограниченными возможностями. Всем детям с особыми потребностями рекомендуется развивать социальный опыт и педагогическое взаимодействие со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждый ребенок должен выбирать педагогический стиль, доступный и полезный для его развития. Включение образования может быть ограничено в тех случаях, когда дети не заслуживают совместного обучения и должны быть обеспечены возможностями обучения в специализированных учреждениях для поддержки развития социальных и кооперативных навыков, досуговой программы [1].
Создание системы организации и методологии, достаточно гибкой и вариативной для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными способностями, требует преемственностью системы дошкольного и школьного образования. Совместная деятельность специалистов дошкольного и школьного образования осуществляется в комплексе с выработкой общих решений в области создания педагогических условий для инклюзивности. Отметим, что при осуществлении работы по развитию детей с ограниченными возможностями проходят в следующих формах: совместные заседания педагогических советов и собраний, родительские собрания, воспитательные мероприятия, школьные занятия для будущих первоклассников.
Инклюзивная образовательная среда – тип образовательной среды, позволяющий эффективно развиваться всем субъектам образовательного процесса. Он заключается в решении проблемы обучения детей-инвалидов путем адаптации образовательного пространства к потребностям каждого ребенка, в том числе реформирования образовательного процесса. Это может включать методологическую гибкость и методологические вариации в благоприятной психологической атмосфере. Создать новые методы инклюзивного образования, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка без исключения и по возможности полностью вовлечь детей в образовательный процесс [2].
На основе работ С.В.Алехиной, М.М.Семаго, в которых предложены компоненты образовательной среды учреждения, можно выделить структуру инклюзивной образовательной среды как пространства социализации детей с разными способностями и особенностями:
- пространственно-предметный компонент (материальные возможности - доступные архитектурные и пространственные организации, предоставляет современные методы и системы, отвечающие образовательным потребностям детей);
- содержательно-методический компонент (скорректированная форма работы для развития ребенка разнообразие и гибкость методов обучения, соответствующие форматы и методы);
- коммуникативно-организационный компонент (личная и профессиональная готовность педагогов к работе в группах (интегрированное) благоприятное психическое состояние в коллективе).
Одной из фундаментальных характеристик эффективной среды обучения является безопасность. Психически безопасная среда - это среда, в которой большинство участников позитивно относятся к этой среде. Высокий уровень удовлетворенности взаимодействием и защита от психологического насилия. В контексте проблемы создания и функционирования интерактивных образовательных сред этот аспект требует особой разработки и обоснования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избр.труды. – 2-е изд. – Мосвка : Изд-во МПСИ, 2017. – 156 с.
2. Назарова Н.А. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. - 2020. - №1 - С. 77-88.
3. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ.ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – Москва : МГППУ, 2018. – 90 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ"
Данная презентация определяет основные направления работы педагогов ДОУ по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья....
«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»
Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...
Семинар-практикум «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья средствами «познавательно-игрового сеанса»
На семинаре-практикуме рассказывается о формах, метода и средствах комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами «познавательно-игрового сеанса»....
«Инновационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и мо...
Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»...
Комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
В структуре нашей дошкольной организации – МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» – 8 групп компенсирующкей направленности для детей с различной зрительной патологией, обеспе...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация. В статье раскрывается вопрос использования инновационныхобразовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Оп...