РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
методическая разработка
В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стала актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
haritonenko.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
С.С. Харитоненко
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №188», sveta.haritonenko@yandex.ru
В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стала актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе. Так как дошкольников, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии, достаточно сложно заинтересовать и побудить к активному участию в образовательном процессе, потому что у нихнаблюдается низкий уровень развития памяти, восприятия, недостаточно сформированы пространственные представления, снижен уровень мотивации к занятиям и коммуникативному развитию, для меня возник вопрос: «Как организовать образовательный процесс интересным для детей с ограниченными возможностями здоровья?».
Многие из нас знают, что дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть речь идет о психических, физических и сенсорных дефектах. Но немногие знают специфику развития и обучения этих деток. Рассмотрим этот вопрос более подробно, так как от этого зависит выбор приемов и методов обучения и воспитания.
В зависимости от степени ограничения здоровья выделяют семь групп:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие) - имеют двухстороннее нарушение слуха, поэтому нормальное общение с людьми при помощи речи затруднено, в некоторых случаях даже невозможно.
- Дети с нарушением зрения (слабовидящие, слепые) – не могут использовать свое зрение для познавательной деятельности.
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) – не могут наравне со сверстниками двигаться с той же скоростью и силой, их движения нескоординированы.
- Дети с задержкой психического развития - имеют нарушение интеллектуальной работоспособности.
- Дети с тяжелыми нарушениями речи – эти детки немые от рождения, либо с невнятной речью.
- Дети с умственной отсталостью – имеют стойкие и необратимые нарушения психического развития.
- Дети с расстройствами общения и поведения – не могут общаться с людьми, так как у них полностью парализована коммуникативная функция.
С точки зрения психолого- педагогической характеристики у детей данных групп неустойчивое внимание, дети с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Снижена познавательная активность. Из-за слабого развития интеллектуальной деятельности наблюдается несовершенствование навыков самоконтроля, снижен уровень мотивации к обучению. Для обработки полученной информации им необходимо больше времени, чем остальным детям.
Снижен уровень восприятия, дети испытывают затруднения в ознакомлении с окружающим миром.
Преобладает кратковременная, механическая и наглядная память, которая ограничена в объеме, поэтому функция словесного запоминания развивается плохо.
Потребность в общении со сверстниками и взрослыми и снижена.
Имеются проблемы с речью.
В результате повышенной истощаемости и психомоторной расторможенности наблюдается сниженная работоспособность.
У детей с ОВЗ пространственные представления недостаочно сформированы, поэтому они испытывают затруднения в полноценном анализе формы, не могут установить симметричность.
Вследствие этого у детей с ОВЗ трудности формирования учебных навыков (контролирование деятельности; планирование предстоящей работы; умение работать в определенном темпе; определения путей и средств достижения учебной цели).
Всем известно, что ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста является игра, независимо от того здоров ли ребенок или имеет ограниченные возможности здоровья. Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
По словам Йо́ханХёйзинга «Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования»[3].
Социо-игровая педагогика представлена Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки» [3].
Поэтому изучив и проанализировав инновационные технологии, нами было отмечено, что квест-технология – это совершенно новая форма для организации образовательного процесса, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, тем самым повышая потребность в усвоении нового или закреплении пройденного материала, тем самым повышая результативность коррекционно-оздоровительной работы. Актуальность такого подхода заключается в том, что он доставляет детям радость не только самостоятельного поиска и нового открытия но, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной деятельности дошкольников, их творческой активности, формирование новых и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков.
В подготовке квест–игры для детей с ОВЗ от педагога требуется высокий профессионализм, так как эти дети имеют свою специфику, непосредственно связанную с особенностями развития (низкая познавательная активность, бедность представлений об окружающих предметах и явлениях, нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы, различные физические и речевые, нарушения и т.д.). Отсюда следует, что задания, условия и содержание в организации игры нужно планировать в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей с ОВЗ. В содержание необходимо включать различные виды деятельности, так как выполнять однотипные задания дети данной группы не могут из-за психолого-возрастных особенностей. Поэтому очень важно тщательно продумывать время, в течение которого воспитанники смогут справиться с заданием, но при этом не потерять к нему интерес, кроме того, они должны четко представлять себе цель, к которой стремятся.Немаловажно при планировании и подготовки квеста учитывать и сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Условноквесты разделяют на три группы:
-линейные - участники двигаются по определенному маршруту от одной точки и встречаются в другой точке;
- штурмовые - проводятся как в закрытом помещении, так и на открытом пространстве;
-кольцевые - начинаются и заканчиваются в одной и той же точке, прохождение станций можно проходить в разном порядке, но в определенной последовательности.
Необходимо помнить четыре основных условия для организации квестов для детей с ОВЗ:
- вопросы и задания должны соответствовать возрасту и пройденному материалу;
- недопустимо унижать достоинство ребенка, если у него что-то не получилось;
- споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Принцип организации мирных квестов - это найди и принеси, сообщи и получи.
Задания необходимо формулировать по схеме:
1.Задание должно быть кратким, конкретным
2. Сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
3.При формулировании заданий необходимо показать конечный продукт.
4. Стойте рядом с ребенком, когда формулируете задание,.
5.Давайте возможность ребенку закончить начатое дело.
Для реализации квест-технологии в своей работе я применяю проблемно-обучающие ситуации, логические и поисковые задания, логоритмику. Для составления маршрутов использую: маршрутные листы (указываются станции, которые необходимо пройти или загадки-подсказки), волшебные клубочки, письма с заданиями от героев сказок или литературных персонажей.
Применениеквест-технологии, позволило мне выделитьбольшое количество достоинств и для детей дошкольного возраста с ОВЗ, и для педагога:
-квест является привлекательным для ребенка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный процесс в ходе выполнения заданий;
-квест-технология естественным образом осуществляет интеграцию образовательных областей, комбинирует разные виды детской деятельности и формы работы с детьми;
- квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме;
- позволяет педагогу выделять для ознакомления те объекты, которые он считает значимыми с точки зрения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей;
- квест дает возможность решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребенок чувствует свою успешность.
- кроме того, несомненным достоинством квест-игры является возможность привлечения в совместную деятельность абсолютно всех участников коррекционно-развивающего процесса: как детей, воспитателей, так и специалистов ДОУ (например, учителя-дефектолога, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкального руководителя). С помощью этой совместной деятельности реализуются речевые и умственные, физические и творческие способности, позволяя им воплотить свои знания практической деятельности.
Реализацию квес – технологии я реализую не только в образовательном процессе с детьми, но и на совместных развлечениях с родителями.
Проведение квест-игры «Морское путешествие» совместно с детьми, родителями и педагогами стало интересным подходом в работе с родителями. Все участники были увлечены поиском сокровищ, преодолевая препятствия и выполняя задания Морского волка.
Вквесте «С мамочкой своею я все преодолею!», посвященного празднованию Дня Матери дети и мамы проходили по маршруту, который для них подготовила Баба Яга, чтобы спасти свои подарки. На пути участники повстречали Старичка Лесовичка, который перепутал половинки картинок сживотными, рыжую плутовку Лису, которая хотела запутать в отгадывании загадок, а так же пришлось выполнить несколько заданий от самой Бабы Яги. В конце были танцы и приятные впечатления от совместно проделанной работы.
В процессе внедрения в практику квест-технологии мною наблюдается положительная динамика в освоении детьми программы ДОУ. Дети проявляют активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, в детях развивается чувство уверенности в себе, своих товарищах, снижается чувство страха за ошибку. У ребят формируется позитивное отношение к окружающему миру, к самому себе и другим людям. Применение данной технологии положительно отразилось на развитии внимания, памяти, аналитических способностей.
Литература
1. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор-составитель Н.Д. Шматко) - М.: «Аквариум», 2001.
2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...
Выступление на конференции 2015 г: "Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества".
Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества...
Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при осуществлении инклюзивного образования в дошкольных образ...
Статья "Развитие эмоционально - личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии в дошкольной образовательной организации"
Психологические исследования и практические наблюдения за дошкольниками показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности...
Особенности мониторинга социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения
В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию,...
Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения
В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали ме...
- Мне нравится (1)