Использование нейропсихологических технологий в работе учителя — логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
проект по логопедии (старшая группа)
Проект направлен на практическое усвоение применения сиситемы нейропсихологических технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Использование нейропсихологических технологий
в работе учителя — логопеда с обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Смирнова М.В.
г. Урень, 2023 г.
Содержание
Краткая аннотация проекта ….............................................................................. 3
Актуальность проблемы ....................................................................................... 4
Цели и задачи проекта .......................................................................................... 7
Паспорт проекта …................................................................................................ 8
Этапы реализации проекта …............................................................................... 9
Основное содержание проекта …......................................................................... 9
Ожидаемые результаты реализации проекта ..................................................... 23
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта …..... 24
Ресурсы ….............................................................................................................. 11
Перспективы дальнейшего развития проекта …................................................ 12
Заключение …........................................................................................................ 12
Список литературы …........................................................................................... 13
Приложения …....................................................................................................... 14
Аннотация проекта
Педагогический проект направлен на решение педагогических проблем и противоречий, имеющих место в настоящее время в школьном образовании.
Педагогический проект направлен на использование системы практического применения нейропсихологических технологий, методов и приёмов в коррекционной деятельности учителя — логопеда с детьми младшего школьного возраста со статусом ОВЗ, что позволяет оптимизировать и совершенствовать коррекционный процесс в целом.
Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса о развитии когнитивных функций обучающихся, стабилизации их психического состояния и повышении мотивации к коррекционным занятиям. Основная часть работы посвящена описанию методов и средств реализации педагогического опыта. В заключении содержатся результаты коррекционной деятельности по заявленной теме. Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе.
Проект носит комплексный характер — включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность. Работа по реализации проекта осуществляется учителями — логопедами через коррекционно-образовательную деятельность с детьми, информационно — просветительную работу с педагогами и родителями / законными представителями.
Проект имеет точную проектную позицию, основан на анализе методической литературы, на анализе первых полученных результатов в процессе использования нейропсихологических технологий, выработана методологическая стратегия реализации и принципы внедрения данных технологий в коррекционный процесс, доказана эффективность его реализации на практике.
Актуальность проблемы
Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования универсальных учебных действий, которые учитывали бы реальные возможности обучающихся и условия, в которых протекает их образовательная деятельность. На современном этапе, когда наука обогатилась новыми знаниями о центральной нервной системе, в психолого-коррекционную службу в сфере образования активно внедряется нейропсихология. С появлением методов нейровизуализации и исследований материальных изменений, происходящих в головном мозге, стало возможным оценивать непосредственный эффект как отдельных образовательных технологий, так и системы образования в целом. В данных условиях учитель должен быть, прежде всего, исследователем новых технологий и методов реализации процессов обучения и воспитания.
Необходимость поиска новых эффективных современных технологий для учителя — логопеда определяется тем, что у детей с нарушениями речи всё чаще встречаются сочетанные нарушения, такие как отставания в физическом, психическом и социально-личностном развитии, эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение дыхания, общей и мелкой моторики, заторможенность, мышечное напряжение, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Специалисты констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, эпиготовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Возросло количество леворуких детей. Поэтому нужно оценивать здоровье и психический статус детей по-новому. Изменился мир и изменились адаптивные механизмы человека. Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Нейропсихология позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтения и письма.
За последние годы количество детей с проблемами здоровья только увеличивается, несмотря на различные мероприятия, проводимые в нашем обществе, начиная еще до рождения ребенка. Это подтверждают данные статистики, проведенные нейропсихологами в МГУ. В результате дети с ОВЗ оказываются в общеобразовательных школах, где психологи и логопеды совместно с учителем ведут сопровождение таких детей по индивидуальным маршрутам с учетом нарушенных функций и состояния их здоровья. Количество детей со статусом ОВЗ в МБОУ СОШ № 45 г. Новосибирска также растет год от года.
С возрастом, трудности овладения грамотной письменной речью только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, согласно данным Т. В. Ахутиной, Л. С. Цветковой, Л. В. Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации. Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Для решения проблемы результативности и эффективности логопедических занятий, в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических технологий становится актуальным. Применение данных методов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является игровой и здоровьесберегающей технологией, что полностью соответствует государственным приоритетам в системе образования. Нейропсихологический подход дополняет коррекционную программу и вместе с ней реализуется. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения, выстроить грамотную программу сопровождения и оказать помощь в формировании базовых функций для дальнейшего обучения ребенка.
МБОУ СОШ № 45 г. Новосибирска имеет обширную материально-техническую базу, на основе которой можно внедрять инновационные технологии в работу с детьми с ОВЗ. Это послужило основанием для создания данного проекта.
Из анализа проблемы вытекают следующие педагогические противоречия:
- между использованием классических, традиционных методов и приёмов коррекционной логопедической помощи и необходимостью повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса в современных условиях;
- между необходимостью использования нейропсихологических технологий, методов и приёмов в коррекционной деятельности логопеда и недостаточной разработкой методических пособий;
- между существующим многообразием нейропсихологических технологий в специальной литературе и отсутствием опыта педагогической деятельности в данном направлении.
Цель и задачи проекта
Цель проекта – создать условия, повышающие эффективность логопедической работы с детьми младшего школьного возраста со статусом ОВЗ в условиях школьного логопункта путём внедрения нейропсихологических технологий в коррекционный процесс.
Задачи проекта:
- проанализировать передовой педагогический опыт по использованию нейропсихологических технологий, методов и приёмов в практике работы с детьми, имеющими речевые нарушения;
- определить эффективность использования нейропсихологических технологий, методов и приёмов при работе с детьми с речевой патологией младшего школьного возраста;
- приобрести дополнительное специальное оборудование для внедрения нейропсихологических технологий;
- сформировать комплексы нейропсихологических упражнений с использованием специального оборудования для коррекционной работы с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей;
- внедрить эффективные нейропсихологические методы, приёмы в коррекционную работу по развитию речи у детей с ОВЗ;
- осуществить мониторинг эффективности выбранных направлений в коррекционной работе учителя — логопеда;
- привлечь внимание учителей и родителей к использованию современных технологий, направленных на повышение эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- транслировать опыт использования нейропсихологических технологий на уровне районных, городских мероприятий;
- создать методическое пособие с рекомендациями для педагогов по использованию нейропсихологических приёмов и методов при работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии.
Проект имеет возможность варьироваться и может быть адаптирован в зависимости от тяжести нарушений, возрастного и численного состава детей с ОВЗ. Это отражает научно-практическую ценность и востребованность проекта.
Паспорт проекта
Название проекта | Использование нейропсихологических технологий в работе учителя — логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. |
Идея проекта | Педагогический проект направлен на оптимизацию и повышение эффективности коррекционных логопедических методов в работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ с помощью нейропсихологических технологий. |
Образовательная организация | «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Парус» г. Урень Нижегородской области |
Тип проекта | Практико — ориентированный, долгосрочный |
Участники проекта | Учитель логопед, дошкольники с ОВЗ |
Автор и разработчик проекта | Смирнова Маргарита Владимировна, учитель — логопед |
Ресурсы проекта | Кабинет логопеда, мультимедийная библиотека, нейропсихологическое оборудование, наглядность |
Сроки реализации проекта | Ноябрь 2023 – апрель 2023 года. |
Гипотеза проекта | Применение методов нейропсихологической коррекции и нейростимуляции позволит оптимизировать и повысить эффективность логопедической работы с обучающимися дошкольного возраста с ОВЗ. |
Объект проекта | Процесс формирования и развития высших психических функций у детей с нарушениями развития. |
Предмет проекта | Нейропсихологические упражнения, активизирующие речевые и когнитивные функции у детей 6-8 лет |
Образовательный продукт |
|
Основное содержание проекта
Педагогический проект имеет точную проектную сформулированную позицию, которая основана на анализе специальной методической литературы; в ходе разработки проекта: определена методологическая база, выработана стратегия реализации и принципы внедрения методов и приёмов по развитию высших психических функций у детей младшего школьного возраста с помощью нейропсихологических технологий.
Методологические основы проекта. Методологически работа опирается на современные (по Лурия А.Р.) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций в онтогенезе (прежде всего, в ракурсе теории о трёх блоках мозга), учении Цветковой Л. С. о нейропсихологической реабилитации и новом направлении, которое называется нейропсихология нормы или нейропсихология индивидуальных различий (Е. Д. Хомская, 1998, Т. В. Ахутина, 1998).
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать коррекционную работу. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Мы считаем, что образовательный процесс в школе необходимо строить в соответствии с одной из приоритетных задач реформирования системы образования — это задача сбережения и укрепления здоровья учащихся, выбора таких образовательных технологий, которые устраняли бы перегрузки, были бы адекватны возрасту учеников и сохраняли бы здоровье. В рамках реализации программы развития школы, в начальном звене МБОУ СОШ № 45 внедрён проект « Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников». Предыдущий мой опыт был посвящён использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда, которые способствуют охране и укреплению физического и психического здоровья детей с речевой патологией и обеспечивают их эмоциональное благополучие. Я решила не останавливаться в решении данной проблемы, а углубиться в неё и более подробнее изучить те направления в работе, которые посчитала более эффективными. Одним из таких направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. Опыт отечественных учёных (А. В. Семенович, Е. А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния».
Проведенный А. Р. Лурия (1973) анализ строения высших психических функций и их мозговой локализации позволил выявить, что осуществление любой ВПФ, например чтения или письма, требует участия таких компонентов, как программирование действия, переработка информации и поддержание рабочего состояния мозга. При этом поддержание бодрствующего состояния обеспечивается глубинными и срединными отделами мозга (I функциональный блок, по Лурия), переработка информации – задними отделами коры (II блок) и программирование и контроль – передними (лобными) отделами коры (III блок).
Речь – высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. В задачи нейропсихологии входят исследования различных форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях головного мозга. Речевая функция рассматривается, как с точки зрения её психологической особенности, так и мозговой организации. Структура речи очень сложна – это и гностическая, смысловая и практическая функции, с помощью которых строится смысловой уровень речевой деятельности, связанный с использованием средств языка – слов, фраз, построенных по правилам грамматики.
Речь, как и любая другая высшая психическая функция осуществляется при участии трёх основных блоков головного мозга: энергетического блока, блока приёма, переработки и хранения информации и блока программирования, регуляции и контроля. При недостаточном развитии одного из трёх блоков у ребёнка могут возникнуть трудности в обучении, формировании устной и письменной речи.
Если недостаточно развит 1 блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребёнок будет быстро утомляться, его энергетического ресурса хватает ненадолго, хотя такие дети могут быть очень сообразительными. Они вялы, эмоционально неуравновешенны, часто болеют. Это дети - невротики, т.к. легко реагируют на любой стимул окружающего мира. У этих детей часто встречаются аллергии в самых разнообразных проявлениях; повышенная частота заболеваний, гипо- или гипертонус. Дети пишут «как курица лапой», долго не могут научиться завязывать шнурки. Отмечается двигательная неловкость, синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма); вычурные позы; дизартрии, дисграфии; сужение полей зрения. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.
Недостаточная сформированность 2 блока приводит к проблемам с памятью и трудностью написания (например, зеркальное написание букв). Так же этот блок обеспечивает фонематическое восприятие, необходимое для правильного различения звуков и букв. В общей моторике наблюдается: бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость; несформированность сенсомоторных координаций; несформированность пространственных представлений. При задержке развития функции переработки слуховой и кинестетической информации страдают чтение и письмо, возникают фонематическая или акустико-артикуляционная, оптическая дислексия и дисграфия. Ребенок путает при чтении и письме близкие по звучанию и произношению звуки, навыки чтения и письма не автоматизируются. Трудности чтения ребенок пытается компенсировать «угадывающим» чтением. Письменные работы характеризуются следующими видами ошибок: нахождение и соблюдение строки; колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова; трудности запоминания букв и их искажение; устойчивая зеркальность букв; пропуск и замена гласных; фонетическое письмо; трудности запоминания словарных слов.
При недостаточном развитии 3 блока ребёнок не может себя контролировать и выполнять действия по образцу, им трудно решать смысловые задачи. Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения. Отставание функций программирования и контроля деятельности характеризуется дифицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения. Самоорганизация — это их самое уязвимое место, ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет. Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, начать играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают. В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок: пропуск или вставка букв, слогов, слов; персеверация предшествующих букв, слогов, слов; контаминация двух слов; нарушение границ предложения; орфографические ошибки. То есть всё то, что мы - логопеды, относим к дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ. Уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Нарушение, недоразвитие мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Признаки нарушения взаимодействия полушарий: ребенок не ползает (в норме — 5-9 мес.), тяжело начинает ходить, с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно, у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающих занятий до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.
По современным научным данным, динамика развития высшей нервной деятельности показывает, что возраст 5-7 и 9-10 – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.
По данным клинико-психологических исследований отклоняющего развития, за последние десятилетия наблюдается резкая перестройка патогенетических церебральных механизмов, обуславливающих актуализацию дизонтогенетических процессов. Этот факт обозначен как «дрейф популяционного нейропсихологического синдрома отклоняющего развития» (Семенович, 1997) и отражает определенную тенденцию к качественному изменению мозговых механизмов, лежащих в основе психической дизадаптации детей, составляющих нижненормативную часть детской популяции [4]. Работая с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья, понимаешь, что традиционные методы коррекции перестают соответствовать характеру онтогенеза этих детей. Именно это приводит к необходимости внедрения технологий комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка. Использование на практике метода неропсихологической коррекции доказывает свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами отклоняющего развития.
В настоящее время специалисты (репетиторы, педагоги-психологи, учителя, логопеды, дефектологи), анализируя состояние речи (устной, письменной) и/или других ВПФ у ребенка, указывают на ту или иную проблему в речи или в ВПФ, а не на механизмы их вызывающие. Специалист, мыслящий этим способом, и коррекционный процесс выстраивает по-другому. Коррекционный процесс идет по методу научения, тренировки слабой функции. То есть нагрузка ложится на сильные факторы, с чрезмерным включением контроля и регуляции, что вторично приводит к ослаблению энергетического фактора, и, как следствие, вызывает отрицательную эмоцию. А факторы, незрелость которых и не давала функции нормально осуществиться, так и остаются несформированными. Причем тренировка этих функций у дошкольников может дать положительный результат, но лишь на некоторое время, и то, возможно за счет компенсаторных механизмов, с помощью которых психика ребенка в условиях детсада еще сможет решать вопросы адаптации, но в условиях школы уже не сможет и, как следствие, у ребенка появятся школьные трудности в письме, в чтении, в математике и т. д. Специалисты в процессе коррекционной деятельности используют метод «атака слабости», нагружая слабый фактор и тем самым «сажая» или усугубляя его, что приводит к вторичному снижению энергетического фактора и, как следствие, дезинтеграции и резкому снижению эффективности системного взаимодействия мозговой активности.
Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, ориентированные на преодоления трудностей усвоения речи, слухо-речевой памяти, письма, счетных операций и т. д. Второе направление — методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, ЛФК, массаж и т.п.) и телесно-ориентированные психотехники. Таким образом, при коррекции психического развития ребенка должны применяться когнитивные и двигательные методы с учетом их взаимодополняющего влияния. Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций.
Комплекс нейропсихологичекого сопровождения 1-го блока мозга (Приложение 1) включает в себя: дыхательные упражнения, массаж, самомассаж, растяжки, релаксация, глазодвигательные упражнения, тренировка мышц речевого аппарата, упражнения для шеи, плеч, рук и ног [4], развитие чувства ритма, развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств. Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию 1-го функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.
В современной детской популяции очень редко можно встретить вариант отклоняющего развития, не связанный с дизонтогенезом межполушарных взаимодействий на уровне 2-го функционального блока мозга. Методы коррекции 2-го блока мозга (Приложение 1) направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария. С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка [4]. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления, пространственные схемы, конструирование и копирование, логико-грамматические речевые инструкции, словесно-логическое мышление, межмодальный перенос (Рахимкулова А. С.).
Методы коррекции 3-го функционального блока мозга направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза [4]. Используются упражнения, направленные на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирования, целеполагания, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов. (Приложение 1)
Целью проекта является создание оптимальных условий на школьном логопункте для коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, поэтому мы стараемся этого достичь за счет модификации всего комплекса нейропсихологических технологий с использованием инновационного оборудования: комплекта «Успех» (полный комплекс тренажеров Бильгоу), оборудования для ритмотерапии (метроном, барабан, гремящие молоточки), нестабильного оборудования (балансировочная подушка-степпер), досок-лабиринтов для межполушарного взаимодействия, нейроскакалку, различные конструкторы, аромадиффузор с набором аромамасел, тактильные мячики и сенсорные кольца, тактильные медальоны, др.
Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Одна из задач учителя-логопеда - максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему. Взаимосвязь учителя - логопеда и родителей осуществляется комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия. К традиционным формам и методам работы можно отнести: анкетирование, семинары-практикумы, консультации, родительские собрания, открытые занятия, домашние задания. Индивидуальные формы работы имеют преимущество над коллективными, так как позволяют установить более тесный контакт с родителями. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, направленных на выявление потребности родителей в педагогических знаниях, ясное указание способов ответа. Семинары-практикумы, открытые занятия помогают учителю - логопеду привлечь родителей для решения проблем, развить дух плодотворного сотрудничества. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррекции речевых нарушений у детей. Выход из данной ситуации мы видим в дистанционном просвещении родителей. Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении поможет с легкостью решить данную проблему. Интересный, яркий, доступный наглядный материал, предложенный родителям для изучения в домашних условиях – наиболее эффективное средство для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей. Кроме консультаций по телефону, обратная связь реализуется через тетрадь ученика, записи в дневнике или заполнение специальных анкет, связи в социальных сетях, мы рекомендуем специальную литературу и различные пособия для занятий дома, в том числе видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы. В домашних условиях родители с легкостью могут выкроить несколько минут своего времени для ознакомления с предлагаемым материалом. Имея методические рекомендации на электронном носителе, они всегда с легкостью найдут тот материал, который необходим им для проведения занятия с ребенком в домашних условиях.
Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями строится по следующим направлениям:
- информационное просвещение - знакомство с результатами психолого - педагогического, логопедического обследования; - знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи; - знакомство с методами коррекционно - развивающего воздействия.
- обучающее просвещение - привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; - обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях.
Реализация проекта будет способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс, повышать их компетентность в вопросах развития речи детей.
Принципы реализации проекта.
- Доступность и индивидуализация предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий. В данном случае доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем умственных психических усилий. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка.
- постепенное повышения требований заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и упражнений. Переход к новым, более сложным заданиям происходит постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам;
- систематичность – регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Систематические занятия с элементами сотрудничества дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе;
- сознательность и активность – предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение учащегося к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнять, и почему именно так, а не иначе.
- непрерывность выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
- повторяемость материала - любые занятия требуют повторения вырабатываемых навыков. Только при многократных повторениях закрепляются полученные навыки и знания. Если повторение вариативно, т.е. в содержание заданий вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции;
- наглядность в обучении понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При ознакомлении с новыми заданиями важна точная инструкция педагога.
Мероприятия по реализации проекта.
Перспективный план реализации проекта.
Этап реализации проекта, цели этапа | Содержание и методы деятельности | Продукты инновационной деятельности, прогнозируемые результаты |
I этап — диагностико-организационный. Цели этапа: · Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме. · Создание организационной основы реализации проектной деятельности. · Координация деятельности участников проектной деятельности. | Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности. Изучение теоретических аспектов по использованию нейропсихологических технологий при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими статус ОВЗ. Диагностика учащихся. Информирование родителей (законных представителей) учащихся о цели, задачах, содержании проектной деятельности. Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности | - Определение ресурсов. - Формирование творческой группы участников проектной деятельности. - Ознакомление с методической литературой по данному вопросу. - Написание плана самообразования по данной теме. - Обследование учащихся проводится в индивидуальной форме по методу Фотековой Т.А., Ахутиной Т. В. - Заполнение речевых карт, написание индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ. - Подборка информации, буклетов. - Индивидуальные консультации родителей. - Выявление затруднений, своевременная коррекция деятельности. |
II этап — организационно — практический. Цели этапа: · Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности. · Своевременная коррекция и регуляция работы по речевому развитию школьников с ОВЗ. | Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности. Коррекционно-образовательная деятельность в рамках реализации проекта над всеми компонентами речи. Работа с родителями учащихся. Мастер-класс для педагогов. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития. Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности. Участие на МО логопедов с представлением опыта работы. Созданы картотеки по следующим видам технологий:
Разработаны конспекты логопедических занятий с использованием инновационных технологий, которые в последующем проводились в течении учебного года. Подготовка консультаций для родителей по темам:
| - Разработка тематического планирования по проектной деятельности, сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.). - Создание банка видео и мультимедийных презентаций образовательной деятельности и т.д. - Внедрение в образовательный процесс проекта. - Анализ эффективности промежуточных результатов по реализации проекта. - Отчет о проектной деятельности с указанием направлений работы и результатами на итоговом методическом совете. - Консультации, буклеты, беседы. - Проведение бесед с педагогами, разработка консультативного материала и пособий по использованию нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития в работе с детьми. - Выставление информации на страницах официального сайта МБОУ СОШ №45. -Активное включение родителей в образовательный процесс. - Мониторинг проектной деятельности. - Внесение корректив в документацию проектной деятельности. - Презентация проекта |
III этап — рефлексивно — обобщающий Цели этапа: ·Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности. | Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейротехнологий в систему коррекционно-логопеди- ческой работы Определение перспектив дальнейшей работы на основе: - итогов проектной деятельности; - результативности реализации форм и методов речевого развития дошкольников с ОВЗ; - скоординированности действий всех участников проекта. | - Систематизация и обобщение опыта проектной деятельности. - Публикация статей по использованию культурных практик по теме проекта в профессиональных изданиях. - Подготовка предложений по дальнейшему использованию результатов проекта. - Внесение корректив в проект проектной деятельности. |
Структура занятий с применением нейропсихологических технологий.
Вводная часть (около 5 минут). Цель – расположение ребенка к себе, создание условий для доверительных и безопасных отношений, мобилизация внимания, установление эмоционального контакта.
Упражнения с заданной программой. Цель – оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов мозга (в пассивном варианте). Задается условный сигнал (бубен, маракас, хлопок) и соответствующая к нему команда. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией.
Упражнения на стимуляцию I ФБМ. Цель – оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и базиса для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. Телесные подвижные упражнения. Дыхательные упражнения. Глазодвигательные упражнения. Массаж, самомассаж. Растяжки выполняются по 3 по порядку на каждом занятии.
Упражнения на стимуляцию II ФБМ2 по порядку на каждом занятии. Цель - восстановление операционального обеспечения психических процессов, оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий, развитие базовых составляющих произвольной саморегуляции. Одновременные и реципрокные взаимодействия (двигательные упражнения). Рисование двумя руками. Пальчиковые упражнения. Фонематический слух. Упражнения на развитие внимания, памяти, коммуникативные и эмоциональные упражнения. Упражнения на развитие соматогностических, тактильных и/или кинестетических функций.
Задания на активизацию работы III ФБМ3. Цель - восстановление смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции, стимуляция деятельности высших психических функций. Упражнения на развитие функций программирования и контроля.
Заключительная часть. Цель – рефлексия, приведение ребенка в спокойное состояние, снятие эмоционального напряжения. Уборка рабочего места. Проговаривание с ребенком всего, что было на занятии. Прощание.
Система организации контроля за исполнением проекта. Контроль и руководство проектной деятельностью представляет собой оперативную систему внутришкольного контроля реализации проекта, профессиональное проведение которого позволяет сформулировать верные педагогические выводы, эффективно осуществлять работу по развитию речи, своевременно корректировать как процесс коррекционно-педагогической деятельности, так и ее содержание и методы. С этой целью предусмотрены следующие структурные компоненты: контроль качества проведения проектной деятельности; самоанализ деятельности учителя-логопеда по реализации проекта; анализ итоговых результатов реализации проекта за учебный год.
Контроль в рамках проекта осуществляют: заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 45.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного и всестороннего развития и сопровождения ребенка с ОВЗ позволяет ему обучаться с другими детьми наравне и социально адаптироваться в общеобразовательной школе.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Диагностируется улучшение физического, психического и речевого развития детей с ОВЗ и их способностей к овладению знаниями, успешное прохождение учебных программ.
- Диагностируется рост не менее чем на 20 - 30% в уровне моторной реализации речи, в сформированности у детей словообразовательных навыков, связной речи, в возможностях грамматического структурирования, улучшатся показатели импрессивной речи: способности слухо-речевой памяти, акустический анализ, понимание сложных логико-грамматических конструкций, фонематическое восприятие.
- Сокращается срок логопедической коррекции обучающихся, растёт охват детей, которым требуется логопедическая помощь.
- Повышается мотивация детей к коррекционно-образовательному процессу.
- Формируется активность и заинтересованность всех членов коррекционно-педагогического процесса, у родителей повышается педагогическая компетентность в вопросах развития и воспитания детей, в освоении и использовании нейропсихологических упражнений в домашних условиях.
- Происходит повышение компетенции участников образовательного процесса в использовании инновационных технологий в педагогической деятельности; растёт профессиональный уровень в работе с детьми с особенностями психосоциального развития.
- Повышается эффективность качества образовательного процесса в МАДОУ «Парус» через повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ.
- создание в образовательном учреждении организованного пространства взаимодействия с семьей;
- повышение процента качества коррекционно-образовательного процесса (не менее 80%)
- Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
Ресурсы
Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.
Программно-методические ресурсы:
Цифровые образовательные ресурсы: интернет ресурсы, задания и тесты
Информационно — методическая среда: теоретико-практические, учебно-методические семинары, мастер-классы.
Нормативно-правовые ресурсы: Закон Российской Федерации «Об образовании». Федеральный государственный образовательный стандарт.
Мотивационные ресурсы: система морального и материального поощрения.
Перспективы распространения Проекта Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.
Анкетирование родителей дошкольников
Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка»
- Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
- Дата рождения__________________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
- Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, школа.)_______________________________________________
- Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________
- Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) _______________________________________________________________
- Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________
- Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________
- Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________
- Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в школе? __________________________________________________________________
- Присутствуете ли на праздниках?____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ), В ТОМ ЧИСЛЕ И У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
В статье рассказывается об использовании различных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-огопеда....
Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в последнее время стали перспективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, имеющими ...
Использование кроссенсов в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка предназначена для учителей логопедов и воспитателей логопедических групп.Методическая разработка позволяет узнать:что такое кроссенскакие умения и навыки можно развивать с помо...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья (ТНР).
Использование здоровьесберегающих технологий....
«Использование инновационной технологии «Криотерапия» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В последнее время стремительно развивается крионика-наука о холоде. И уже сегодня с помощью криогенных камер могут поправить здоровье и улучшить самочувствие каждый из нас.Закаливание холодной водой и...
Методическая разработка Применение нейропсихологических упражнений в практике работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Нарушение речевого развития — одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Поскольку развитие речи непосредственно связано с п...