"Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через дидактические игры."
статья (подготовительная группа)
Дидактические игры являются составной частью в формирование основ финансовой грамотности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 156.41 КБ |
Предварительный просмотр:
СтатьяФормирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через дидактические игры.
Автор: воспитатель ФКДОУ Детского сада
«Росинка» Горячева О.В.
Цель: знакомство воспитанников старшего возраста с основами финансовой грамотности через дидактические игры.
Методические рекомендации.
Все современные родители наперебой спорят о том, во сколько лет нужно начинать обучать ребёнка читать, писать, учить второй язык и так далее. Но мало кто из них задумывается о том, во сколько лет начинать учить ребёнка финансовой грамотности.
Проблема формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время превратилась в актуальную.
Актуальность проблемы финансово-экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, закрепленным ФГОС дошкольного образования. Отражение необходимости повышения финансовой грамотности граждан лежит в основе нормативных документов. В 2018 году появился ряд основополагающих документов, которые закрепили серьезность намерений государственной власти повысить финансовую грамотность населения. Это - «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ» и «Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года», где финансовая грамотность рассматривается как ресурс и условие развития страны.
Начинать работу по формированию основ финансовой грамотности детей необходимо с дошкольного возраста, так как данный период является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально—правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».
Никто так обстоятельно и разносторонне не обсуждал проблему денег, как А.С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги — это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте.
С того момента, как ребёнок говорит «хочу» в магазине, он должен понимать, что деньги — это не просто цветные фантики, а родительские часы, проведённые на работе. Согласно К. Марксу, величина стоимости товара определяется количеством труда, общественно необходимого для его производства, и измеряется рабочим временем. Поэтому очень важно приучать ребёнка с детства грамотно распоряжаться деньгами, воспитывать желание больших достижений, развивать творческий подход к заработку. Но как это сделать? В этом помогут дидактические игры. Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности одно из важнейших средств формирования знаний детей в области финансов.
В процессе дидактической игры формируется познавательная деятельность ребенка. А на базе игровых интересов формируется умение самостоятельно мыслить. Это открывает широкие возможности для развития познавательной
активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого,
а активно действует.
Как отмечает Е.О.Смирнова , роль педагога в дидактической игре двойственна:
с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой- выполняет роль участника игры, партнера, направляя каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения. Участвуя в игре , взрослый одновременно следит за выполнением правил.
Предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр для воспитания финансово грамотных детей.
- Игра «Хочу и надо»
Цель: знакомство детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
- «Что откуда берется?»
Цель – формирование представлений о производстве товаров.
Задачи:Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.
Закрепить представление о ресурсах.
Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.
3. Игра «Что забыли положить в корзинку?».
Цель – формирование представления у детей о «категории товара».
Задачи: Познакомить детей с понятием «категория товара».Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.
Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.
5. «Бюджет».
Цель – знакомство с понятием «бюджет».
Задачи:Сформировать представление о том, что такое «бюджет».
Сформировать представление о том, что такое «доход».
Сформировать представление о том, что такое «расход».
Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.
Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.
Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.
4. «Давай поменяемся».
Цель – знакомство детей с понятием «обмен».
Задачи:Закрепить представление о цене товара.Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.
Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.
Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.
5.«Что откуда берется?»
Цель – формирование представлений о производстве товаров.
Задачи:Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.Закрепить представление о ресурсах.
Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности одно из важнейших средств формирования знаний детей в области финансов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через разные виды игр.
Работа по формированию финансовой грамотности разделена на блоки:1 блок – «Потребности» 2 блок – «Труд»3 блок - «Товар»4 блок – «Деньги...

Развитие финансовой грамотности старших дошкольников через дидактические игры.
ВажнейВажнейшим направлением в дошкольном образовании является обучение детей финансовой грамотности.Поэтому, задачей воспитателя детского сада является преподнести элементарные, первичные...

Представление опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самост...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность.
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность. Презентация....

Проект "Формирование основ финансовой грамотности младших дошкольников через сюжетно - ролевую игру «Магазин»".
Цель: формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.Задачи:- познакомить детей младшего дошкольного возраста, с экономическими понятиям...

Презентация опыта работы на педагогических чтениях "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Последние годы вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными, особенно в современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных...