Проекта «Матрёшка – русская народная игрушка»
проект (средняя группа)

александрова анна станиславовна

В настоящее время дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, о том, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Матрёшка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, как она появилась. Появление матрёшки удивляет ребёнка – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка? Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наши исследования помогут узнать традиции русского народа и ещё больше полюбить русскую куклу – Матрёшку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_matreshka.docx149.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»

Чебоксарского района ЧР

Проект

для детей среднего дошкольного возраста

 «Матрёшка – русская народная игрушка»

Подготовила: воспитатель

Александрова А.С.

Кугеси, 2022

Паспорт проекта «Матрёшка – русская народная игрушка»

Пояснительная записка: Игрушка – часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Поэтому мастера – игрушечники вкладывают в образ всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне- развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. Её история начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древних форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности

Подготовительный этап

Наименование проекта

«Матрешка-русская народная игрушка»

Адресация проекта

Дети средней группы (4-5 года)

Участники проекта

Дети , родители, воспитатель

Актуальность проекта

В настоящее время дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, о том, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Матрёшка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, как она появилась.

           Появление матрёшки удивляет ребёнка – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка? Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже.

           Наши исследования помогут узнать традиции русского народа и ещё больше полюбить русскую куклу – Матрёшку.

Цель проекта

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой. 

Задачи проекта

Задачи для детей:

  • -Научить украшать матрёшку.
  • -Развивать познавательный интерес; интерес к народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
  • -Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке.

Задачи для родителей:

  • -Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Задачи для педагога:

  • -Познакомить с историей возникновения и особенностями росписи русской матрешки.

- Развивать профессиональную компетентность и личностный потенциал.

            Сроки реализации

Краткосрочный

             Вид проекта

Информационно-творческий.

            Продукт проекта

        Создать мини-музей русской народной игрушки «Матрешка», альбом с заданиями

Особенности проекта

  • Используется для ознакомления детей с традиционной русской  игрушкой –матрёшкой. 

Практическая значимость

У детей сформировался  познавательный интерес к народному творчеству,  стали развиваться творческие способности, фантазия (  самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки).

  • -Во время  занятия развивалось уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке.
  • - В совместной деятельности с детьми у родителей повысилась педагогическая грамотность.
  • - Педагог научилась взаимодействовать с родителями (повысив интерес к увлечениям своего ребенка);
  • -Научилась организовывать и проводить проектную деятельность.

                 

   Ожидаемый результат:

  • Дети проявят интерес к истории происхождения матрешки.
  • Приобретут знания  об особенностях русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узоры).
  • Возрастёт творческая активность в разных видах деятельности: рисовании, аппликации, лепке.
  • Будут бережно относиться к русской народной игрушке.
  • Родители примут активное участие в жизни группы, участвуя в выставке матрёшек. Повысится компетентность родителей при выборе игрушки Матрешки.

Этапы работы над проектом:

Этап первый:

1.Определение у детей уровня сформированных представлений о русской народной игрушке  – Матрёшке.

2.Постановка цели. Определение задач.    

3.Изучение программно-методического обеспечения.

Этап второй:

1.Определение структуры воспитательно-образовательной деятельности.

2.Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды по проекту.

Этап третий: 

1. Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.

2. Реализация плана и основных направлений проекта.

Этап четвёртый: 

Презентация работы.

Содержание мероприятий проекта

Мероприятия

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

Подготовительный этап

Беседа     о народной игрушке-русской матрешке.

Рассматривание фото, иллюстраций русского народного творчества

Рассказ воспитателя (чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки),  разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь»).

- Работа с информацией

Помощь в приобретении пособий по теме.

Помощь в приготовлении материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки и т. д.)

Анализ и обсуждение  идей

План

Паспорт проекта

Оформление информационных материалов.

Беседы, ситуативные разговоры по теме «Народное творчество»

Рассматривание книг на тему «Устное народное творчество»

Подбор познавательного материала к занятиям

Основной этап

Занятие :  Рисование ,  лепка, аппликация.

 

Физкультминутка 

Дидактические  игры : «Кто лишний ?», «Найди домик для матрешки»;

 Подвижная игра :«Матрёшка и мышь»

Сюжетно-ролевая игра (

«День рождения у матрёшки Матрёны»)

- Накопление информации

Просмотр познавательных телепередач с детьми

Оформление буклетов, памяток

Подбор иллюстративного материала к  проведению НОД (лепка, аппликация, рисование ), для оформления стендов, группы.

Создание презентаций  (для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей

Заключительный этап

Оформление выставки

"КАКИЕ РАЗНЫЕ МАТРЁШКИ"

Помощь родителей в приготовлении продукта

Участие в выставке по проекту

Оформление тематического уголка.

Оформление памятки  для родителей.  

Консультация для родителей:

Русская народная игрушка "Матрёшка" в жизни ребёнка.

Что мы знаем ?

Что мы хотим  узнать?

Как узнать об этом?

  1. Матрешки бывают разные по размеру.
  2. Сделать матрешку можно и разных материалов (бумага, пластилин и т.д.)

1.Какая матрешка самая большая (маленькая)?

2. Сколько матрешек может поместится  в одну матрешку ?

1. Спросить у бабушки (дедушки).

2. Прочитать в  книге .

3. Посмотреть по телевизору.

Приложение

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

НОД по ознакомлению с окружающим миром

Образовательная область:  «Познавательное развитие».

Тема: «Русская матрёшка».

Цель: 

Познакомить детей с русской  народной деревянной  игрушкой.

Задачи:

Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи).

Развивать интерес детей к народному творчеству. 

Воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, волшебная шкатулка. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки),  разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».

Ход занятия:

Ребята, посмотрите,  сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними. 

Соберемся все мы в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Поздоровайтесь с гостями,

Они сейчас побудут с нами.

«Здравствуйте!»

Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила  сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова: 
            Нам, шкатулка, дай ответ,
            Поскорей открой секрет.
Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку. 
А чтобы узнать, что в шкатулке  вам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка.

Ах, матрешечка-матрешка,

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

Давайте мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Улыбается всегда и с ребятами играть любит.

Как вы матрёшку ласково назовёте?

Ответы детей.

Ребята, а может быть, кто-нибудь из вас знает, когда и как появилась  кукла - матрешка?

Рассуждения детей.

А вот теперь послушайте, как это было!

Было это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печальный. Спросил Иванушка, почему он такой печальный. И рассказал тогда мужик ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее игрушки забавушки. «Не печалься» сказал ему Иван, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочь. И придумали они на ярмарку сходить да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку и выточил из нее фигурку куколки, и яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, фартук надел. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол.

Матрёшка  не одна  к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.

Воспитатель:

Только, где же они, подружки - сестрички?

Дети: Внутри, в другой матрешке, спрятались.

Воспитатель: Раскроем  Матрешку и посмотрим, что внутри.

Сколько внутри матрёшек?  (ответы детей) 

Одинаковы ли они по размерам?  (ответы детей)

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.

Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).

А что находится на лице у матрёшки?  (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)

Расписали  художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса.

Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?

1 ребенок:

Деревянные подружки,
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются матрёшки.

2 ребенок:

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Воспитатель:

А еще наши матрешки любят  играть, давайте вместе поиграем.

Игра: «Матрёшка и мышь»
Вот матрешечки гуляли, (гуляют по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали.
(собирают ягоды)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. 
(садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали. 
(закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, 
(выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали. 
(кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки   
(прикладывают поочередно
Побежали по дорожке      руки то к одному, то к другому уху)
Чьи – то серенькие ножки. 
( прислушиваются)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь! 
(дети бегут к своим стульчикам)
Воспитатель:

Ребята, из чего же сделана матрешка?

Ответы детей: из дерева.

Кто её расписал?

Дети: Художник.

Воспитатель:

Правильно. Ее изготавливают из дерева,  липы или березы.  Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого художника  своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер.  

Воспитатель: 

Смотрите ребята, еще одна матрешка к нам пришла – какая она большая, а внутри она не пустая. Что там? (угощение для ребят)

НОД по рисованию  «Веселые матрешки»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Тема: «Весёлые матрёшки».

Цель: Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой матрёшкой.

Задачи:

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством посредством  музыки и рисования.

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов.

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; внимание, аккуратность; воспитывать уважение к труду русских мастеров.

Демонстрационный материал: игрушка матрешка.

Раздаточный материал:  силуэты матрешек,кисти акварельная краска, салфетки.

Музыкальное сопровождение: запись mp3 русской народной музыки.

Индивидуальная работа: помощь детям, затрудняющимся при росписи

матрёшки.

Ход образовательной деятельности:

В группе звучит музыка "На горе-то калина", дети водят хоровод.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! К нам кто-то пришел  в гости.

Давайте отгадаем.

Загадка:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Ответы детей. Матрешка.

Да, правильно, это Матрешка! Какая интересная кукла!  Русскую матрешку знают всюду.

Ребята, а вы знаете, из какого материала делают ее?

Ответы детей. Из дерева.

Воспитатель: Правильно, дети, из дерева. Работа с матрёшкой сложна.

С чего начинают её делать?

Ответы детей. Сначала подбирают материал из которого будут её делать.

Воспитатель: Правильно. Сначала подбирают подходящий вид древесины.

Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху и березу.

Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не

было. А что  дальше?

Ответы детей. Подготавливают краски для работы.

Готовят краски, которые нужны для росписи матрешки. Художник подбирает

краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.

Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка.

Какие цвета в росписи используют художники?

Ответы детей. Художники используют зеленый, красный, синий, желтый,

 черный -  цвета яркие, сочные.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, как раскрашен её фартук.

Ответы детей.  Он красивый, но его закрывает большой букет цветов.

Воспитатель: А как раскрашена у неё косынка?

Ответы детей.   Края косынки украшены цепочкой из бутонов и листьев.

Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?

Ответы детей.  Доброй, веселой и красивой.

Воспитатель: А вы бы  хотели стать художниками по росписи матрёшек?

Ответ детей.  Да, хотели.

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в мастерскую, где  расписывают матрешек.

Физкультминутка "Нарядные Матрешки":

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши.)

На ногах сапожки,  (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку

вперед.)

Топают матрешки. (Топают ногами.)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо.)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево, вправо.)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых  

(Руки к плечам, повороты туловища направо –

налево.)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши.)

Звучит русская народная мелодия «Калинка».

Дети самостоятельно расписывают Матрешек.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

После завершения росписи проводим итог.

Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники.

Матрешка - является русской народной игрушкой. Уже много лет дети любят играть ею. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Её дарят гостям. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку.

НОД   АППЛИКАЦИЯ

Образовательная область: "Художественно-эстетическое развитие".

Тема: "НАРЯДНЫЕ МАТРЁШКИ".

Цель: Изготовить с детьми игрушку Матрёшку из картона.

Программные задачи:

Формировать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить фартучек матрешки узором. 

Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Прививать любовь к русской культуре.

Оборудование и материал:

Матрешки деревянные, силуэт матрешки из картона,  отдельно вырезанные детали (платочки, кружочки, цветочки), клей ПВА, кисти, салфетки.

Ход занятия:

Дети под русскую народную музыку входят в группу. Встают полукругом около стола, на котором выставлены матрешки (они накрыты, чтобы дети не видели их).

Воспитатель:

Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано на столе.

Загадка:

Они летом и зимой любят жить одна в одной,

Принесите им сапожки — и пойдут плясать... (матрешки)

Дети:

Матрешки.

Воспитатель:

Показывает стоящих на столе матрешек.

Правильно, это матрешки. Да какие красивые.

Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой?

Дети: рассуждают.

Воспитатель:

Так девочек называли на Руси — Матрены.

Как вы думаете, какой человек их смастерил добрый или злой? Почему вы так решили?

Дети:

Ее смастерил добрый человек, потому что она улыбается, у нее веселые глаза.

Воспитатель:

А теперь возьмите матрешку в руки и положите руку на грудь.

Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло?

Дети:

Да, почувствовали.

Воспитатель:

А как вы думаете, почему?

Дети: рассуждают.

Потому что доброта, любовь игрушек поселилась в нашем сердце.

Воспитатель:

А кому вы хотите подарить свою любовь?

Дети: Маме.

Воспитатель:

Тогда давайте подойдем к столам, сядем и сделаем свои матрешки. А потом подарим тем, кто заботится о вас, и кого вы любите.

Физкультминутка:

Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево.)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, дети выставляют поочередно левую и правую ножку каблучком, показывая руками.)

Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево.)

Посмотрите, вот у нас розовые щечки.
(Растирание руками щек.)

Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево.)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков».)

Дети садятся за столы.

Перед детьми лежат силуэты матрешек из картона, отдельные детали - платочки, кружочки разноцветные, цветочки.

Детям предлагается нарядить матрёшку в платочек, украсить сарафан, нарисовать лицо (брови, глазки, губки).

Воспитатель:

Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей стране, только русские мастера. А радует русская игрушка всех людей на земле. Когда к нам в Россию приезжают гости из других стран, они обязательно везут домой на память нашу матрёшку.

И вот теперь ваши матрешки тоже будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МАТРЁШКАМИ

Цель: Развитие сенсомоторного восприятия.

Задачи:

Учить детей выстраивать сериационный ряд в убывающем порядке: от низкого к высокому, и наоборот.

Закреплять в речи слова  высокий, ниже, ещё ниже, низкий, самый низкий.

Игровой материал: наборы матрёшек.

"Матрёшки"

Петрушка приносит детям матрёшку и говорит, что её подружки, другие матрёшки потерялись, и предлагает найти подружек матрёшки.

Предлагаются два набора матрёшек, отличающихся по оформлению.

Дети выстраивают сериационный ряд.

"Найди подружек"

Появляется маленькая матрёшка и просит детей найти матрёшек - подружек, которые больше её. Дети путём приложения выбирают матрёшек и выстраивают ряд.

"Кто лишний?"

Отвечает тот, на кого укажет воспитатель.

Матрёшки хорошо поиграли и решили идти домой, построились, и вдруг увидели, что одна из них лишняя. Какая же?

"Найди домик для матрёшки"

Жили-были матрёшки, у них не было домиков. Пошли они искать свой домик и увидели: стоят домики и все разного размера (домики - набор колечек от пирамидки). Матрёшки растерялись и загрустили, потому что не знают, в каком домике жить. Давайте поможем матрёшкам.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

«День рождения у матрёшки Матрёны»

Цели: Продолжать знакомить детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой; учить правильно, отбирать посуду для чаепития.  Способствовать объединению детей для совместных игр. Воспитывать  уважительное отношение  друг к другу.

Оборудование: Чайная посуда, скатерть, матрёшка Матрёна, образные игрушки (мишка, заяц и др.).

Ход игры:Воспитатель говорит, что у матрёшки Матрёны сегодня день рождения, и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Матрёне, чем порадуют её. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой, который подарит ей игрушку  или с зайкой, который подарит вкусную сладкую морковку.Затем воспитатель предлагает детям помочь Матрёне красиво накрыть стол для гостей, пpигoтoвить чай.Дети собираются на день рождения.

ВЫСТАВКА МАТРЁШЕК

"КАКИЕ РАЗНЫЕ МАТРЁШКИ"

Цель: Привлечь родителей к организации выставки с целью развития у детей познавательного интереса к русской народной игрушке, воспитания любви к народному искусству.

Итог:В ходе проекта дети познакомились с русской народной игрушкой Матрёшкой.Знают историю происхождения и особенности росписи русской народной игрушки.Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли инициативу  в играх и творческий подход в художественной деятельности. Умеют передавать простейшие элементы росписи матрёшки. Усвоили, что русская Матрёшка является символом России. Она несёт в себе любовь и дружбу.

Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, пополнять развивающую среду.

Список используемой литературы:

1.  Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 142 с.

2. «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» / Витенберг О.М., Мозаика-Синтез, 2015.109 с.

Дополнительные источники:

1.Интернет источник : didakticheskie_igry_po_russkim_narodnym_skazkam.pdf.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Русская народная игрушка "Матрёшка" в жизни ребёнка.

 Чем привлечь ребёнка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовно-нравственному воспитанию. Почти сто лет русская матрёшка является модным сувениром. Однако, не стоит забывать, что прежде всего, матрёшка — детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для ребёнка.   Что развивает эта игрушка? 
               Игра – это основная форма организации досуга ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно  в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает   развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети вначале могут только раскладывать и складывать матрешку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрешку, совместно с взрослым, ребёнок усваивает такие понятиям, как большая - маленькая матрешка. На примере с матрешкой дети учатся распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, сарафан у матрешки, какие узоры и формы изображены. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На  форме матрешки может быть    изображены  персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание  и упорство.
         При этом взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.
        Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строится на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума,  характера и интеллекта.

         Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

В какие игры можно играть с матрешками?  

1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть.

Следующий этап - составление половинок – покажите, как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).

2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.

3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.

4.  В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.

 5. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.

6. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.

7. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.

8. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет обыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке.

9. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект во второй группе раннего возраста "Матрёшка - русская народная игрушка"

Проблема: недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством, отсутствие знаний о свойствах, качествах и функциональном назначе...

Проект на тему «Матрёшка - русская народная игрушка» с детьми второй младшей группы

Проект на тему «Матрёшка - русская народная игрушка» с детьми второй младшей группы...

Проект на тему «Матрёшка - русская народная игрушка» с детьми второй младшей группы

Проект на тему «Матрёшка - русская народная игрушка» с детьми второй младшей группы...

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Матрёшка – русская народная игрушка»

Проект «Матрёшка – русская народная игрушка»Пояснительная записка: Игрушка – часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о...

Проект "Матрёшка - русская народная игрушка"

Проект "Матрёшка - русская народная игрушка"...

Проект "Матрёшка - русская народная игрушка"

Проект "Матрёшка - русская народная игрушка"...

Проект "Матрёшка - русская народная игрушка"

Актуальность проекта Игрушка – важнейшее составляющее любой культуры. Она была первым средством воспитания. Играя, ребёнок познаёт мир добра и красоты. С помощью игрушек ребёнку передаётся ...