Проект для детей среднего дошкольного возраста «Матрёшка – русская народная игрушка»
проект (средняя группа)
Проект «Матрёшка – русская народная игрушка»
Пояснительная записка: Игрушка – часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Поэтому мастера – игрушечники вкладывают в образ всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.
Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне- развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. Её история начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древних форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности.
Актуальность проекта: Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешкипрактически ни у кого нет. Дети порой не знают, как, в них играть. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Матрешка - русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых, любителей народной игрушки и коллекционеров по всему миру. Матрешка - развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывать усидчивость. Матрешка не просто народная игрушка, хранительница исконно русской культуры. Она - сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка - сувенир России и символ ее культуры.
Вид проекта: творческий, информационный, познавательно- игровой.
Тип проекта: групповой, краткосрочный.
Участники: педагог, дети, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Цель: воспитать интерес к истории русской народной игрушки - матрёшки, приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.
Задачи:
- познакомить детей с историей матрёшки, как видом народного промысла;
- дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;
- развивать сенсорные навыки;
- научить видеть необычное в обычном;
- учить получать радость от увиденного;
- содействовать развитию творческих способностей детей.
Планируемые результаты:
- знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор), истории её появления;
- получить представление о цветовой гамме матрёшек;
- научить различать особенности разных матрёшек;
- расширение и активизация словарного запаса слов;
- освоение техник работы с нетрадиционным материалом;
- освоить новые игры.
Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.
Работа с родителями:
- Консультация «Как играть с матрёшкой»;
- Оригами «Матрёшка»;
- Помощь в сборе материала по проекту.
Этапы работы
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта; подбор литературы, иллюстраций; приобретение материалов для изодеятельности. Приобретение разных видов матрёшек в уголок по ИЗО: вятская, семёновская, полхов-майданская, сергиев-посадская (загорская) матрёшка.
2. Основной - исследовательский: проводятся запланированные мероприятия по реализации проекта: ознакомление с национальными костюмами; изучение художественных элементов; составление орнаментов, знакомство с историей появления матрёшки, с разными видами матрёшек, с деревом, из которого изготовляют матрёшки, экспериментирование, дидактические игры.
3. Заключительный: обобщение результатов работы; выставка рисунков, аппликаций, поделок; авторской матрёшки.
Итоговый продукт проекта: организация выставки работ.
Этапы реализации проекта.
1этап – подготовительный.
1. Выбор темы для проекта. Проблема: Как появились первые матрёшки?
2.Беседа с родителями: познакомить с темой проекта. Обсудить цель, задачи проекта.
3.Сформировать у родителей интерес к проекту, вызвать у них желание создать условия для реализации проекта.
4. Составление плана мероприятий по организации детской деятельности .
5. Консультация для родителей и педагогов – « Как играть с матрешкой».
6. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, подбор загадок, стихов, песен, частушек о матрёшке, танцев, хороводов. Приобретение разных матрёшек.
7. Подбор дидактических игр.
2 этап – основной.
1. Знакомство с народной игрушкой. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки». Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Чтение стихотворения С.Маршака о матрёшках.
2. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки».
3. Показ презентации «Разные матрешки».
4. Беседа «История русской матрешки», с/ ролевая игра «Семья».
5. Беседа о липе, как о строительном и поделочном материале (посуда, игрушки), о бережном отношении к изделиям из дерева.
6. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
7. Оформление картотеки « Русская матрёшка», сбор загадок и стихов о матрёшке.
8. Игры с разными видами матрёшек, сравнение.
9. Рисование «Матрешка».
10. Лепка «Веселые матрешки».
11. Оригами «Матрешка».
12. Изготовление открыток - в виде матрёшки (в качестве приглашения на праздник «8 марта»).
13. Д/игра «Построй ряд с закрытыми глазами», Д/игры (счёт, цвет, размер). Д/игры «Из чего сделано», «Угадай по описанию». « Что матрёшка расскажет о себе».
3 этап - заключительный.
Выставка работ детского творчества.
Анализ результативности.
Дети познакомились с историей матрёшки как народного промысла. Узнали особенности национального сувенира. Обогатили кругозор об игрушке как образе материнства, семьи. Научились отличать особенности росписи разных видов матрёшек. Углубились знания о цветовой гамме матрёшек, их многообразии. Освоили новые игры. Пополнился словарный запас.
Беседа «История Русской Матрёшки»
Цель: знакомство детей с историей русской матрешки.
Задачи:
- способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности;
- формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов деятельности;
- учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.
Ход:
Воспитатель:
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Много кукол деревянных
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас гостят
Как скажите всех их звать? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. А давайте, их внимательно рассмотрим.
Во что одеты наши матрешки? Ответы детей.
Воспитатель: А какая это одежда? Ответы детей.
А Матрешки сами какие? Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек. А я тоже хочу несколько слов сказать про свою матрешку, послушайте:
Словно репа она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко,
Парой черных смородинок - глаз
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упираются руки в бока
А внутри ее секретик есть
Может три, а может шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка.
Воспитатель:
Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик.
Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у матрешки? Ответы детей.
Правильно внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших матрешках. Давайте откроем матрёшку и посмотрим, сколько сестриц спряталось внутри? Ответы детей.
Воспитатель:
Послушайте и посчитайте, сколько матрешек у меня:
Кукла первая толста,
А внутри она не пуста,
Разнимается на две половинки
В ней живет еще одна,
Кукла в серединке
Эту куколку открой
Будет третья во второй
Половинку отвинти плотную притертую
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
Вынь ее и посмотри
Что в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая
В ней живет шестая,
А шестой седьмая
Эта кукла меньше всех
Чуть побольше, чем орех
Вот поставлены все в ряд
Сестры куколки стоят
Сколько вас сейчас мы спросим
И ответим (восемь)
Физкультминутка:
Мы веселые матрешки
Ладушки, Ладушки
На ногах у нас сапожки
Ладушки, Ладушки
В сарафанах наших пестрых
Ладушки, Ладушки
Мы похожи словно сестры
Ладушки, Ладушки
Воспитатель:
Кто не знает нашу русскую куклу - игрушку развеселую матрешку?
Вот она нарядная, расписная, выточенная мастером из дерева - наша русская матрешка!
Воспитатель:
Ребята, а кто знает, когда и как появилась такая кукла - матрешка? Ответы детей.
А вот теперь послушайте, как это было!
Было это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее игрушки забавушки. «Не печалься» сказал ему Иван, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочь. И придумали они на ярмарку сходить да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку и выточил из нее фигурку куколки, и яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать. Раскрывалась, а из нее Матрешка меньше выходила.
Полюбилась эта кукла русскому народу и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по-своему.
Воспитатель: Посмотрите, все ли матрешки у нас похожи?
У каждой Матрешки свой узор на сарафане, платке и фартуке. Вот, она какая кукла расписная. Матрешки веселые не любят на месте сидеть, они любят петь и веселится, танцевать, а давайте для них мы тоже песню споем и станцуем.
Воспитатель: Молодцы хорошо отвечали, а что интересного узнали?
Конспект НОД в средней группе по художественно-эстетической области рисование «Матрёшка»
Цель: развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Задачи:
- учить расписывать матрёшку, по возможности точно передавая пропорции и элементы оформления «одежды»;
- развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций.
- совершенствовать способы рисования кистью.
- закреплять умение чисто промывать кисточку перед использованием краски другого цвета.
- развивать цветовое восприятие.
- воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Материал: Образцы матрешек, лист А4, фломастеры, гуашь, кисти, вода, клеёнки – на каждого ребёнка, салфетки - на каждого ребенка.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я нашла конверт. Давайте посмотрим, что в нём? Это загадка. В одной кукле – кукол много, Так живут они — друг в дружке, Их размер рассчитан строго — Деревянные подружки…(Матрёшка) Молодцы! Конечно же матрёшки. А ещё в письме матрёшки просят нарисовать им друзей.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как появилась матрёшка. Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы знаете как появилась матрёшка. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки (рассматриваем с детьми матрешку) Что на голове у матрешке? Ответы детей. (платочек, косынка) А на туловище? Ответы детей (сарафан). Посмотрите, чем украшен сарафан? Ответы детей (цветами, листочками, ягодами, травой). Вот таких чудесных, нарядных матрёшек украшали художники. После того, как их украсили, они получались какие? (яркие, красивые, весёлые, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс).
Воспитатель: Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу, хочу, хочу… превратить вас в художников. (Дети поворачиваются вокруг себя) Давайте пройдём за столы и нарисуем друзей для матрёшек. Сначала разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (идут по полу)
В сарафанах наших пёстрых (соединяют ладошки вместе)
Мы похожи словно сёстры (ручки в замок)
После окончания работ физкультминутка
Мы веселые матрешки
Ладушки, Ладушки
На ногах у нас сапожки
Ладушки, Ладушки
В сарафанах наших пестрых
Ладушки, Ладушки
Мы похожи словно сестры
Ладушки, Ладушки
Анализ работ. После окончания работы все матрёшки рассматриваются, выбирают самую яркую, с интересным рисунком, весёлую и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Очень красивые матрёшки получились. Наши матрёшки будут рады новым друзьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Разные матрешки" | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Значение использования декоративно-прикладного искусства в развитии дошкольников Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Матрёшка- самая известная русская игрушка Прообраз матрёшки Создатели первой матрёшки Первая матрёшка Изготовление матрёшки Роспись матрёшки Такие разные матрёшки! Семёновская матрёшка Загорская матрёшка Полхов- Майданская матрёшка Вятская матрёшка Современная матрёшка Русская матрёшка Автор: Ланцова Вера Львовна
Значение использования декоративно-прикладного искусства в развитии дошкольников Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы. Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т.д. Автор: Ланцова Вера Львовна
Задачи по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. С русской матрёшкой. Задачи обучения: Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством. Познакомить с МАТРЁШКОЙ. Продолжать знакомить детей с историей возникновения игрушки, её характерными особенностями. Побуждать детей к росписи , выполняя работу в определенной последовательности: начиная с крупных основных элементов, располагая между ними более мелкие. Задачи развития: Развивать в игре у детей умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие. Побуждать детей использовать речь-доказательство, объясняя свою точку зрения. Задачи воспитания: Продолжать воспитывать у детей умение работать аккуратно, приводить в порядок свое рабочее место после окончания работы. Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Автор: Ланцова Вера Львовна
Матрёшка- самая известная русская игрушка Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более.
Прообразом матрёшки стала фигурка японского мудреца Японская игрушка – это лысоватый старичок, с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий. Разные по размеру фигурки вставляются одна в другую.
Создатели первой матрёшки Автором матрёшки был токарь Михаил Звёздочкин , а расписал первую матрёшку в образе крестьянской девочки, названной именем Матрёшка (Матрёна), художник Сергей Малютин. Было это в 1890 году, в подмосковном городе Подольске.
Первая матрёшка Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной. Все фигурки отличались друг от друга, изображали деревенских девочек и мальчиков. Первая держала черного петуха, а последняя, восьмая изображала спелёнутого младенца.
Делают матрёшку из липы, берёзы и осины, древесина эта мягкая и её легко обрабатывать. Мастер берёт небольшую чурочку, закрепляет ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивает малышку-матрешку. Затем вытачивается нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы. Изготовление матрёшки
Роспись матрёшки Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.
Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости. Такие разные матрёшки!
Семёновская матрёшка В Нижегородской области в городе Семёнов, есть центр росписи матрёшек. Отсюда и название- Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук матрёшки занимают букеты цветов. А главные цвета – жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.
Загорская матрёшка Эта игрушка похожа на первую матрешку с петухом в руках. Она и сейчас часто держит в руках корзинку, букетик цветов, ягоды и другие предметы. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней.
Полхов- Майданская матрёшка Матрёшка из села Полхов – Майдан Нижегородской области. У этих матрёшек нет таких деталей, как сарафан , фартук, руки. Лицо обрамляют кудри. На голове трилистник розана. Основной элемент росписи – цветок шиповника (роза) и полураскрытые бутоны на ветках.
Вятская матрёшка Вятская матрёшка- наиболее северная из всех российских матрёшек. Матрёшку не только расписывают анилиновыми красками, но и украшают соломкой.
Современная матрёшка Всё чаще можно встретить матрёшек в стиле народной декоративной росписи. Мастера бережно сохраняют традиции русского народного творчества.
Русская матрёшка Матрёшка – русская деревянная игрушка – сувенир в виде расписной куклы. Вместе с русской берёзкой и русским самоваром она стала символом России .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русскому народному творчеству. «Знакомство с вязанием, вышивкой и плетением кружев»
В этом материале предлагаются новые организационно-методические формы работы. Материал содержит информацию из опыта и обычаев русского народа; способствует формированию у детей личностной культуры, пр...
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре Средний дошкольный возраст до сих пор является до конца не изученным ни психологами, ни педагогами. Когда ребенку 4-5 ле...
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
Проблема сохранения своеобразия, самобытности русского языка имеет особую значимость в наше время...
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора
Статья "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"...
Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».
Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...
Опыт работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с русской народной игрушкой.
Представлен опыт работы по одному из направлений нравственно-патриатическому воспитания, о приобщении детей младшего дошкольного возраста к истории и традициям своего народа....
Проект в средней группе на тему: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»
Проект в средней группе на тему:«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»...