План работы по самообразованию "Воспитание нравственных качеств дошкольников старшего возраста посредством сказок"
методическая разработка (подготовительная группа)

Заровняева Екатерина Николаевна

План работы по самообразования для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_zarovnyaeva_e.n.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования городского округа «город Якутск»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 9 «Якутяночка»

________________________________________________________________________

677000, г. Якутск, ул. Чернышевского 12/3, 45-03-67, 45-11-99,

e-mail:detsad9@sakha.ru, detsad9@yaguo.ru

План работы по самообразованию:

«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок»

Воспитатель: Заровняева Екатерина Николаевна

 Актуальность. Современный мир требует от формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

  Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.  Основной нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

 Старший дошкольный возраст- важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных, морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

  Сказка является мощным средством, помогающим   формировать моральные качества ребенка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по всей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

   В настоящее время приходится все чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье все реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребенка в волшебный мир сказки. Все чаще дети старшего возраста остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют народные сказки на формирование нравственных качеств ребенка.

 В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы народных сказок как положительные, так и отрицательные прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

     Цель: изучить влияния народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи: 

1.Изучить и проанализировать литературу по проблеме использования народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников.

2. Выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

3.Создать необходимые условия для знакомства детей с народными сказками;

4. Определить эффективность использования народных сказок для развития нравственных качеств в процессе организованной деятельности детей;

5. Приобщить родителей к воспитанию ребенка в семье с помощью народных сказок.

План работы на год.

Содержание работы

1 этап - изучение методической литературы.

Литература:

-Нравственное воспитание в детском саду (под.ред.Нечаевой В.Г)

-Нравственное воспитание дошкольников (Соловейчик С.Л. дош.восп2005№4)

-Сказка как источник творчества детей (Лебедев Ю.А.2001)

-Практикум по сказкотерапии (Зинкевич)

-Общительные сказки (Шорыгина Т.А.2005)

(Практические выходы: Анализ изученной литературы в плане по самообразованию).

2 этап - Работа с детьми. Срок: сентябрь-май

- Чтение детям русских и якутских народных сказок, беседы по их содержанию (литературные вечера; сентябрь-май).

   -Знакомство детей с помощью сказок с понятием и добра и зла (НОД «Спешите делать добро» ноябрь).

- Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие (Викторина «В гостях у сказки» декабрь).

- Чтение сказки «Морозко»-разучивание рассказыванию сказки по содержании (Показ мультика сказки «Морозко» январь).    

-Тематическое, самостоятельное творчество (выставка детского творчества «В стране добра и зла» февраль).

-Подготовка материала для игр (игры: «Отгадай сказку»; «Один начинает-другой продолжает»; «Из какой я сказки?» на определение сказочного героя (неделя дидактических игр март).    

-Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской (Выставка поделок «Волшебные помощники» апрель).

3 этап - Работа с родителями. Срок: в течение года

    Сентябрь - привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы (пополнение группы книгами с русскими, якутскими народными сказками, дисками с мультфильмами; оформление театрального уголка).

    Октябрь - консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка» (информация в уголке для родителей).

     Ноябрь-совместное творчество ребенка и взрослого (выставка рисунков «Наша любимая сказка»).

    Январь-привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДО (совместный досуг «Сказка ложь, да в ней намек»).

    Апрель-консультация «Воспитание сказкой-радость встречи с книгой» (папка-передвижка в уголке для родителей.

    Май-подготовка фотографий для презентации. (презентация на родительском собрании «Дорогой добрых дел».        

Самореализация.

  Содержание работы:    

   Сентябрь, Октябрь –разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. (Составление конспектов НОД; оформление папок передвижек; подготовка материалов для консультации).

       Ноябрь – подготовка консультации для педагогов ДОУ «Народная сказка, как средство нравственного воспитания детей» (выступление)

       Февраль-презентация из опыта работы «Воспитание сказкой» (распространение опыта).

        Май-Отчет проделанной работе по теме самообразования.                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок (Методическое пособие для воспитателей «Любим сказки»)

Данный методический комплекс направлен на воспитание нравственных качеств у старших дошкольников, а так же будет полезен для работы воспитателям....

План по самообразованию по теме: "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Данную тему я выбрала для повышения собственного уровня знаний в воспитании детей дошкольного возраста  и для развития у воспитанников нравственных качеств путем использования русских народных ск...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе духовно – нравственного воспитания детей раннего возраста посредством русских народных сказок....

План по самообразованию "Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребенка. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка-дошкольника....

Обобщение опыта работы по теме «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»

использование сказок в работе с детьми дошкольного возраста спосбствует формированию нравственно-этических представлений...