Обобщение опыта работы по теме «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»
материал
использование сказок в работе с детьми дошкольного возраста спосбствует формированию нравственно-этических представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.3_opyt_raboty.docx | 403.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников №24»
Обобщение опыта работы по теме
«Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Камышова Любовь Алексеевна
с.Журавское,
Новоселицкий муниципальный округ
2022 год
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.
Работа со сказкой предусматривает различные формы и методы: организация «комнаты сказок» со «сказочным» оформлением, чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.
Ребенок, слушая сказку, повторяет на реальном (бытовом) материале тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу, что специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно. Таким образом, была создана Программа «Развитие нравственности у детей дошкольного возраста через сказку».
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средства массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка.
На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Я считаю, что благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей – это художественная литература.
Проблема сохранения интересов к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео - компьютерная) ослабила интерес к книге. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой, как сегодня. А для младших дошкольников именно сказка является первым художественным произведением в их жизни.
С давних времен утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. « Нравственное воспитание – это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств: формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности» (Социологический словарь). Нравственное воспитание детей – это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Если ребенку не давать правильные устои, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным человеком в обществе. Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста.
Технология опыта.
Из всего многообразия художественной литературы для нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста я выбрала детский фольклор: малые фольклорные жанры и сказки.
Цель: Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы.
Я поставила перед собой следующие задачи:
Воспитательные
Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
Приобщить детей к истокам народной культуры.
Воспитывать эстетический и художественный вкус.
Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.
Развивающие.
Содействовать развитию речи детей.
Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.
Обучающие.
Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
Знакомить детей с художественной литературой.
Расширять представления об окружающем мире.
Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
Эти задачи я решаю следующим образом:
Во второй младшей группе я знакомила детей с жанром малого фольклора, в средней группе со сказками. Для реализации поставленных задач использую различные формы работы: чтение, обсуждение, пересказ, театрализация, конкурсы, викторины. Предлагая детям песенку, потешку, использую музыкальное сопровождение, наглядный материал. Это различные виды театров, книжки раскладки, кубики. Использую фольклор в организованно - образовательной деятельности и в режимных моментах. Я организовываю предметно – развивающую среду в группе в соответствии с изученным сказками. Так же у нас имеется детская библиотека, уголок чтения, мини - театральная студия.
Результативность.
Показатели знаний и умений детей.
Умение внимательно слушать чтение литературных произведений.
Умение выделять поступки героев, давать элементарную оценку.
Умение различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в литературе.
Умение откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуации, слов, выражений.
Умение сопереживать героям.
Умение воспроизводить текст сказок при рассматривании иллюстраций.
Наличие потребности в чтении, самостоятельное добровольное обращение к книгам.
Применение нравственного урока из сказки на себя.
Умение аккуратно пользоваться книгой, бережно относиться, убирать на место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад из опыта работы по теме "Речевое развитие ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Опыт работы педагога по театрализованной деятельности...
Обобщенный педагогический опыт по теме: «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»
Обобщенный педагогический опыт «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»...
Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС.
Воспитание интереса к книге, стремления общения с ней, умения слушать и понимать художественные произведения....
Обобщенный педагогический опыт по теме:«Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок »
Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок....
Влияние сказки на формирование личности. (Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок)
Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок....