Опыт работы в области шахматного образования с дошкольниками
материал (подготовительная группа)

Джанболатова Нажабат Гусеновна

Опыт работы в области шахматного образования с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty-_opyt_rabota.docx25.49 КБ
Файл shahmaty-18.pptx1008.09 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я, Джанболатова Нажабат Гусеновна, воспитатель МАДОУ «Золушка», города Когалыма. Я бы хотела поделиться своим опытом работы, в области шахматного образования с дошкольниками.

Как писал B.А. Сухомлинский: «B воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь — это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полно ценного воспитания умственных способностей и памяти...»

Шахматы — это не просто игра, шахматы - это увлекательный мир, одна из популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами.

В своем детском саду я веду четвертый год платный кружок «Юный шахматист». Начинала с детьми 4 лет. В прошлом году у них был выпуск в школу. Из 25 детей 20 детей свободно играли в шахматы.

Подводя итог работы по обучению детей шахматной игре за 2021-2022 учебный год высокий уровень интеллектуального развития детей, обучающихся игре в шахматы увеличился. Дети знали названия фигур, как фигуры ходят, но играть не умели.

          Дети стали играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности   чаще стали проводить   время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат. Дети научились рассуждать, делать выводы, у них стало более развито логическое мышление, умение работать в паре, умение поддерживать командный дух и играть за себя.

Высокие показатели интеллектуального развития детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы это результат совместной работы родителей и педагогов. Обучаются   шахматной игре не только дошкольники, но и члены семьи, в семье появился новый досуг.

В своей работе в обязательном порядке опираюсь на следующие нормативно-правовые документы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155-ФЗ от 17.10.2013г.;

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ;

-Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»

-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 (регистрация от 27.08.2015г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях»;

- «Концепция дошкольного воспитания»;

 - «Конвенция о правах ребенка»;

- «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М.), издание пятое (инновационное) дополненное и переработанное, Мозаика-Синтез, Москва, 2019г.

- Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группы №19 общеразвивающей направленности на 2021 – 2022 учебный год (далее – Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Золушка».

      РППС «Мир шахмат» в нашей группе создана с учетом необходимых условий для самовыражения детей, для развития их увлечений и интересов, повышения уровня знаний.

    Игры «Морской бой», «Ход конём», «Дойти конём до финиша», «Курица и зёрнышки», «Шифр шахматных полей», «Ставим мины» позволяют развивать ориентировку на шахматной доске, творчество в познавательно- исследовательской деятельности, умение мыслить, находить правильное решение.

     Выполнение заданий «Лабиринт», «Кратчайший путь», «Квадрат для суперкоролев» способствует тренировке логического мышления и развитию ориентировки на плоскости.  

     Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Рокировка», «Защита от шаха», «Шахматное лото» позволяют совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, учат детей разрабатывать различные комбинации.

     Для знакомства с нотацией созданы игры «Узнай адрес фигуры», «Разнеси письма по адресам». Знакомят детей с самой короткой партией в два хода игры «Мат или не мат», «Мат в два хода».

     Для отработки практических навыков мы используем игры «Один в поле воин», «Шахматный задачник», «Кто умнее?».

     Для закрепления материала по пройденным темам подобраны игровые задания «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Чьи следы?» и др.

     А игра «Лесенка» позволяет закрепить знания о ценности фигур.

    Дидактические игры «Горизонталь, вертикаль, диагональ», «Что общего?» позволяют проявить индивидуальность в исследовательском поведении ребенка, использовать разные способы проверки предположений.

     С учетом разного уровня развития знаний детей на начальном этапе используем игры «Назови фигуру», «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Белые и черные», «Запретная фигура», «Угадай-ка», «Школа», «Построй по росту», «Выложи ряд», «Пирамида», «Кто быстрее?», «Над головой», «Убери такую же фигуру», «Четвертый лишний», «Найди ошибку».  

     Для развития интереса вручную изготовлены плоские шахматы.

Использовать разные шахматы и шашки из бросового материала позволяет

игра-макет «Ладья». Вместо обычных фигур дети используют для игры детали конструктора, стаканчики и другой бросовый материал.

     С большим интересом дети слушают рассказы и сказки о шахматах, таких как «В стране шахматных чудес», «Котята-хвастунишки», «Диагональ» из книги И. Г. Сухина, дидактическую сказку «Удивительные приключения шахматной доски», «Чудесные фигуры», «Совсем этот слон на слона не похож», «Я-Ладья», «Кони чёрные и белые», «Чудесная пешка».

      Сочинение рассказов о Шахматной стране и Шахматных фигурах развивает речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

Словесно-дидактические игры «Да-нет», «Чем похожи и чем отличаются?» формируют умение выделять главные признаки явлений и предметов, развивают интерес к словотворчеству, а «Шахматная шкатулка» позволяет детям показать свои способности в загадывании и отгадывании загадок, закрепить знания об истории шахмат и о шахматных фигурах.

С этой целью собраны папки «Сборник стихов», «Сборник сказок», «Сборник загадок».

Развитию интереса к шахматам способствует и художественно-изобразительная деятельность детей. В уголке творчества дети лепят шахматные фигуры объемные и плоскостные, используют при этом разный природный материал. При работе с красками, карандашами используют раскраски или сами изображают понравившийся сюжет. Имеется материал для создания аппликаций («Шахматная доска», шаблоны для обрывной  аппликации).

В группе имеются различные виды конструкторов, из которых дети с удовольствием создают различные шахматные фигуры. Из «Кубиков Никитиных» выкладывают шахматное поле. Гордостью нашей группы является конструктор «Шахматы», из которого дети могут детально собрать шахматное поле и фигуры.

Театральный уголок оснащен шахматными масками и костюмами для королей и королев. Создан настольный театр «Шахматный колобок», «Шахматная репка», плоскостной театр «Шахматный теремок», пальчиковый- «Шахматные фигуры». С удовольствием дети играют в сюжетно-ролевую игру «Школа. Урок шахмат» и «Шахматное королевство» (напольный).

При организации творческой познавательной деятельности детей в процессе изучения основ игры в шахматы мы применяем новые компьютерные технологии. Современные информационные технологии открывают его воспитанникам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы.

Обучение ребят игре в шахматы с применением компьютерных технологий:

- является действенным средством повышения успеваемости и интеллектуальных способностей – внимания, оперативной памяти, логического мышления и пространственного воображения;

- способствует гармоничному развитию личности. 

При обучении по ИКТ на занятиях по шахматам  успешно используются  шахматные обучающие и игровые компьютерные программы: «Динозавры учат шахматам», «Шахматная тактика для начинающих», «Шахматные игры для дошкольников и младших школьников». Эти программы, классифицированы по темам и ступеням сложности. Обучение в этих программах  рассчитано на поэтапное изучение шахматной тактики. Встроенные игровые программы позволяют разыгрывать заданные позиции с учетом индивидуальных настроек. В них содержатся голосовые подсказки и опровержения ошибочных ходов, что позволяет обучающимся работать самостоятельно.

Слайды мультимедийных презентаций — прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности ребёнка.

Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в изучаемый материал, рассказывают дома об увиденном на экране («Чемпионы мира по шахматам», «Международный день шахмат. Викторина», «Такие разные шахматы», «Шахматная школа», «Шахматная ловушка. Мат Легаля» и др.)

Конечно, все дети очень любят смотреть мультфильмы. Поэтому подготовили подборку мультфильмов о шахматах («Старичок с шахматами», «Смешарики», «Ежик-шахматист», «Маша и медведь. Ход конем», «Фиксики» и др.)

Для проведения индивидуальной работы созданы лэпбуки «Шахматы». Красочное оформление, богатое содержание позволяет повысить заинтересованность детей. Они с удовольствием рассматривают картинки, связанные с историей появления шахмат на Руси, изучают портреты чемпионов мира.

Воспитанники нашей группы обучаются игре в шахматы, умеют играть, но не всегда родители могут ответить на предложение своего ребенка сыграть партию в шахматы, так как сами не умеют играть и не знают правил этой игры. Поэтому мы используем различные формы работы с родителями по приобщению семей к игре в шахматы: анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные стенды, участие в выставках поделок, индивидуальные беседы, социальные сети.

  • участие в конкурсах поделок «В шахматном королевстве»
  • «Творческая мастерская», целью которой является привлечь родителей к обогащению развивающей среды для дошкольников (изготовление дидактических игр, костюмов, распечатка рабочих тетрадей)
  • Изготовление книжек-малышек.
  • «Домашние задания» -заучивание стихотворения, считалки.

Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у детей дошкольного возраста действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы. Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам.

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Благодаря раннему знакомству с шахматами многие из них стали чемпионами мира, поэтому я начинаю обучение дошкольников игре в шахматы с 4 летнего возраста.

Подводя итог многолетней работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Малыши играют в шахматы»

Слайд 2

УМК

Слайд 5

Создание среды

Слайд 6

Изготовление поделок по шахматам

Слайд 9

Передача шахматного оборудования в рамках реализации партийного проекта «Шахматы в школы и детские сады»

Слайд 10

Кружок «Юный шахматист»

Слайд 14

Количество воспитанников обучающихся шахматам

Слайд 15

Общий уровень освоения воспитанниками парциальной программы «Малыши играют в шахматы»

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы руководителя кружка дополнительного образования по изодеятельности "Домовенок"

На сайте http://domovenok12.cultnet.ru  представлен отчет работы кружка по изодеятельности "Домовенок" в ГБОУ СОШ №1010 корпус 6Приглашаем  еще раз вместе с нами "прожить" 2012-2013 у...

Опыт работы по мониторингу качества образования в ДОУ

Организация  работы с кадрами по проведению мониторинга « Выявление уровня профессиональной компетентности педагогов  в рамках ФГОС ДО»....

Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конве...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...