Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Говорящие пальчики»
рабочая программа (младшая группа)
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0010674e-e17a32b5_1.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол №5 от 26.05.2021г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» ________Ермолаева С.Н. Приказ от 12.08.2021 №77-од |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно - эстетической направленности
«Говорящие пальчики»
Возраст воспитанников: 3-4 лет
Срок реализации программы: 1год
Автор-составитель:
Мошкарова Анна Ильинична
воспитатель
Программа кружка «Говорящие пальчики»
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.
Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи:
Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
Обучающие:
- Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями
- Знакомить детей с названием пальчиков
- Формировать навыки исполнительского мастерства.
Развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
- Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
- Развивать память, звуковую культуру речи.
Воспитывающие:
- Воспитывать в детях усидчивость.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Формы работы:
-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
-игры-экспериментирования с предметами и материалами;
-самомассаж кистей рук;
-упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.
Организация работы кружка:
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-4 года.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 15 минут).
Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.
Необходимые материалы и оборудования:
- резиновые игрушки, мячики;
- конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины;
- фигурки пальчикового театра;
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети
должны знать:
- названия пальцев рук, их очередность
- народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту
должны уметь:
- управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
- согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
- выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
- у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Оценочные материалы
Диагностирование направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям представить, что они в лесу: поднялся сильный ветер, сорвал листья с деревьев, закружил их, и они медленно падают на землю. Дети вместе читают знакомый стишок и изображают обеими руками плавные движения падающих листьев.
Падают, падают, листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Листья многие облетели, и все увидели зайчика — дети руками изображают его (подняты два пальца: указательный и средний, остальные соединены). Воспитатель: «Зайчик скачет по дорожке — прыг-скок, прыг-скок, ушками — хлоп-хлоп. Прислушался (пальцы напряжены), где-то лиса рядом, испугался и спрятался, ушки опали (пальцы вяло сложились)». Затем дети вспоминают всю свою «Храбрую семейку»: у детей пальцы сжаты в кулачки перед собой и они постепенно разжимают их, начиная с большого, приговаривая: пошел в лес дедушка (большой палец), пошла в лес бабушка (указательный), пошел папа (средний), мама (безымянный) и я (мизинец). Потом семейка собирается дома: пришел я, мама, папа, … пальчики поочередно складываются в кулачки.
ОЦЕНКА
1-й показатель — управление руками (плавность движений).
Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.
Средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.
Высокий уровень — ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками соответствующие плавные движения.
2-й показатель — управление пальцами рук «Зайчик».
Низкий уровень — ребенок не включается в ситуацию и не может сложить пальцы рук (хотя бы на одной руке), чтобы изобразить зайчика.
Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.
Высокий уровень — ребенок сразу включается в игровую ситуацию и самостоятельно на обеих ручках изображает зайчика сначала с напряженными ушками (пальчиками), потом вялыми.
3-й показатель — управление пальцами рук – «Семейка»
Низкий уровень — ребенок выполняет движения несинхронно или только на одной руке, или открывает сразу по два пальчика и проговаривает стишок вместе с взрослыми.
Высокий уровень — ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих, проговаривая стишок. Результаты заносятся в таблицу.
Список детей:
Перспективное планирование кружка
Октябрь
Первая неделя.
1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.
Цель: Развивать мелкую моторику.
2.Игра «Большие и маленькие листочки»
3.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
4.Пальчиковая игра ««Капелька и ладошка»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Вторая неделя.
1.Массаж пальцев. Игра «Кулачок».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (фрукты, овощи).
3.Пальчиковая игра «Компот».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2.Игра «Волшебный шнурок» - учить вкладывать шнурок в дырочку.
3.Пальчиковая игра «Капуста»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Четвертая неделя.
1.Массаж пальцев пальчиков грецким орехом.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2.Игра «Собери орешки для белочки»
Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло».
Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки,
Обожают грызть орешки.
3.Пальчиковая игра «Белочка»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Ноябрь
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков грецким орехом.
2. Игра «Чудесный мешочек».
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (подарки для белочки: грибочки орехи).
3. Пальчиковая игра «Грибы».
4. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями грибов, орехов, листочков.
Вторая неделя.
1.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.
2. «Угощение для птиц» - сортировка семян.
3.Пальчиковая игра «Петушок».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
3.Третья неделя
1.Массаж пальчиков катушкой «Дровишки» - катание катушки между ладошками по всей длине пальчиков.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2.Пальчиковая игра «Домик».
3.Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику».
(Пальчиком провести дорожку к домику).
Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
4.Пальчиковая игра «Зайчик».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Четвертая неделя.
1. Массаж пальчиков грецким орехом.
Цель: Развивать мелкую моторику.
2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
3.Пальчиковая игра «Веселая мышка».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Декабрь.
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Снегопад в лесу». (На зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты).
Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты.
3. Пальчиковая игра «Снежный пирог».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков «Покатай, покатай». (Катание катушек по столу).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Мы повесим шарики».
Цель: Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы.
3. Пальчиковая игра «Елочка».
Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1. Массаж пальчиков крупными бусинами «Непослушные шарики».
2. Пальчиковая игра «Фонарики».
Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.
3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бусин на нитку.
Четвертая неделя.
1. Массаж пальчиков теннисным шариком.
2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодние подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику).
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (орех, гриб, морковка).
3.Пальчиковая игра «Будем ёлку наряжать».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Январь.
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков (мячик еж) «Этот мячик не простой».
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2.Выкладывание снежинки из счетных палочек по контуру.
3. Пальчиковая игра «Снежок».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
4.«Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков крупными бусинами. «Непослушные шарики».
Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисти рук.
2. Игра «Снежные хлопья».
Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты. (Чтобы мишке было теплее) стихотворение «Как на горке снег, снег».
3. Пальчиковая игра «Медвежонок».
Цель: Развивать координацию общих движений.
Февраль.
Первая неделя.
1.Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
2.Пальчиковая игра «Варежка».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
3.Игра «Сладкие конфеты». Учить детей аккуратно заворачивать катушку, пробку в фантик.
Вторая неделя.
1.Игра «Чудо - прищепки» прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.
2. Игра «Посыпаем дорожку».
Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками крупу, развивать мелкую моторику пальцев.
3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».
Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1. Массаж пальчиков (мячик еж). Игра «Колючий ежик».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.
2. Игра «Ежики и ежата» (вставить спички в большой и маленький пластилиновый комочек).
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».
3. Пальчиковая игра «Ежик».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Четвертая неделя.
1. Массаж пальчиков «Колечко».
Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
2.«Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями рыб.
2. Пальчиковая игра «Рыбки».
3. Пальчиковая игра «Лодочка ».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Март.
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков и перебирание бусин.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Игра «Бусы для мамы».
Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.
3. Пальчиковая ирга «Помощники».
Цель: Развивать моторику пальцев.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка».
2. Игра «Светит солнышко».
Выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».
3. Пальчиковая игра «Солнышко».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1. Массаж. Игра с резинкой для волос
Я - пальчик первый, я большой!
Указательный - второй!
Третий пальчик - средний!
Четвёртый - безымянный!
А пятый мизинчик -
Он самый маленький, румяный!
Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
2. Пальчиковая игра «Птичка».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
3. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.
4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.
Четвертая неделя.
1.Массаж рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.
Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
2. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.
3. Игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
4. Пальчиковая игра «Динь – дилень».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Апрель.
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.
Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).
Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.
3. Пальчиковая игра «Игрушки».
Цель: Развивать соотношения движения рук.
Вторая неделя.
1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Светит солнышко» (разложить лучики из счетных палочек вокруг желтого кружка).
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».
3. Пальчиковая игра «Солнышко».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1.Массаж крупными бусинами.
2. Игра «Достань бусинки ложкой из стакана».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
3. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.
4. Пальчиковая игра «Кто приехал?»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
Четвертая неделя.
1. Массаж. Игра с резинкой для волос
Я - пальчик первый, я большой!
Указательный - второй!
Третий пальчик - средний!
Четвёртый - безымянный!
А пятый мизинчик -
Он самый маленький, румяный!
2.Игра «Кто спрятался?» «в сухом бассейне».
3. Игра «Я рисую» (на подносе манная крупа).
4. Пальчиковая игра «Семья».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Май.
Первая неделя.
1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».
2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
3. Пальчиковая игра «Дарики - дарики».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
4. «Разноцветные крышечки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусин».
Цель: Учить детей катать бусины по очереди каждым пальчиком.
2. Игра «Кто больше соберет фасоли?»
(собираем фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком)
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. «Сухой бассейн» находим спрятанные предметы в емкости с горохом и фасолью.
4. Пальчиковая игра «Топ-топ».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1.Игра «Собери горошинки» (фасоль в кастрюлю).
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование захвата указательным и большим пальцем.
2. Игра «Чудесный мешочек».
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (игрушки).
3. Пальчиковая игра «Дождик лей».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Четвертая неделя.
1. Игра «Красивый одуванчик» (вставить спички в пластилиновый комочек.)
2. Пальчиковая игра «Наши алые цветы».
3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
Литература:
1.«Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г.
2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.
3. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.
4. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.
5.Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)
Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки" имеет художественно-эстетическую направленность, направлена на развитие эстети...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Ловкие пальчики» (оригами) для детей ЗПР
Основным направлением Программы является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ДО. Программа "Ловкие пальчики» как средство дополнительн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Разноцветные пальчики»
Актуальность программы, в том, что изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятел...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебные пальчики»
Направленность программыНаправленность программы художественно-эстетическая: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и спо...