Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Разноцветные пальчики»
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя группа)
Актуальность программы, в том, что изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений, а нестандартные техники рисования, как раз послужат быстрому получения желаемого результата. Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".
Овладев нетрадиционными техниками рисования, дети получают желаемый результат наиболее быстрым и удобным способом, ребёнок свободно может распорядиться техникой при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razno.palch_.23-24_gg.doc | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Пчёлка»» города Асино Томской области
Принято на Педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2023 г. | Утверждаю Заведующая МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области ___________________ Макарова Н. Г. Приказ №121/1 от 31.08.2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Разноцветные пальчики»
Возраст воспитанников: 3-7 лет
Срок реализации программы: 3 года
Составитель: Срек Юлия Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории Черкашина Ксения Владимировна, воспитатель |
2023 г.
Содержание
№ | Наименование разделов |
I. | Целевой раздел о Программы |
1.1. | Пояснительная записка |
1.2. | Цели и задачи реализации Программы |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы |
1.4. | Планируемые результаты освоения Программы |
II.
| Содержательный раздел Программы |
2.1. | Учебно-тематический план |
2.2. | Содержание изучаемого курса |
2.3 | Формы промежуточной аттестации |
III. | Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы |
3.1. | Психолого-педагогические условия реализации Программы |
3.2. | Форма организации обучения |
3.3. | Способы и направления поддержки детской инициативы |
3.4. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников |
3.5. | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
3.6. | Организация режима работы |
3.7. | Кадровое обеспечение образовательного процесса |
Приложение 1. Календарный учебный график |
I. Целевой раздел программы
1. 1 Пояснительная записка
На современном этапе развития общества остро встает вопрос воспитания и обучения подрастающего поколения в духе традиций народной русской культуры, которая оттачивалась веками и доказала свою состоятельность в воспитании человека творческого, знающего, образованного, преданного Отечеству. В соответствии с новыми стандартами обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Эстетическое воспитание как важнейшее средство формирование отношения к действительности, духовно-нравственного развития и саморазвития личности опирается на постижение художественной гармонии. Таким образом, в процессе приобщения личности к богатейшему культурному опыту человечества, накопленному в области искусства, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека.
Программа «Разноцветные пальчики» имеет художественную направленность. Нетрадиционные техники рисования помогают детям более тонко рассматривать окружающий мир, наблюдать за происходящими в нем изменениями. Данный курс развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус, фантазию, мелкую моторику.
Актуальность программы, в том, что изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений, а нестандартные техники рисования, как раз послужат быстрому получения желаемого результата. Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".
Овладев нетрадиционными техниками рисования, дети получают желаемый результат наиболее быстрым и удобным способом, ребёнок свободно может распорядиться техникой при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Раскрытие творческого потенциала детей через нетрадиционные приёмы рисования.
Задачи:
Познавательные
- познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;
- учить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности;
- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
- способствовать формированию учебно-познавательной компетентности: восприятие, внимание, воображение, мышление;
- формировать коммуникативную компетентность;
Развивающие
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка
- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
- развивать положительные эмоции и волевые качества
- развивать моторику рук, глазомер.
- развивать познавательный интерес, стремление к самообучению;
- развивать цветовосприятие и чувство гармонии;
Воспитательные
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники изображений;
- воспитывать самостоятельность и аккуратность;
Программа разработана для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
Срок реализации программы – 1 учебный год, 36 учебных недель
Общее количество занятий - 72
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
1. Гуманности - ненасильственное привлечение к деятельности | Отказ от авторитарного давления со стороны педагога |
2.Демократичностно - личностный подход | Максимальное развитие творческих способностей каждого ребенка, учет интересов всех участников процесса |
3.Целостность; Системность; Непрерывность; | Закрепление ранее полученных знаний и приобретение новых на каждом занятии, обучение от простого к сложному, от трудового действия к приему, от приемов - к комплексу приемов. Обучение не имеет фиксированных сроков завершения, переходит от одной стадии к другой. |
4.Многофункциональности (компетентностный подход) | Овладение ключевыми компетентностями для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях |
5.Многомерности (компетентностный подход) | Ключевые компетентности сочетают различные умственные и психические процессы и интеллектуальные умения (абстрактное мышление, саморефлексия, определение своей собственной позиции, самооценка, критическое мышление и т.д.). |
6.Связь теории с практикой. | Отведение на практические занятия не менее 70% учебного времени. |
7.Наглядность. | Демонстрация на занятиях рисунков с завершённым результатом. Виды наглядности включают демонстрацию инструкционной карты с поэтапным рисованием, использование мультимедийных средств. |
8. Доступность. | Соответствие содержания и методов обучения возрастным особенностям учащихся, уровню их развития, познавательным возможностям. |
9.Прочность. | Формирование у детей ясного представления конечного результата работы, приобретаемых знаний и умений, практического их применения. |
10.Открытость. | Участие в образовательном процессе родителей учащихся детей, администрации образовательного учреждения. |
11.Принцип творчества и успеха. | Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы |
1.4 Планируемые результаты освоения программы
В своей практике мы придерживаемся следующих «путеводных положений», наиболее отвечающие специфике дополнительного образования детей:
- Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела, недостаточно раскрылись.
- Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это «что-то» нужно искать.
- Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.
- Успех рождает успех. Основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
- Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
Последнее положение согласуется с социальным заказом государства, сформулированном в Законе РФ «Об образовании» (12, ст. 2): «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся».
В конечном итоге реализация программы в соответствии со стандартами ФГОС ДО программа способствует:
а) приобретению учащимися специальных знаний за счет занятий в изостудии «Разноцветные пальчики»
-пробуждению активности детей;
-умению находить оптимальные способы осуществления деятельности;
- умению подвести деятельность к процессу творчества;
б) развитию личностных качеств:
Нравственный потенциал | Ответственность, способность к свободному выбору, уважение и понимание других людей, восприятие и понимание таких ценностей как «Родина», «природа», «дружба», «традиции» и т.д; правильная оценка своих действий и поведения окружающих, соблюдение порядка, правил техники безопасности и дисциплины. |
Коммуникативный Потенциал | Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить, слушать; способность сопереживать, сочувствовать; проявление внимания к людям, животным, природе; сформированность первичных навыков саморегуляции. |
в) овладение практическими умениями и навыками художественно - творческой деятельности;
1й год обучения:
Дети должны знать:
- технику безопасности при работе с материалами и инструментами;
- правила оснащения рабочего места - проведение самоконтроля и оценке труда;
- прогнозирование собственной деятельности;
- историю и традиции изучаемых видов прикладного творчества – последовательность в рисовании;
- способы подготовки материала к работе;
Дети должны уметь:
- Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты;
- Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам;
- Соблюдать пропорции воды и краски;
- Правильно пользуется кистью, красками, гуашью, ватными палочками, поролоновыми палочками;
2 й год обучения:
Дети должны знать:
- технику безопасности при работе с материалами и инструментами;
- правила оснащения рабочего места - проведение самоконтроля и оценке труда;
- прогнозирование собственной деятельности;
- геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник);
Дети должны уметь:
- изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов;
- свободно использует в рисовании несколько нетрадиционных техник;
- передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов;
- ориентироваться на альбомном листе;
- применять элементы нестандартных техник рисования;
3-й год обучения:
Дети должны знать:
- Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура; декоративно-прикладное и народное искусство;
- Называет основные выразительные средства произведений искусства;
Дети должны уметь:
- Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
- Использует разные материалы и способы создания изображения;
- Закрашивать фон, используя изобразительные средства;
- Создавать целостную композицию сюжетного рисования, выделяя основной предмет;
- Свободно использовать в рисовании несколько видов нестандартных техник;
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
- Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение;
- Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры декоративного рисования.
Критерии оценки:
- оценивается идея, название работы, степень самостоятельности, качество исполнения, эстетический уровень;
- оценивается умение описывать работу в целом и в деталях;
- оценивается наблюдательность и фантазия;
- оценивается свободное владение техническими средствами;
- оценивается устойчивость теоретических знаний и практические навыки;
- оценивается умение проводить самоанализ и самокритику;
- оценивается степень участия в коллективных формах работы;
4-й год обучения:
Дети должны знать:
- Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура; декоративно-прикладное и народное искусство;
- Называет основные выразительные средства произведений искусства;
Дети должны уметь:
- Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
- Использует разные материалы и способы создания изображения;
- Закрашивать фон, используя изобразительные средства;
- Создавать целостную композицию сюжетного рисования, выделяя основной предмет;
- Свободно использовать в рисовании несколько видов нестандартных техник;
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
- Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение;
- Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры декоративного рисования.
Критерии оценки:
- оценивается идея, название работы, степень самостоятельности, качество исполнения, эстетический уровень;
- оценивается умение описывать работу в целом и в деталях;
- оценивается наблюдательность и фантазия;
- оценивается свободное владение техническими средствами;
- оценивается устойчивость теоретических знаний и практические навыки;
- оценивается умение проводить самоанализ и самокритику;
- оценивается степень участия в коллективных формах работы;
2. Содержательный раздел программы
- Учебно – тематический план
№ | Перечень разделов, тем | 1-й год обучения 3-4 года | |
Всего | Примечания | ||
1 | Смешанная техника | 14 | |
2 | Рисование пальчиками | 27 | |
3 | Рисование ватными палочками | 15 | |
4 | Рисование ладошками | 13 | |
5 | Рисование фольгой | 3 | |
ИТОГО: | 72 |
№ | Перечень разделов, тем | 2-й год обучения 4-5 лет | |
Всего | Примечания | ||
1 | Рисование ладошками | 8 | |
2 | Рисование пальчиками | 2 | |
3 | Смешанная техника рисования | 21 | |
4 | Рисование в технике «печать» | 27 | |
5 | Рисование ватными палочками | 5 | |
6 | Рисование в технике «тычок» | 6 | |
7 | Рисование поролоновыми палочками | 3 | |
ИТОГО: | 72 |
№ | Перечень разделов, тем | 3-й год обучения 5-6 лет | |
Всего | Примечания | ||
1 | Рисование поролоновыми палочками | 12 | |
2 | «Кляксография» | 4 | |
3 | Рис-ие пластмассовыми крышками | 9 | |
4 | Рисование в технике «печать» | 4 | |
5 | Смешанная техника рисования | 30 | |
6 | Рисование в технике «примакивание» | 3 | |
7 | Рисование ладошками | 3 | |
8 | Рисование штампами | 2 | |
9 | Рисование в технике «тычок» | 1 | |
10 | Рисование мыльными пузырями | 2 | |
11 | Рисование ватными палочками | 2 | |
ИТОГО: | 72 |
№ | Перечень разделов, тем | 4-й год обучения 6-7 лет | |
Всего | Примечания | ||
1 | Рисование в технике «печать» | 10 | |
2 | Рисование по - мокрому | 2 | |
3 | Рисование воском и акварелью | 6 | |
4 | Рисование в технике «монотопия» | 5 | |
5 | Кляксография | 4 | |
6 | Рисование в технике «гризайль» | 3 | |
7 | Рисование в технике «оверлеппинг» | 1 | |
8 | Смешанная техника | 28 | |
9 | Рисование поролоновыми палочками | 5 | |
10 | Рисование в технике «тычок» | 4 | |
11 | Рисование в технике «примакивание» | 2 | |
12 | Рисование фольгой | 1 | |
13 | Рисование отпечатками листьев | 1 | |
ИТОГО: | 72 |
2.2. Содержание изучаемого курса
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ | Месяц, неделя | Тема занятий | Всего занятий |
1 | Сентябрь | ||
1неделя | 1. «Ёж, листочки на иголках нёс» (смешанная техника) 2. «Осенние листочки» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
2неделя | 1. «Колобок» (рис-ие пальчиками) 2. «Ягодка-земляничка» (рис-ие ватными палочками) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Гусеничка» (рис-ие пальчиками) 2. «Подсолнух» (смешанная техника) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Кто сказал-мяу?» (рис-ие пальчиками) 2. «Золотая рыбка» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
2 | Октябрь | ||
1неделя | 1.«Яблочки» (рис-ие пальчиками) 2. «Воздушные шарики по небу летят» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Ёжик колючий (рис-ие ладошками) 2. «Петя – Петушок» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
3неделя | 1.«Расписное дерево (рис-ие фольгой) 2. «Разноцветные листочки» (рис-ие фольгой) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Мухомор» (смешанная техника) 2. «Грибочки на пенёчке» (рис-ие фольгой) | 1 1 | |
3 | Ноябрь | ||
1неделя | 1. «Зайчик-побегайчик» (рис-ие пальчиками) 2. «Уточка» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
2неделя | 1.«Два гуся» (рис-ие ладошкой) 2. «Андрей - воробей» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Снегирь» (рис-ие пальчиками) 2. «Снегири и синички» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Рябинка (смешанная техника) 2. «Петя - петушок» (рис-ие ладошками) | 1 1 | |
4 | Декабрь | ||
| 1.«Белочка» (смешанная техника) 2. «Зимний лес» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
2 неделя | 1.«Новогодние игрушки» (смешанная техника) 2. «К нам приходит Новый год» (смешанная ехника) | 1 1 | |
3 неделя | 1.«Ёлочка пушистая» (рис-ие ладошками) 2. «Ёлочка нарядная» (рис-ие ватными палочками) | 1 1 | |
4 неделя | 1.«Конфетки от деда Мороза» (смешанная техника) 2. «Лисичка-сестричка» (рисование пальчиками) | 1 1 | |
5 | Январь | ||
1 неделя | 1.«Поросёнок розовый» (рис-ие пальчиками) 2. «Теремок» (рис-ие ватными палочками) | 1 1 | |
2 неделя | 1.«Зимний лес» (рас-ие ватными палочками) 2. «Зайка за пеньком сидит и ушами шевелит» (смеш.техника) | 1 1 | |
3 неделя | 1.«Медвежонок» (рис-ие ладошками) 2. «Рыбки плавали плескались» (рис-ие ладошками) | 1 1 | |
4 неделя | 1.«Бусы для куклы» (рис-ие ватными палочками) 1.«Мышка – Норушка» (рис-ие ватными палочками). | 1 1 | |
6 | Февраль | ||
1 неделя | 1.«Черепашка» (смеш.техника) 2. «Снежинка» (рис-ие ладошками) | 1 1 | |
2 неделя | 1.«Совушка – большая головушка» (рис-ие пальчиками) 2. «Обезьянка» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
3 неделя | 1.«Лягушонок – Квак» (рис-ие пальчиками) 2. «Мишка – Топтыга» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
4 неделя | 1.«Лиса - краса» (рис-ие пальчиками) 2. «Волк – зубами щёлк» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
7 | Март | ||
1 неделя | 1.««Цветок для мамы» (рис-ие пальчиками) 2. «Расписной ковёр» (рис-ие ватными палочками) | 1 1 | |
2 неделя | 1.«Букет для мамы» (рис-ие ладошками) 2. «Мышка – Норушка» (рис-ие ладошками) | 1 1 | |
3неделя | 1.«Львёнок под солнышком лежит и усами шевелит» (рис. ладошками) 2. «Совунья» (рис-ие ладошками) | 1 1 | |
4 неделя | 1.«Первые листочки» (рис-ие ватными палочками) 2. «Солнышко – колоколнышко» (смешанная техника) | 1 1 | |
8 | Апрель | ||
1 неделя | 1.«Кораблик» (рис-ие ватными палочками) 2. «Улитка» (рис-ие ватными палочками) | 1 1 | |
2 неделя | 1.«Яйцо не простое, а расписное» (смешанная техника) 2. «Летняя полянка» (рис-ие ватными палочками) | 1 1 | |
3 неделя | 1.«Птички – невелички» (рис-ие пальчиками) 2. «Цыплята» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
4 неделя | 1.«Первые цветочки – огоньки» (рис-ие пальчиками) 2. «Цветки» (цветочная полянка) (рис-ие ватными палочками) | 1 1 | |
9 | Май | ||
1 неделя | 1.«Одуванчики» (рис-ие трубочками для коктейля) 2. «Трудяга – муравей» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
2 неделя | 1.«Ласточки в гости к нам летят» (смеш.техника) 2. «Утята» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Бабочки-красавицы» (рис-ие пальчиками) 2. «Яблоня цветёт» (смеш.техника) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Радуга – дуга» (рис-ие ладошками) 2. «Бабочки» (рис-ие ладошками) | 1 1 |
Учебно-тематический план по каждой теме 2 год обучения
№ | Месяц, неделя | Тема занятий | Всего занятий |
1 | Сентябрь | ||
1 неделя | 1. «Бабочки красавицы» (рис-ие ладошками) 2. «Мы с лукошком в лес пойдём» (рис-ие пальчиками) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Ёжик колкий, колючие иголки» (смешанная техника) 2. «Труженица пчёлка» (рис-ие в технике «печать») | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Мухомор» (смешанная техника) 2. «Птички ягодки клюют» (рис-ие ватными палочками) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Божьи коровки» (смешанная техника) 2. «Осень» (смешанная техника) | 1 1 | |
2 | Октябрь | ||
1 неделя | 1. «Ёжик» (рис-ие в технике «печать») 2. «Яблоня душистая» (рис-ие в технике «печать») | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Красавец павлин» (рис-ие в тех. «печать») 2. «Лисичка-сестричка» (рис-ие в тех. «тычок») | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Аквариум с рыбками» (рис-ие в тех. «печать») 2. «Снежинки кружатся» (рис-ие в тех. «печать») | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Осенний лес» (смешанная техника) 2. «Мишка косолапый» (смеш.тех.рис-ие) | 1 1 | |
3 | Ноябрь | ||
1 неделя | 1. «Веточка рябины» (рис-ие ватными палочками) 2. «Краски осени» (рис-ие ладошками) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Осьминожек» (рис-ие ладошками) 2. «Снеговик» (рис-ие в тех «печать») | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Чебурашка» (рис-ие в тех. «тычок») 2. «Мой дружок щенок» (рис-ие в тех. «тычок») | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Птички – синички» (рис-ие в тех. «печать») 2. «Снеговик» (рис-ие в тех. «печать») | 1 1 | |
4 | Декабрь | ||
1 неделя | 1. «Кисонька-Мурысонька» (рис-ие в тех. «тычок») 2. «Жираф» (рис-ие ладошками) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Пушистые веточки» (рис-ие в тех. «тычок») 2. «Дед Мороз» (смешанная техника) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Снегурочка» (смешанная техника) 2. «Узоры на окошках» (рисование в тех «печать») | 1 1 | |
| 1.«Новогодние игрушки» (рис-ие в тех. «печать») 2. «Новогодние фантазии» | 1 1 | |
5 | Январь | ||
1 неделя | 1. «Черепашка» (рис-ие в тех. «печать») 2. «Петушок» (рис-ие в тех. «печать») | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Жираф» (рис-ие в тех. «печать») 2. «Лев» (рис-ие в тех. «печать») | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Сова-большая голова» (рис-ие в тех. «печать») 2. «Домашние животные» (рис-ие в тех. «печать») | 1 1 | |
4 неделя | 1.«Птички-невилички» (рис-ие ладошкой) 2. «Гусь – красные лапки» (рис-ие ладошкой) | 1 1 | |
6 | Февраль | ||
1 неделя | 1. «Зайка беленький» (рис-ие в тех. «печать») 2. «Заюшка» (рис-ие в тех. «тычок») | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Курочка Ряба» (рис-ие в тех. «печать») 2. «Деревья зимой» (смешанная техника) | 1 1 | |
3неделя | 1.«Пингвин» (смешанная техника) 2.»Морской котик» (смешанная техника) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Зимний лес» (смешанная техника) 2. «Снежинки» (смешанная техника) | 1 1 | |
7 | Март | ||
1 неделя | 1. «Верба душистая» (смешанная техника) 2. « | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Узорная ваза» (рис-ие ватными палочками) 2. «Букет для мамы» (рис-ие ладошками) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Матрёшка» (рис-ие ватными палочками) 2. «Теремок» (рис-ие ватными палочками) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Кораблик» (смешанная техника) 2. «Тюльпаны» (пальчиковое рисование) | 1 1 | |
8 | Апрель | ||
1 неделя | 1. «Весёлый поросёнок» (смешанная техника) 2. «Забавный мышонок» (смешанная техника) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Маки» (рис-ие поролоновыми палочками) 2. «Голубь» (рис-ие ладошками) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Цветик-семицветик» (рис-ие в технике «печать») 2. «Пасхальное яйцо» (смешанная техника) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Ласточки» (рис-ие в тех. «печать») 2. «Фантастическая птица» (рис-ие в тех. «печать») | 1 1 | |
9 | Май | ||
1 неделя | 1. «Стрекоза, как фонарики глаза» (смешанная техника) 2. «Цветы огоньки» (смешанная техника) | 1 1 | |
2неделя | 1.«Божья коровка» (рис-ие в тех. «печать») 2.«Насекомые» (стрекозки и мушки) (смешанная техника) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Первые листочки» (рис-ие в технике «печать») 2. «Цветочек и бабочка» (рис-ие в тех. «печать») | 1 1 | |
4 неделя | 1.«Летняя полянка» (рис-ие поролоновыми палочками) 2.«Ромашковое поле» (рис-ие поролоновыми палочками) | 1 1 |
Учебно-тематический план по каждой теме 3 год обучения
№ | Месяц, неделя | Тема занятий | Всего занятий |
1 | Сентябрь | ||
1 неделя | 1. «В золото одеты леса (отпечатки листьями) 2. «Белка грибочки собирает» (рис-ие поролон-ми палочками) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Чудо дерево» (кляксография) 2. «Осеннее преображение» (рис-ие пласт-ми крышками) | 1 1 | |
3неделя | 1. «Поспевают яблоки» (рис-ие в тех. «печать») 2. «Грибная полянка» (рис-ие в тех «печать») | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Осенних красок карнавал» (рис-ие мыльными пузырями) 2. «Букет рябины» (смешенная техника) | 1 1 | |
2 | Октябрь | ||
1 неделя | 1. «Березка осенью» (рис-ие в тех. «примакивание) 2. «Осенний букет» (смешенная техника) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Чудесные превращения кляксы» (кляксография) 2. «Фруктовый аромат» (рисование пласт-ми крышками) | 1 1 | |
3 неделя | Перелётные птицы 1. «Канарейка» (смешенная техника) 2. «Зарянка» (смешенная техника) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Чибис» (смешенная техника) 2. «Зимородок» (смешенная техника) | 1 1 | |
3 | Ноябрь | ||
1 неделя | 1. «Зяблик» (смешенная техника) 2. «Иволга» (смешенная техника) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Деревья зимой» (кляксография) 2. «Берёзоньки белые» (смешенная техника) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Вьюга – завируха» (смешанная техника) 2. «Зимующие птицы» (рисование штампами) | 1 1 | |
4 неделя | Сказки 1. «Поросёнок» (смешенная техника) 2. «Лисичка сестричка» (смешенная техника) | 1 1 | |
4 | Декабрь | ||
1 неделя | 1. «Друзья снеговика (рис-ие в тех. «Печать») 2. «Три медведя» (рис-ие поролоновыми палочками) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Новогодние игрушки» (рис-ие в технике «печать») 2. «Новогодняя красавица» (смешенная техника) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Новый год идёт, и подарки всем несёт (рис-ие «тычком») 2. «Узорная снежинка» (рис-ие пластмассовыми крышками) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Дедушка Мороз» (рис-ие ладошками) 2. «Новогодние чудеса» (смешенная техника) | 1 1 | |
5 | Январь | ||
1 неделя | 1. «Едет дедушка Мороз» (смешенная техника) 2. «Снеговик» (смешенная техника) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Эскимо» (рисование мыльными пузырями) 2. «Смешные человечки» (кляксография) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Зимушка – зима» (смешенная техника) 2. «Зимний лес спит» (смешенная техника) | 1 1 | |
4 неделя | 1.«Волк и семеро козлят» (смешенная техника) 2. «Лось» (рис-ие пластмассовыми крышками) | 1 1 | |
6 | Февраль | ||
1 неделя | 1. «Лесные жители» (смешенная техника) . 2.«Медвежонок – Умка» (рис-ие пластмассовыми крышками) | 1 1 | |
2 неделя | 1.«Жители севера» (смешенная техника) 2. «Мир под водой» (смешанная техника) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «На морском дне» (смешенная техника) 2. «Рыба-кит» (рис-ие пластмассовыми крышками) | 1 1 | |
4неделя | 1.«Морская черепаха» (рис-ие пластмассовыми крышками) 2. «Барашек» (рис-ие поролон палочками) | 1 1 | |
7 | Март | ||
1 неделя | 1. «Я маме букет подарю» (рис-ие ладошками) 2. «Тюльпаны для мамы» (смешенная техника) | 1 | |
2 неделя | 1. «Букет роз» (рисование штампами) 2. «Первоцветы» (смешенная техника) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Узорные коврики» (рис-ие в технике «печать») 2. «Сказочные превращения орнаментов» (рисо-ие ватными палочками) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Пингвин» (смешенная техника) 2. «Попугай» (смешенная техника) | 1 1 | |
8 | Апрель | ||
1 неделя | 1. «Павлин» (смешенная техника) 2.«Весёлое небо» (рис-ие штампами) | 1 1 | |
2 неделя | 1.«Цветные фантазии мыльных пузырей» (рис-ие мыльными пузырями) 2. «Фантастическая птица» (смешенная техника) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Цветущие маки» (рис-ие поролон палочками) 2. «Пасхальное яйцо» (рис-ие поролон палочками) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Стрекоза, как фонарики глаза» (рис-ие поролон пал.) 2. «Божья коровка» (рис-ие поролон пал.) | 1 1 | |
9 | Май | ||
1 неделя | 1. «Цветы – весны» (рис-ие поролон пал) 2. «Жук носорог» (рис-ие поролон пал.) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Ветка сирени» (рис-ие поролон палочками) 2. «Букет сирени» (рисование фольгой) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Одуванчики» (рис-ие поролон палочками) 2. «Весенняя полянка» (рис-ие фольгой) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Цветочек» (смешенная техника) 2. «Яблоня в цвету» (рис-ие порол палочками) | 1 1 |
Учебно-тематический план по каждой теме 4 год обучения
№ | Месяц, неделя | Тема занятий | Всего занятий |
1 | Сентябрь | ||
1 неделя | 1. «Осенний букет» (рис-ие отпечатками листьев) 2. «Котик гуляет в осеннем парке» (рис-ие в технике печать) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Грибная полянка» (рис-ие в технике «печать» ластики) 2. «Очарован лес стоит» (рис-ие в технике «печать» пласт.крышки) | 1 1 | |
3неделя | 1.«Мухомор» (смешанная техника) 2. «Осенний вернисаж» (рисование в тех-ке «тычок») | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Стая журавлей» (рисование по мокрому) 2. «Осень» (рисование в технике «монотопия») | 1 1 | |
2 | Октябрь | ||
1 неделя | 1. «Яблочко» (рис-ие в технике «Гризайль») 2. «А листья всё летят» (рис-ие в технике «тычок») | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Косуля» (рис-ие паролоновыми палочками) 2. «Енотик» (рисование в технике «тычок») | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Гроздья рябины» (смешанная техника) 2. «Цветочный ковёр» (рис-ие в тех-ке «примакивание» кисточкой) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Медведь и пчёлы» (смешанная техника) 2. «Пчелка и мёд» (смешанная техника) | 1 1 | |
3 | Ноябрь | ||
1 неделя | 1. «Вечерний закат» (рис-ние фольгой) 2. «Снежинки» (рис-ние восковыми свечками) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Пёс Барбос» (смешанная техника) 2. «Снегири на ветке» (смешанная техника) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Зайка с морковкой» (смешанная техника) 2. «Белка на ветке» (смешанная техника) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Совушка – сова» (смешанная техника) 2. «На морском дне» (рис-ие в тех-ке «кляксография») | 1 1 | |
4 | Декабрь | ||
1 неделя | 1. «Красавец снегирь» (ри-ие в технике монотопия) 2. «Снегири и синички» (ри-ие в технике монотопия) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Снеговик» (ри-ие в технике «печать» картошкой) 2. «Снеговик» (ри-ие в технике «печат» пласт.крышками)) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Новогодняя ёлочка» (ри-ие в тех. Оверлеппинг) 2. «Дед Мороз» (смешанная техника) | 1 1 | |
4неделя | 1.«Снегурочка» (смешанная техника) 2. Новогодняя открытка«Птицы на ветке» (смеш.техника) | 1 1 | |
5 | Январь | ||
1 неделя | 1. «Зимний лес» (смешанная техника) 2. «Вьюга бушует» (рис-ие по-мокрому) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Снежные узоры» (рис-ие восковыми свечками) Герои сказок 2. «Курочка Ряба» (смешанная техника) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Волк – зубами щёлк» (рисо-ие поролоновыми палочками) 2. «Три поросёнка» (смешанная техника) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Золотая рыбка» (рисование в технике «монотопия») 2. «Волшебные превращения» (рисование восковой свечкой) | 1 1 | |
6 | Февраль | ||
1 неделя | 1. «Лисонька – лиса» (рисо-ие поролоновыми палочками) 2. «Царевна – лебедь» (смешанная техника) | 1 1 | |
2 неделя | 1. дом.жив «Котёнок» (смешанная техника) 2. «Весёлые кляксы» (кляксография) | 1 1 | |
3неделя | 1.«Дикие животные в зимнем лесу» (кляксография) 2. «Звери в зимнем лесу» (рис-ие свечками) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Папе на 23 февраля» (смешанная техника) 2. «Букет для мамы» (смешанная техника) | 1 1 | |
7 | Март | ||
1неделя | 1. «Тюльпаны для мамы» (рисование ладошкой) 2. «Букет для мамы» (смешанная техника») | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Цирковой дельфин» (рис-ие в технике «печать») 2. «Подводный мир» (рис-ие свечками) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Дельфины» (смешанная техника) 2. «Птицы на ветке» (смешанная техника) | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Чудесные оживления природы» (рис-ие в тех «печать») 2. «Наш город» (рис-ие в тех «печать») | 1 1 | |
8 | Апрель | ||
1 неделя | 1. «Фантастическая птица» (рис. в тех-ке «примакивание») 2. «Кот Васька» (смеш.техника) | 1 1 | |
2 неделя | 1. «Лягушата на болоте» (смеш.техника) 2. «Бабочка» (смеш.техника) | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Золотая рыбка» (смеш.техника) 2. «В гостях у аквариумных рыбок» (рис-ие в тех «печать») | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Сирень в цвету» (рис-ие поролоновыми палочками) 2. «Ветка черёмухи» (смеш.техника) | 1 1 | |
9 | Май | ||
1 неделя | 1. «Яблоня цветёт» (рис-ие поролоновыми палочками) 2. 9 Мая! (смеш.техника) | 1 1 | |
2неделя | 1.«Инопланетные друзья» рис-ие в технике «гризайль») 2. «» | 1 1 | |
3 неделя | 1. «Ромашковое поле» (смеш.техника) 2. «Слон» (рис-ие в тех «печать») | 1 1 | |
4 неделя | 1. «Подводный мир» (рис-ие восковыми свечками) 2. «Подводный мир» (кляксография) | 1 1 |
2.3. Форма промежуточной аттестации
Форма промежуточной аттестации – самостоятельный рисунок по теме «Весенние превращения»
3.Организационный раздел программы
3.1. Психолого - педагогические условия реализации программы
В своей практике мы придерживаемся следующих «путеводных положений», наиболее отвечающие специфике дополнительного образования детей:
- Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела, недостаточно раскрылись.
- Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это «что-то» нужно искать.
- Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.
- Успех рождает успех. Основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
- Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
Последнее положение согласуется с социальным заказом государства, сформулированном в Законе РФ «Об образовании» (12, ст. 2): «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся».
В конечном итоге реализация программы в соответствии со стандартами ФГОС ДО программа способствует:
а) приобретению учащимися специальных знаний за счет занятий в изостудии «Разноцветные пальчики»
-пробуждению активности детей;
-умению находить оптимальные способы осуществления деятельности;
- умению подвести деятельность к процессу творчества;
б) развитию личностных качеств:
Нравственный потенциал | Ответственность, способность к свободному выбору, уважение и понимание других людей, восприятие и понимание таких ценностей как «Родина», «природа», «дружба», «традиции» и т.д; правильная оценка своих действий и поведения окружающих, соблюдение порядка, правил техники безопасности и дисциплины. |
Коммуникативный Потенциал | Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить, слушать; способность сопереживать, сочувствовать; проявление внимания к людям, животным, природе; сформированность первичных навыков саморегуляции. |
в) овладение практическими умениями и навыками художественно - творческой деятельности;
3.2. Форма организации обучения
Форма обучения: очная, дневная
Форма организации занятий: групповые
Особенности набора учащихся: свободный.
Продолжительность образовательного процесса: сентябрь-май
- Способы и направления поддержки детской инициативы
Успешная реализации Программы обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями, направленными на поддержку детской инициативы:
- создание ситуаций «успешности», позволяющих ребёнку реализовать свою компетентность, приобретать уверенность в собственных возможностях;
- поощрение инициативы и самостоятельности детей;
- поддержки уверенности в собственных способностях;
- использование адекватной оценки результата деятельности ребёнка с признанием его усилий;
- спокойно реагировать на неуспех ребёнка. Выражение уверенности в возможностях преодоления трудностей, оказание помощи;
- поддержка чувства удовлетворения результатами своей деятельности, индивидуальными достижениями.
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Использование разнообразных форм работы:
Консультации, беседы, просмотр презентаций, наглядных пособий, оформление материала в папках-передвижках, выставки детских работ.
- Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Помещение | Специально оборудованная творческая мастерская; |
Оборудование | Мебель, предназначенная для детей дошкольного возраста; шкафы для хранения методического и дидактического материала, а также необходимых для рабочих материалов. Компьютер. |
Дидактические и методические материалы | - Разработки педагога для обеспечения образовательного процесса (учебно-методический план, сценарии творческих мероприятий, методические разработки); - Разработки педагога для проведения занятий (планы и конспекты занятий, схемы, таблицы, образцы изделий); - Информационный материал (книги, тематические журналы, видеоматериалы); - Творческие отчеты по программе (фотоальбомы, оригиналы работ, грамоты, дипломы); |
Расходные материалы | Подносы, стаканы, гуашь, акварель, кисти, поролоновые губки, коктейльные трубочки, фигурные штампы, ватные палочки, альбом, баночки для воды, салфетки, цветной и белый картон, искусственные цветы, мягкие игрушки, декоративные предметы. |
- Организация режима работы
Год обучения: 2023-2024 уч.год.
Периодичность проведения: 2 раза в неделю с сентября по май.
Занятия проводятся с группой детей в составе – 12 человек.
Продолжительность занятий:
- 3-4 года 15 мин
- 4-5 лет 20 мин
- 5-6 лет 25 мин
- 6-7 лет 30 мин
Перерыв между занятиями – 10 минут
Список использованной литературы для педагога
- Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
- Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011 г.
- А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007 г.
- Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
- К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007 г.
- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», 2009 г.
- О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски». 2011 г.
- Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
- И.А. Лыкова» Изобразительное Творчество в детском саду» авторская программа «Цветные ладошки». 2015 г.
- Интернет источники
3.7. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Проводить образовательную деятельность могут лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартом.
№ п/п | вид образовательной программы (основная / дополнительная), В соответствии с учебным планом | Характеристика педагогических работников | |||||||
Фамилия, имя, отчество, должность по штатному расписанию | Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании | Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалификационная категория | Стаж работы | Основное место работы, должность | Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное) | ||||
общий | в т.ч. педагогической работы | ||||||||
всего | в т.ч. по указанному предмету, дисциплине, (модулю) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
«Разноцветные пальчики» (нетрадиционные техники рисования). Дополнительная общеобразовательная программа для детей 3-7 лет. 2023 г. Сост. Срек Ю. В. | Срек Юлия Васильевна, воспитатель | Высшее 1.«Российский государственный социальный университет» Томск 2006 г. 2.Переподготовка ТОИПКРО по специальности воспитатель «Дошкольное образование» г. Томск – 2016 г. | Первая квалификационная категория | 29,9 | 16,9 | 6,9 | МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка», воспитатель по ИЗО | Штатный | |
«Разноцветные пальчики» (нетрадиционные техники рисования). Дополнительная общеобразовательная программа для детей 3-7 лет. 2023 г. Сост. Черкашина К. В. | Черкашина Ксения Владимировна, воспитатель | Среднее-профессиональное г. Томск «Томский Государственный Педагогический Колледж», 2021 г. Специальность: начальное образование Квалификация: учитель начальных классов. Переподготовка ТОИПКРО по специальности воспитатель «Дошкольное образование» г. Томск- 2021 г. | 2 | 2 | 0 | МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка», воспитатель | Штатный |
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года
Срок реализации программы – 1 учебный год
с 1 сентября 2023г. по 31 мая 2024 г. – 36 рабочих недель
I полугодие - с 01.09.2023 г. по 31.12.2023 г.
II полугодие - с 09.01. 2024 г. по 31.05.2024 г.
Образовательный процесс
Форма обучения – очная, дневная
Объем занятий в неделю - 2
Общее количество занятий – 72
Продолжительность занятий II младшая группа 15 минут
средняя группа – 20 минут
старшая группа – 25 минут
подготовительная группа -30 минут
Расписание занятий
Дисциплина | Возраст детей | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Изостудия «Разноцветные пальчики» (нетрадиционные техники рисования) | 3-7 лет |
Перерыв между занятиями - 10 минут
Форма промежуточной аттестации – самостоятельная детская работа по теме «Весенние превращения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудо-пальчики" для детей 5-6 лет
Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваются: ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Говорящие пальчики»
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Пояснительная запискаНародно-прикладное искусство возникло на заре ...
Дополнительная общеобразовательная- общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки»
Дополнительная общеобразовательная-общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки», 21-22 уч.г.Возраст обучающихся: 2 - 3 года.Срок реализации – ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые пальчики».
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые пальчики» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российс...