Рабочая программа воспитателя «Добро пожаловать в наш детский сад»
материал

Семья и детский сад – это та основная среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.  

      Цель: установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство  создание условий для благоприятного климата взаимодействия с  родителями. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0013bbb7-ebde58a4_1.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол №1

 от 25.08.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»  

________Ермолаева С.Н.

Приказ  от 25.08.2021 №80-од

Рабочая программа воспитателя  

«Добро пожаловать в наш детский сад»

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:

Клинкова Оксана Сергеевна

воспитатель

Введение.

Семья и детский сад – это та основная среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.  

      Цель: установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство  создание условий для благоприятного климата взаимодействия с  родителями. 

       Задачи:

        -Диагностика внутрисемейных отношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.

-Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.

-Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.

-Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.

-Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями и тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.

-Привлечение  родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

-Формирование позитивных форм общения.

-Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

             

      Принципы работы по взаимодействию  педагога с семьёй. 

                   

 - Принцип преемственности, согласованных действий;

 - Принцип гуманного подхода к взаимоотношению с семьёй;

 - Принцип открытости;

 - Принцип индивидуального подхода к каждой семье;

 - Принцип обратной связи.  

         Ожидаемые результаты:

 

- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе группы, как субъекте этого процесса;

 - Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей.

 - Объединение интересов семьи и педагогов в вопросах воспитания и развития детей;

 - Сплочённость семьи как системы;

 - Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.

Направления  работы по вовлечению родителей в совместную деятельность  с педагогами группы

Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

 

Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагога начинается с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

 1.Сбор информации: 

— о ребенке (состояние здоровья (медицинская карта);индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения); ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы; выявление одаренных детей; выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети  находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

— о семье: (состав семьи; определение социального статуса семьи (социальная анкета); выявление семей группы «риска»; материально-бытовые условия; психологический микроклимат, стиль воспитания;  семейные традиции, увлечения членов семьи; заказ на образовательные и оздоровительные услуги. 

— о потребностях педагогических кадров: (проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников; выявление стратегии взаимодействия с семьями).

Анализ информации.

 

Познавательное направление

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей (обогащение родителей  знаниями в вопросах воспитания детей), а также

повышение профессионализма педагогических кадров. Для этого в  необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. 

Педагоги

Просветительская деятельность  (вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; вопросы воспитания детей дошкольного возраста; формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях).

Организационно-педагогическая деятельность (обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.; тренинги по обучению родителей общению).

Родители

1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами группы.

2.Просветительская деятельность через наглядную информацию (информационные стенды; родительские уголки;  методическая литература.

3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность (беседы; консультации; круглые столы; родительские собрания).

Дети

Социально-нравственное и познавательное развитие (семья; родословная семейные традиции; гендерное воспитание; формирование духовных ценностей.)

 

Досуговое направление  

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в группе все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Педагоги

Организация культурно-массовых мероприятий.

Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

Родители

1.Вовлечение родителей в педагогический процесс (участие в культурно-массовых мероприятиях; совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»; планирование и совместная работа на родительских собраниях; помощь в организации досуговой деятельности; совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); оформление групп детского сада; участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.); благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега)

Дети

1.Вовлечение детей в творческий процесс:

— участие в культурно-массовых мероприятиях; участие в выставках детско — родительских творческих работ (рисунки, поделки); совместное участие с родителями в семейных концертах).

 

Наглядно информационное направление

Целью этого направления является – ознакомление родителей с работой группы; особенностями воспитания детей старшего дошкольного возраста; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей,  привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах (Родительские уголки, папки-передвижки, фотовыставки и пр.).

 

 Формы работы при реализации программы.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в нашей группе.  

Традиционные:     

-Анкетирование родителей (для сбора социологических данных)

-Памятки

-Буклеты

-Родительское собрание.

-День открытых дверей.

-Консультации (тематические и индивидуальные).

- Тематические конференции по обмену опытом воспитания.

-Семейные праздники  (День матери и др.).

-Занятия  с участием родителей.

-Папки – передвижки.

-Выставки  совместного творчества.

-Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.  

Инновационные  

 Проектная деятельность («Огород на подоконнике»).

Участие во Всероссийских,  Региональных, конкурсах

детского творчества.

Реализация программы позволяет удовлетворить потребности

родителей

  • в предоставлении единой системы работы по полоролевой социализации дошкольника, что способствует развитию личностного потенциала ребёнка;
  • в повышении авторитета ДОУ среди родителей;
  • реализация программы способствует включению родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к проведению совместных праздников, встреч с интересными людьми, обогащению предметно – развивающей среды);
  • участие семьи в реализации программы способствует созданию благоприятной, эмоционально-комфортной обстановки в группах, снижает детскую тревожность, повышает самооценку воспитанников, позволяет применять индивидуальный подход в воспитании мальчиков и девочек.

Реализация программы позволяет удовлетворить потребности ребенка старшего дошкольного возраста 

 - в полноценном развитии как личности, помогает войти в современный мир приобщиться к его ценностям;

 - у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;

- ребенок получает навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;

  • дети включены в различные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире и формированию полоролевых позиций, подготовке к семейной жизни, положительному отношению к своему полу и здоровью;
  • обогащается социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;
  • выпускники ДОУ успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в социуме.

Реализация программы позволяет удовлетворить потребности педагогов ДОУ

 - в повышении профессионального уровня и квалификации. Активные формы повышения квалификации (практикумы, семинары, методические объединения) способствуют развитию мастерства педагогов:

  • в организации предметно-игрового пространства на основе требований программы;
  • в осуществлении согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов-специалистов, родителей и координация их деятельности в рамках данной темы;
  • в организации взаимодействия с семьями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании,
  • в повышении профессионального рейтинга педагогов ДОУ в образовательной среде города.

Составление информационного банка по данной теме.

Выявление уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей. (Метод анкетного опроса, наблюдение)

  1. Проявление интереса родителей к вопросу полоролевого воспитания.
  2. Возникновение диалогов, дискуссий, вопросов.
  3. Желание совместно с педагогами размышлять об используемых методах и приёмах воспитания и обучения по данной проблеме.
  4. Повышение активности родителей: анализ ситуаций, посещение занятий, поиск выхода из проблемных ситуаций.

Формирование личностных качеств родителей (наблюдение, беседы, участие в различных мероприятиях)

  1. Педагогическая компетенция - способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребёнка счастливым, умение видеть перспективы развития ребёнка.
  2. Педагогическая рефлексия – умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, отделять собственные проблемы и затруднения от проблем и затруднений детей, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка.
  3. Креативность – как творчество в широком смысле, активная жизненная позиция, способность к комментированию процесса и результата собственной деятельности.
  4. Инициативность – проявление желания включаться в разнообразную деятельность, умение предложить интересное дело мероприятие.
  5. Ответственность – способность видеть, понимать ошибки, исправлять их и избегать в дальнейшем; желания выполнять порученное дело в соответствии с возможностями и грамотно осознавать свою роль в воспитании.
  6. Самооценка – способность объективно оценивать результаты своей деятельности, своего воспитательного влияния на детей, отстаивать свою позицию.

Наличие и распространение опыта семейного воспитания (анкетный опрос, учёт участия родителей в различных мероприятиях) 1.Выступление родителей на конференциях, семинарах.

  1. Предоставление материала по семейному воспитанию для газеты «СемьЯ». 3.Участие в конкурсах, выставках, в совместном творчестве с ребёнком.

                         

                         Общественно- значимый резонанс программы

Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества. Привлечение общественности к проблемам развития и воспитания подрастающего поколения будет повышаться. Правительство должно повернуться лицом к образованию.

Литература:

  • Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
  • Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».

Муниципальное дошкольное образовательное...

Добро пожаловать в наш детский сад

В живописном уголке города Пятигорска на берегу реки Подкумок расположилось муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 «Родничок»...

Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, ...

Буклет "Добро пожаловать в наш детский сад"

Данный буклет содержит информацию о том, что должен уметь ребёнок  идущий в детский сад; описаны требования к внешнему виду и одежде детей; режим работы детского сада, а также личные данные воспи...

Рабочая программа воспитателя средней группы МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида» г.Кемерово

Рабочая программа разработана на основе образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида», с учетом примерной образовательной программы дошкольного обра...

Программа по взаимодействию с родителями воспитанников второй младшей группы «Добро пожаловать в наш детский сад»

Семья и детский сад – это та основная среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в п...