Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».
рабочая программа (старшая группа) на тему
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение
детский сад № 13 «Солнышко».
«Утверждаю»
Заведующая детским садом
_____________ Филиппова Э.И.
Рабочая программа.
Кружок «Добро пожаловать в экологию».
Срок реализации программы - 1год
Количество часов по программе – 36 ч., в неделю – 1ч.
Старшая возрастная группа.
Возраст обучающихся – 5 – 6 лет.
Руководитель: воспитатель Барабаш Светлана Юрьевна
Пояснительная записка.
Напряжённая экологическая обстановка заставляет нас искать различные подходы к образованию в области окружающей среды. В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, когда знания преподносятся в увлекательной и доступной форме. В этом возрасте ребёнок уже выделяет себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, развивается эмоциональное, ценностное отношение к окружающему его миру.
Экологическое воспитание в дошкольном учреждении включает в себя выработку гуманного отношения к природе, системное её строение, осознанного поведения в природе. Напряжённая экологическая обстановка заставляет нас искать новые подходы к образованию в области окружающей среды. Вот высказывание доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Верным помощником в данном процессе является игра. Она учит ребёнка правильно воспринимать окружающий мир, увлекает его, ведёт его в свой заманчивый мир. В игре каждый ребёнок раскрывает свои возможности и способности.
Каждый ребёнок сам по себе – маленький исследователь, поэтому участвуя в проектной деятельности, он получает удовлетворение в познавательной активности, в развитии творческих способностей, в средствах самовыражения.
Огромный вклад в задачу привития любви к природе вносят праздники, русские народные традиции, обычаи.
Основная цель работы кружка.
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, воспитании ответственного, бережного отношения к Природе.
Использование данного перспективного плана решает основные задачи экологического воспитания дошкольника.
§ Закреплять представления о предметах и явлениях окружающего среды, растительном и животном мире.
§ Показать единство живой и неживой природы.
§ Развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.
§ Приобщать ребёнка к миру природы.
§ Помочь осознать единство человека и природы как основы экологического сознания.
Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Обучение проводится в различной форме: экскурсии в природу; праздники; исследовательская деятельность; игра-путешествие.
Методы проведения.
Словесные: составление описательных рассказов, чтение литературных произведений о природе, беседы, рассказы воспитателя.
Наглядные: драматизация сказок на экологическую тему, экскурсии, наблюдения, прогулки, рассматривание репродукций картин.
Практические: оформление гербария растений, сбор природного материала, исследовательская деятельность, художественная деятельность.
Игровые: проведение разнообразных игр (дидактических, подвижных, игр-драматизаций и др.)
Формы подведения итогов по проделанной работе.
§ Проведение мониторинга по проделанной работе.
§ Организация выставки детских работ, фотовыставки.
§ Проведение открытых занятий, праздников, игровых конкурсов, викторин.
Работа с родителями: анкетирование «Мнение об организации и проведении кружка»; посещение занятий родителями; индивидуальные беседы, проведение родительских собраний, выставок совместной деятельности родителей и детей.
Прогнозируемый результат реализации программы.
§ Имеется большой багаж представлений о природе.
§ Бережное отношение ко всей природе, живой и не живой.
§ Умение восхищаться её красотой.
§ Осознание того, что мы, люди, часть природы, и без всего того, что есть в ней, нам просто не выжить…
§ Правильное взаимодействие с окружающей природой.
§ Доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе.
§ Умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
§ Знание условий существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях .
Успех реализации программы обеспечивается условиями:
§ готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
§ личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;
§ постоянным общением детей с природой;
§ подготовкой экологически развивающей среды;
§ активным участием родителей в воспитательном процессе.
План кружка «Добро пожаловать в экологию».
Тема. | Программное содержание. | Форма занятия | ||
Сентябрь. 1.Вот и осень к нам пришла. | Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды. Упражнять в восстановлении связей между знакомыми факторами. | Беседа, чтение худ.произвед., рассматривание картин. | ||
2.Что нам осень принесла? | Уточнить и обобщить представления детей об овощах и фруктах. Развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщать, устанавливать причинно-следственные и временные связи. | Открытое мероприятие. | ||
3. Беседа о насекомых. | Закреплять представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. | Беседа, дид.игры. | ||
4.Берёза белоствольная. | Показать красоту дерева берёзы; вызвать интерес к росту и жизни растений, формировать знания об их пользе. | Наблюдение на прогулки, чтение стихотворений. | ||
Октябрь. 1. Путешествие в осенний лес. | Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью. Расширить знания о состоянии растений осенью, особенностях поведения птиц. Учить различать деревья и кустарники. | Экскурсия, наблюдение, дид.игры. | ||
2. « Волшебница вода». | Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. | Исследовательская деятельность. | ||
3. «Грибное царство». | Познакомить детей с грибами. Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогащать словарь детей(подосиновик, подберёзовик, грибница). | Беседа, отгадывание загадок, подвижные игры. | ||
4. Как готовятся звери к зиме. | Формировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимнее время года. Развивать доказательную речь. | Игра-драматизация. | ||
Ноябрь. 1.Перелётные птицы. | Формировать представление о перелётных птицах. Углублять представления о причинах отлёта птиц. Воспитывать любовь к птицам. | Беседа, чтение худ. литер.,дид.игры. | ||
2.Жители водоёмов. | Закрепить знания детей о жителях водоёмов и условиях их жизни. Развивать логическое мышление. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас. | Беседа, подвижные игры. | ||
3.В гости к дубу. | Повторить правила поведения в природе. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её. | Игра-драматизация, худ.деятельность. | ||
4.Комнатные растения. | Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. | Дид.игры, продуктивная деятельность. | ||
Декабрь. 1.Как живут растения зимой. | Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. | Беседа, дид.иргы. | ||
2.Пернатые друзья. | Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам. | Игра-драматизация, худ.деятельность. | ||
3.Кто как зимуют? | Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются. Воспитывать интерес к повадкам зверей. | Игра-драматизация «Путешествие в зимний лес». | ||
4.Домашние животные. | Формировать представления о домашних животных. Воспитывать интерес к домашним животным. | Беседа, отгадывание загадок, дид.игры. | ||
Январь. 1.Прогулка в зимний лес. | Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её. | Наблюдения, беседа, подвижные игры, худ.деятельность. | ||
2. Беседа « Зимушка – зима». | Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона. | Обобщающая беседа, слушание муз.произвед., рассматривание картин, дид.игры. | ||
3. Воздух и его роль в жизни человека. | Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. | Исследовательская деятельность. | ||
4. Лягушка – зелёная подружка. | Изменить у детей традиционно негативное отношение к лягушкам. Объяснить, как полезны и нужны в природе эти безобидные существа. Учить детей бережному и уважительному отношению к живым организмам. | Беседа, дид.игры, подвижные игры, конструирование из бумаги. | ||
Февраль. 1.Мы – друзья природы. | Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. | Открытое мероприятие. | ||
2. Кто, где живёт?
| Закрепить знания о среде обитания птиц и зверей. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к жизни животных. | Беседа, отгадывание загадок, дид.иргы, подвижные игры. | ||
3. Как узнать растение (дерево, куст, траву). | Обобщить представление о типичной морфологии растений. Закрепить умение различать и показывать части растений. | Беседа, дид.игры, худ.деятельность. | ||
4. Птицы леса. | Познакомить детей с птицами леса. Вызвать интерес к живой природе. | Игра-драматизация, худ.деятельность. | ||
Март. 1.Здравствуй, весна! | Познакомить детей с разной весной ( полевой, речной, лесной), показать красоту весны. | Открытое мероприятие. | ||
2. Мы посадим огород. | Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений. Учить сажать проросший горох. Воспитывать интерес к выращиванию овощей. | Беседа, продуктивная деятельность. | ||
3. Жизнь диких зверей весной. | Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных. Воспитывать интерес к жизни животных. | Беседа, отгадывание загадок, дид.и подвижные игры. |
| |
4. Составление рассказа о комнатном растении. | Учить детей составлять короткий описательный рассказ о растении. Развивать связную речь. | Наблюдение, составление рассказа по модулю. |
| |
Апрель. 1.История одной яблоньки. | Углублять и расширять представления о яблоне. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. | Игра-драматизация, худ.деятельность. |
| |
2. Путешествие в весенний парк. | Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её. | Экскурсия, наблюдение,чтение стихотворений. дид. игры, подвижные игры. |
| |
3. День птиц. | Расширить знания детей о жизни птиц. Воспитывать заботливое отношение, интерес. | Открытое мероприятие. |
| |
4. Первоцветы. | Познакомить с первыми весенними цветами. Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представление о различных частях растения и их функции, о сезонном развитии растения. | Беседа, дид.иргы, худ.деятельность. |
| |
Май. 1.Берёзка. | Показать красоту дерева берёзы, подробней рассказать о ней. Прививать любовь к прекрасному, к природе. | Наблюдение, чтение стихотворений. |
| |
2. Цветочный город. | Познакомить детей с лесными цветами. Формировать эстетический вкус, умение беречь природу. | Игра-драматизация, дид.игры, подвижные игры. |
| |
3. Праздник ветерка. | Учить культуре отдыха. Прививать бережное отношение к природе. | Открытое мероприятие на воздухе. |
| |
4. Труд людей весной. | Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. | Беседа, дид.игры, трудовая деятельность. |
| |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добро пожаловать в экологию!
Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрас...
"Добро пожаловать в экологию" - ОСЕНЬ
Данная информация может быть оформлена, как осенний выпуск экологической газеты для родителей «Добро пожаловать в экологию!», которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохр...
"Добро пожаловать в экологию" - ЗИМА
Даннный материал представляет собой подборку статей, которые могут быть использованы для оформления стенда, или ежемесячной гаеты для родителей в разднвалке в холле детского сада. Вся информация...
"Добро пожаловать в экологию"
Воспитывать бережное отношение к природе....
Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, ...
Проект по экологии в старшей группе "Добро пожаловать в экологию"
Аналитическое обоснование Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается э...
Рабочая программа кружковой деятельности младшая группа: "Добро пожаловать в экологию".
Рабочая программа кружковой деятельности младшая группа: "Добро пожаловать в экологию"....