Программа по взаимодействию с родителями воспитанников второй младшей группы «Добро пожаловать в наш детский сад»
рабочая программа (младшая группа)
Семья и детский сад – это та основная среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.
Цель: установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57 «Колобок» г. Смоленска
ПРИНЯТ на Заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад №57 «Колобок» Протокол №____от _________2021г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 57 «Колобок» _______________ В.Б. Копылова. Приказ № _____ от _____ |
Программа по взаимодействию с родителями воспитанников второй младшей группы
«Добро пожаловать в наш детский сад»
(вторая младшая группа)
Подготовила:
воспитатель
Павловская Н.А.
Смоленск, 2021
Введение.
Семья и детский сад – это та основная среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.
Цель: установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
7. Познакомить родителей с режимом ДОУ, уставом, основными моментами пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Принципы работы по взаимодействию педагога с семьёй.
- Принцип преемственности, согласованных действий;
- Принцип гуманного подхода к взаимоотношению с семьёй;
- Принцип открытости;
- Принцип индивидуального подхода к каждой семье;
- Принцип обратной связи.
Ожидаемые результаты:
- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе группы, как субъекте этого процесса;
- Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей.
- Объединение интересов семьи и педагогов в вопросах воспитания и развития детей;
- Сплочённость семьи как системы;
- Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Показатели результативности:
-повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка;
-осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста;
-объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
-создание условий для успешной социализации детей в школе;
-повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;
- рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
-выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с педагогами группы
Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагога начинается с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
1.Сбор информации:
— о ребенке (состояние здоровья (медицинская карта);индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения); ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы; выявление одаренных детей; выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).
— о семье: (состав семьи; определение социального статуса семьи (социальная анкета); выявление семей группы «риска»; материально-бытовые условия; психологический микроклимат, стиль воспитания; семейные традиции, увлечения членов семьи; заказ на образовательные и оздоровительные услуги.
— о потребностях педагогических кадров: (проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников; выявление стратегии взаимодействия с семьями).
Анализ информации.
Познавательное направление
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей), а также повышение профессионализма педагогических кадров. Для этого в необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства.
Педагоги
Просветительская деятельность (вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; вопросы воспитания детей дошкольного возраста; формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях).
Организационно-педагогическая деятельность (обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.; тренинги по обучению родителей общению).
Родители
1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами группы.
2.Просветительская деятельность через наглядную информацию (информационные стенды; родительские уголки; методическая литература.
3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность (беседы; консультации; круглые столы; родительские собрания).
Дети
Социально-нравственное и познавательное развитие (семья; родословная семейные традиции; гендерное воспитание; формирование духовных ценностей.)
Досуговое направление
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в группе все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Педагоги
Организация культурно-массовых мероприятий.
Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
Родители
1.Вовлечение родителей в педагогический процесс (участие в культурно-массовых мероприятиях; совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»; планирование и совместная работа на родительских собраниях; помощь в организации досуговой деятельности; совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); оформление групп детского сада; участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.); благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега)
Дети
1.Вовлечение детей в творческий процесс:
— участие в культурно-массовых мероприятиях; участие в выставках детско — родительских творческих работ (рисунки, поделки); совместное участие с родителями в семейных концертах).
Наглядно информационное направление
Целью этого направления является – ознакомление родителей с работой группы; особенностями воспитания детей старшего дошкольного возраста; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах (Родительские уголки, папки-передвижки, фотовыставки и пр.).
Формы работы при реализации программы.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в нашей группе.
Традиционные: | -Анкетирование родителей (для сбора социологических данных) -Памятки -Буклеты -Родительское собрание. -День открытых дверей. -Консультации (тематические и индивидуальные). - Тематические конференции по обмену опытом воспитания. -Семейные праздники (День матери и др.). -Занятия с участием родителей. -Папки – передвижки. -Выставки совместного творчества. -Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа. |
Инновационные | Проектная деятельность («Огород на подоконнике»). Участие во Всероссийских, Региональных, конкурсах детского творчества. |
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности
родителей
- в предоставлении единой системы работы по полоролевой социализации дошкольника, что способствует развитию личностного потенциала ребёнка;
- в повышении авторитета ДОУ среди родителей;
- реализация программы способствует включению родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к проведению совместных праздников, встреч с интересными людьми, обогащению предметно – развивающей среды);
- участие семьи в реализации программы способствует созданию благоприятной, эмоционально-комфортной обстановки в группах, снижает детскую тревожность, повышает самооценку воспитанников, позволяет применять индивидуальный подход в воспитании мальчиков и девочек.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности ребенка дошкольного возраста
- в полноценном развитии как личности, помогает войти в современный мир приобщиться к его ценностям;
- у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;
- ребенок получает навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;
- дети включены в различные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире и формированию полоролевых позиций, подготовке к семейной жизни, положительному отношению к своему полу и здоровью;
- обогащается социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;
- выпускники ДОУ успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в социуме.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности педагогов ДОУ
- в повышении профессионального уровня и квалификации. Активные формы повышения квалификации (практикумы, семинары, методические объединения) способствуют развитию мастерства педагогов:
- в организации предметно-игрового пространства на основе требований программы;
- в осуществлении согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов-специалистов, родителей и координация их деятельности в рамках данной темы;
- в организации взаимодействия с семьями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании,
- в повышении профессионального рейтинга педагогов ДОУ в образовательной среде города.
Составление информационного банка по данной теме.
Выявление уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей. (Метод анкетного опроса, наблюдение)
- Проявление интереса родителей к вопросу полоролевого воспитания.
- Возникновение диалогов, дискуссий, вопросов.
- Желание совместно с педагогами размышлять об используемых методах и приёмах воспитания и обучения по данной проблеме.
- Повышение активности родителей: анализ ситуаций, посещение занятий, поиск выхода из проблемных ситуаций.
Формирование личностных качеств родителей (наблюдение, беседы, участие в различных мероприятиях)
- Педагогическая компетенция - способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребёнка счастливым, умение видеть перспективы развития ребёнка.
- Педагогическая рефлексия – умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, отделять собственные проблемы и затруднения от проблем и затруднений детей, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка.
- Креативность – как творчество в широком смысле, активная жизненная позиция, способность к комментированию процесса и результата собственной деятельности.
- Инициативность – проявление желания включаться в разнообразную деятельность, умение предложить интересное дело мероприятие.
- Ответственность – способность видеть, понимать ошибки, исправлять их и избегать в дальнейшем; желания выполнять порученное дело в соответствии с возможностями и грамотно осознавать свою роль в воспитании.
- Самооценка – способность объективно оценивать результаты своей деятельности, своего воспитательного влияния на детей, отстаивать свою позицию.
Наличие и распространение опыта семейного воспитания (анкетный опрос, учёт участия родителей в различных мероприятиях) 1.Выступление родителей на конференциях, семинарах.
- Предоставление материала по семейному воспитанию для газеты «СемьЯ». 3.Участие в конкурсах, выставках, в совместном творчестве с ребёнком.
Общественно- значимый резонанс программы
Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества. Привлечение общественности к проблемам развития и воспитания подрастающего поколения будет повышаться. Правительство должно повернуться лицом к образованию.
Перспективный план работы с родителями второй младшей группы
на 2020-2021 учебный год.
Литература:
- Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель взаимодействия с родителями воспитанников второй младшей группы в рамках реализации проекта «Здоровая семья – здоровый ребенок».
В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные п...
Рабочая программа по взаимодействию с родителями детей второй младшей группы "Фиалка" по здоровьесбережению детей "Азбука здоровья"
Рабочая программа по взаимодействию с родителями детей второй младшей группы "Фиалка" по здоровьесбережению детей "Азбука здоровья"...
План взаимодействия с родителями воспитанников второй младшей группы на учебный год.
Подробный план работы с родителями: родительские собрания, консультации, информация для стенда, папки передвижки....
«Программа взаимодействия с родителями воспитанников второй младшей группы»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители яв...
План взаимодействия с родителями воспитанников вторая младшая группа
План взаимодействия с родителями воспитанников ...
План взаимодействия с родителями воспитанников второй младшей группы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ НА 1 КВАРТАЛ.(Сентябрь)...
План взаимодействия с родителями воспитанников вторая младшая группа
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ...