Детское исследование как метод развития познавательного интереса у старших дошкольников
статья
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_issledovanie_kak_metod_obucheniya_starshih_doshkolnikov.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детское исследование как метод развития познавательного интереса у старших дошкольников»
Ребенок – исследователь по своей природе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать – это важные черты детского поведения.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения знаний о мире и оно универсально может быть реализовано в любой предметной сфере: общении с природой, изодеятельности, конструировании, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а так же в других видах деятельности.
Воспитателю важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, в «исследовании» возникает у самих детей.
В работе над индивидуальным проектом суть заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с воспитателем выполняют проект, решая какую либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевают новыми знаниями.
При решении исследовательских задач необходимы следующие умения:
- видеть проблему;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезу;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- структурировать материал;
- доказывать и защищать свои идеи.
Проекты можно классифицировать по следующим основаниям:
- исследовательский проект (например: «Мир животных», «Игрушки», «Новый год шагает по планете», «Мир растений», «Солнечная система» и др.);
- творческий («Мамин день», «Богатыри земли русской» и др.);
- игровой.
Во время работы над индивидуальным проектом создается социальная ситуация развития в процессе исследовательской, творческой или игровой деятельности. В результате создаются условия для развития у детей умения видеть проблему, которую им необходимо решить, используя методы исследования. Например в ходе проекта «Могут ли у белого медведя быть родственники и соседи» перед ребенком возникла проблемная ситуация помочь белому медвежонку Умке узнать кто его родители и соседи. В процессе решения этой проблемы по инициативе самого ребенка возникло еще несколько проблемных ситуаций, которые заинтересовали и других ребят группы: «Почему нельзя поменять местами белого и бурого медведя», «Почему слоны не смогут жить в Антарктиде», «Почему пингвин птица, а не летает». Все эти проблемные ситуации перешли в разряд детских исследовательских работ, которые они делали совместно с педагогами и родителями. Последним этапом работы над индивидуальным проектом и стала презентация детских исследовательских работ, на которой дети, используя полученную информацию в ходе своего исследования, применяя наглядные средства (фото и видео материалы, мультимедийные презентации) представляли другим детям.
Проблемная ситуация – это ситуация, которая заставляет задуматься, чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связанно с данной проблемной ситуацией. Умение видеть проблему – интегративное свойство, характеризующее мышление человека.
Умение ребенка поставить в проблемной ситуации вопрос, направленный на ее расчленение и исследование, является важнейшим показателем его исследовательских возможностей в целом. Исследованию проблемной ситуации с помощью вопросов ребенок обучается в процессе общения со взрослым в ходе совместной деятельности.
Следующее, что предлагается детям – это выдвигать гипотезу.
В умении вырабатывать гипотезу можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем, почему весной появляются почки на деревьях? Почему металлические самолеты летают? Почему бывает день и ночь? И др. Как птицы узнают дорогу на юг? (по солнцу и звездам, внутренний компас, ловят специальный сигнал из космоса).
Гипотезу, предположение, а так же различные провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того, чтобы научиться вырабатывать гипотезу, надо научиться размышлять.
После того, как дети выдвинули ряд гипотез, создавались условия для развития умений давать определения понятиям.
Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.
Определения могут быть разными:
- описательное определение понятия;
- вербальные или логические определении – определение понятия через другие понятия, например, корова может определяться вербально через термины – «крупное» и «домашнее животное»;
- описание – перечисление внешних черт предмета или объекта, которые его отличают от других;
- характеристика – этот прием предполагает перечисление некоторых внутренних свойств человека, явления, предмета;
- сравнение – позволяет выявить сходство и различия предметов;
- различие – позволяет установить отличие данного предмета от схожих с ним;
- загадки – важным средством развития умение давать определение являются загадки.
Неотъемлемой частью умения проводить исследования является: классификация и наблюдательность.
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность.
Упражнения на развитие наблюдательности: «Парные картинки, содержащие различия», «Найди два одинаковых квадрата», «Назовите изображенные предметы».
Любое исследование предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Эксперимент – важнейший из методов исследования. Например, в ходе проекта «В мире растений» на занятии «Кукуруза Царица полей» для детского экспериментирования были организованы четыре лаборатории, в которых детям были предложены материалы для решения проблемной ситуации. В первой лаборатории: дети узнавали «что за растение кукуруза», во второй – сравнивали зерна хлебных культур и доказывали, почему все они относятся именно к хлебным культурам, в третьей – узнавали «что получают из кукурузы», в четвертой – является ли кукуруза лекарственным растением. Данный вид деятельности был выбран с целью развития представлений о знакомом незнакомце.
Проводя исследование у детей, так же развиваются умения делать выводы и умозаключения.
Умозаключение по аналогии требует не только развитого ума, но и богатого воображения. Делается это так – сопоставляются два или несколько схожих объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знания о свойствах одного объекта для понимания другого. Так в процессе занятия «Кукуруза Царица полей» детям пришлось находить и доказывать сходства и отличия хлебных культур.
В заключении можно сказать, что в процессе работы над индивидуальным проектом у детей развивается способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта, самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Список литературы:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов ДОУ. – М.:Мозайка – Синтез, 2008;
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод познания;
- Шумакова Н.Б. Диалог и развитие исследовательской активности ребенка. // «Психолог в детском саду» 2009, №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством создания электронных пособий в совместной деятельности
Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом. Для того чтоб поддержать и стимулировать инте...
Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....
Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности
В статье выдвинута гипотеза об условиях развития познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности. Приведено понятие познавательного интереса. Рассмотрены ...
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности
В статье выдвинута гипотеза об условиях развития познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности. Приведено понятие познавательного интереса. Рассмотрены ...
План по самообразованию «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосоверше...
Мастер – класс по теме: «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
Практическая значимость выбранной темы в том, что детское экспериментирование представляет возможностьнам педагогам дать дошкольнику знания в области физики и химии – самых сложных предмет...