"Формирование читательской грамотности на уроках немецкого языка "
статья
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности на уроках немецкого языка
Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся навыков и умений оперирования письменной информацией: поиск нужных текстов, их отбор и организация в соответствии с определенной темой, их адекватное прочтение и интерпретация, устная и письменная репрезентации прочитанного. Таким образом, читательская компетентность включает в себя понятия «грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами), «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения), а также «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом).
Работа учителя по формированию читательской компетентности строится на организации деятельности с разными типами текстов: с текстами классической литературы, публицистическими текстами, а также прагматическими текстами.
Методы и приёмы работы над текстом на уроке немецкого языка.
Чтение является основным видом учебно – речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Для того чтобы данный вид деятельности стал интересной и плодотворной базой обучения говорению, письму и аудированию, педагогу принципиально важно обучить своих учеников правильной работе с текстовым материалом. Поэтому важно основываться в своей работе на следующие этапы:
– предтекстовый;
– текстовый;
– послетекстовый.
Процесс понимания текста – это процесс понимания каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, это способность находить ключевые предложения и понимать их смысл, то есть осознать, что автор имел в виду, сообщая ту или иную информацию.
Предтекстовый этап.
Данный этап необходим для первичного знакомства с текстом, развития читательского умения прогнозировать содержание текста, создание положительного мотивирующего фактора для учащихся, уменьшение языковых и речевых трудностей.
На предтекстовом этапе учитель может в своей работе использовать:
– «мозговой штурм»
– ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);
– прогнозирование (попытка спрогнозировать содержание книги)
– различные образы, возникающие при чтении заголовка текста,
– раскрытие имеющихся у учеников знаний по вопросам, поднятым в тексте,
– предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);
– глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);
Текстовый этап
Данный этап необходим для контроля уровня сформированности различных языковых навыков и речевых умений, а также формирования соответствующих навыков и умений. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Это стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом
На данном этапе главным является понимание текста, что обучающийся читает. Контроль понимания текстового материала должен быть тесно связан с видом чтения и с учебно-речевыми задачами, поставленными перед учениками.
Методы работы на данном этапе:
- чтение в парах; группах;
- чтение с пометками;
- чтение с вопросами;
- чтение с остановками;
- преобразование текста в таблицу;
- составление плана в вопросах, с ключевыми словами;
- кластер;
- кроссворд.
Послетекстовый этап
Данный этап необходим для использования ситуации текста для развития умений и навыков строить монологические высказывания в устной и письменной речи.
Цель – исправление ошибок читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом, контроль понимания прочитанного.
Методы работы на данном этапе:
- отношение между вопросом и ответом;
- вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);
- ромашка Блума
- уточняющие (Правильно ли я понял..?)
- практические (Как можно применить..?Что можно сделать из..?)
- интерпретационные (Почему?)
- творческие (Что будет, если..?)
- оценочные (Как вы относитесь ?);
- сводные таблицы;
- соответствие;
- проверочный лист;
- текст с пропусками;
- пересказ;
- деформированный текст.
Задания на формирование читательской грамотности и навыков работы с текстом способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности– всё это необходимо для того, чтобы выпускник школы мог ориентироваться в жизненных ситуациях и использовать язык для решения коммуникативных задач.
Сегодняшний день требует от обучения максимальной эффективности и практической реализации знаний учащихся. Учитель немецкого языка средней школы должен не просто владеть теоретическими знаниями, абстрактными понятиями, обобщениями, предсказательными возможностями, но и уметь проанализировать успехи своих учащихся: их знания изучаемого языка, развитие умения по отбору содержания учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы формирования читательской грамотности дошкольников", средняя группа.
Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этом...
МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...
Проект «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Для формирования читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста....
опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, КАК БАЗОВОГО НАВЫКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Консультация для педагогов
консультация...
Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»
Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»...