ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, КАК БАЗОВОГО НАВЫКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Консультация для педагогов
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
МБДОУ Ужурский детский сад №1 «Росинка»
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, КАК БАЗОВОГО НАВЫКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Консультация для педагогов
Подготовил: воспитатель
Сазонова В.А.
2022 г
Формирование читательской грамотности, как базового навыка функциональной грамотности
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».
Альберт Эйнштейн
Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?
Великий психолог и лингвист А. А. Леонтьев писал, что функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность — это, прежде всего умение работать с информацией.
Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых – читательская, математическая, естественно-научная.
Почему же среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место?
Мы живём в динамичном мире, и жизненные условия меняются постоянно. Каждый из нас наверняка оказывался в ситуации, когда, например, мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор, не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.
Всё это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет. Вывод прост: необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать её, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.
Актуальность: Книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.
Все детские сады работают по ФГОС. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению.
А развитие речи ребёнка - важное условие подготовки к обучению в школе.
Проблема в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга перестала быть спутником детства.
Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений.
Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Цель: Создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников
Задачи:
- Повысить читательский уровень педагога по проблеме приобщения ребёнка к чтению: организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению.
- Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.
- Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
- Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы.
- Постоянно развивать интерес детей к чтению, расширять круг чтения дошкольника.
Осознав важность вопроса в формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, каждый педагог должен углублённо работать по данной теме. Начать свою работу можно с изучения образовательной программы, методических рекомендаций к программе в условиях дошкольного учреждения.
Следующим этапом работы должно стать создание предметно-развивающей игровой среды. Для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы, необходимо оформить книжный уголок, в который внести в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
В книжном уголке должны присутствовать разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства — классический тип книги. Предметно-развивающую среду стараться сделать интегративной. Для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание литературного произведения, проследить за развитием действия подбирать высокохудожественные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутееваи др.
Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного, объёмного, БИ-БА-БО, настольного, пальчикового театров использовать наборы готовых игрушек к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко» (рус. нар.), «Рукавичка» (укр. нар), «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, «Три медведя» А. Толстого, «Муха-цокотуха» К. Чуковского. Для драматизации литературных произведений, совместно с детьми изготовливать элементы костюмов сказочных героев, маски.
Чтобы дети могли различать литературные жанры можно изготовить дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.
Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекать средства других видов искусства, в том числе музыкального. В идеале, нужно иметь в группе магнитофон с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудиосказок, в музыкальном уголке - музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало бы привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках. Организовать ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, заучивание потешек, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций.
Периодически в группе организовать выставки книг. Тематика выставок может быть самая разнообразная, например, сказки Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например: В.В.Сутеевым, Е.И.Чарушиным; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки и др. Также каждая тема недели может быть отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. В течение всего учебного года с детьми можно проводить экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки.
На непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, дети получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности); можно оформлять выставки детских рисунков по прочитанным произведениям С.Есенина «Белая берёза», «Мой любимый книжный герой», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; (конструирование из бумаги «Лукошко для красной шапочки»; лепка по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка»; рисование).
Очень полезно и актуально проводить с детьми творческие встречи, литературные гостиные, литературные викторины, конкурсы чтецов, досуги и праздники, где дети с радостью берут на себя роли различных персонажей, героев сказок (спектакль «Муха-Цокотуха» по мотивам сказки К.Чуковского; «Творчество Александра Пушкина», литературное развлечение «Королева игрушек», посвященное творчеству А.Л.Барто, игра-викторина «Путанница» по произведениям С. Михалкова, рождественские святки по мотивам сказки «Серебряное копытце», «Сказки дедушки Корнея», «Сергей Михалков - детям», «Сказка для доброй ночи»; литературная гостиная «Ларец мудрости» - по мотивам басен И.А.Крылова).
В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений можно использовать художественное слово. Один раз в неделю может работать мастерская по ремонту книг, где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги.
Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. Совместные театрализованные постановки детей с родителями, начиная с младшей группы, также являются значимым элементом, способствующим повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Родители с удовольствием будут принимать участие в инсценировке произведений, самостоятельно готовить костюмы, маски и атрибуты.
Организация совместных с родителями литературных досугов, начиная с младшего дошкольного возраста, позволяет каждому родителю приобщиться к совместной деятельности с детьми по разучиванию любимых литературных произведений, способствует развитию творчества и навыков выразительного чтения и рассказывания как у детей, так и у взрослых.
Кульминационными событиями при знакомстве детей с литературными произведениями являются совместные посещения спектаклей детьми, родителями и педагогами в приезжих театрах нашего города, а также посещение детьми с родителями различных театров в Красноярске.
В беседах с родителями необходимо обращать внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.
Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
- эмоциональную отзывчивость;
- активность и объективность читательского воображения;
- умение пересказывать;
- аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Формирование читательской грамотности у дошкольников"
quot;Формирование читательской грамотности у дошкольников"...
Консультация: "Формирование читательской грамотности у детей старшего возраста".
Консультация для родителей...
«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?Великий психолог и лингвист А. А. Лео...
Консультация для воспитателей: «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей: «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»....
консультация "Формирование читательской грамотности у дошкольников"
Информация для родителей по приобщению детей к читательской грамотности...
КОНСУЛЬТАЦИЯ На тему: «Литературный квест для дошкольников как основа формирования читательской грамотности»
laquo;Читательская грамотность - совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития...