«Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Материал для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста»
Подготовили: Горожанкина Ю. В., Черевкова Т. В.
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не допел до конца – нарушил правило и т.д.) И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.
Игра позволяет формировать все ключевые компетентности дошкольника:
- информационную (ребёнок не только получает информацию, но и передает её, куда входит и познавательная компетентность;
- действенную, ребёнок проявляет умение действовать на практике;
- коммуникативную;
- социальную.
Народная игра способствует решению воспитательных функций: развивающей, познавательной, развлекательной, диагностической и коррекционной.
Она помогает решать задачи: оздоровительные, образовательные и воспитательные. Кроме того, она еще служит и средством приобщения детей к народной культуре, что в наше время является актуальным.
Для педагога положительный эффект в том, что народная игра:
- воспитывает у детей нравственность и создает благоприятное эмоциональное отношение и к самой игре и к народной культуре; обеспечивает физиологически необходимую двигательную активность и благоприятное психоэмоциональное состояние детей;
- переключать детей с одного вида деятельности на другой незаметно, переводя обучаемость детей в интересную игру.
Для детей;
- укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество; знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;
- формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;
- развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;
- развивает эмпатийные способности,
- формирует чувства принадлежности к своему народу.
Игра даёт ребенку много радости, удовольствия, делает жизнь интересной, веселой и занимательной, она надолго остается в памяти ребенка, иногда на всю жизнь.
Народные игры в детском саду классифицируются по следующим признакам:
- По способу отображения национальной культуры (связь человека с природой, отношение подрастающего поколения к народному быту, извечная борьба добра и зла).
- По степени интенсивности игровых движений (игры с повышенной, низкой и средней активностью).
- По виду двигательных упражнений (игры с мячом, бег, прыжки длину или высоту и т. д.).
- По степени сложности организации игры (простые и командные игры).
- По способу выполнения (ролевые, сюжетные, предметные, с водящим или без него и т. д.).
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.
Строгие правила игр, слаженные действия участников приучают детей к взаимоуважению и ответственности перед коллективом. Использование в народных играх фольклорных песен наполняет их содержанием, которое соответствует игровой ситуации. Детские психологи утверждаю, что народные игры имеют большое значение для формирования и развития навыков общения и снятия психоэмоциональной нагрузки у детей. Таким образом, народная игра является одним из важнейших средств формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Список литературы
1.Бондаренко, М.А. Роль народных подвижных игр как средства развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников / М.А. Бондаренко // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 199205.
2. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец. М., 1997.
3.Новосёлова, С.Л. О новой классификации детских игр /С.Л. Новосёлова // Дошкольное воспитание.1997. № 3. С. 84–87.
4.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я Степененкова. -4е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 368с.
5.Федотовская, О.А. Народная игра в развитии творческих способностей детей / О.А. Федотовская // Современное музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных трудов кафедры пения и музыкального образования. Вологда: ВГПУ, 2019. С. 63-67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-208438-1361380544.jpg)
Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-874321-1484586050.jpg)
Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1.Обрядовые игры имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен. Культовые, семейные и сезонные игры имеют различной глубины исторические корни подчас культового...
«Русские народные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей.На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:1) развивать связную речь ребенка,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/14/picture-623059-1429021404.jpg)
«Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста».
К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенны...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1288031-1605528908.jpg)
Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-1007470-1517817143.jpg)
Хороводные игры как средство формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и развития музыкальных способностей
хороводные игры отличное средство для развития чувства ритма и музыкального слуха, координации движений, формирования доброжелательных отношений между детьми, произвольности поведения, развития речи. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/17/picture-1437009-1668686590.jpg)
«Калмыцкие национальные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста»
Влияние калмыцких подвижных национальных игр на развитие дошкольника....