«Калмыцкие национальные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)
Влияние калмыцких подвижных национальных игр на развитие дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Болдаева Галина Нарановна
Воспитатель
МКДОУ Детский сад №26
г. Элиста
Статья на тему: «Калмыцкие национальные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста»
Формирование личности детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем современного общества. Именно в этом возрасте закладываются нравственные основы, нормы поведения в социуме, личностные качества ребенка.
Калмыцкие народные игры являются одним из основных средств формирования личности детей дошкольного возраста. В играх ребенок познает окружающий мир, историю своего народа, у него развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Народные игры приобщают детей к культуре, ценностям своего народа, своей страны.
Проблема использования народных игр в работе с детьми дошкольного возраста широко представлена в научной литературе.
К.Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство задача будущей педагогики».
А.В. Запорожец считает, что народная игра, выполняя различные воспитательные функции, (развивающую, познавательную, развлекающую, диагностическую, корректирующую и др.) служит средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения детей дошкольного возраста.
П.Ф. Лесгафт указывал, что народные подвижные игры являются ценным средством всестороннего развития личности ребёнка, формирования у него нравственных качеств: честности, правдивости, справедливости выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить детей владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования приучить, таким образом подчинять свои действия сознанию».
Народная игра способствует приобщению ребенка к традициям и обычаям калмыков. М.И. Лисина отмечала, что народная игра является важнейшим способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.
Народная игра — это игра популярная и широко распространенная в определенный исторический момент развития общества, она отражает его характерные черты и претерпевает изменения под влиянием социально-политических, экономических и национальных изменений. К принципам реализации народной игры относятся принципы добровольности, спонтанности, но при условии оговоренности.
Структура народной игры включает в себя единую цель одноплавность действия, что делает ее простой и привлекательной для всех детей. Особенностью народных игр является зачин игры («считалка», «жеребьевка»), который вводит ребенка в игру, распределяет роли, служит самоорганизации детей.
По классификации С. Л. Новосёловой, народные игры делятся на обрядовые, тренинговые и досуговые.
Обрядовые игры имеют общее ядро культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времён (зарождается ещё в эпоху неолита). Среди них выделяются ритуальные, семейные и сезонные.
Тренинговые народные игры, делятся на интеллектуальные, сенсомоторные и адаптивные, безусловно, имеют интуитивные представления народа о том, какими знаниями и умениями должен обладать, что и является сутью народной педагогики любого этноса. Взаимосвязь тренинговых и обрядовых игр прослеживается в адаптивных и сенсомоторных играх.
Досуговые игры носят наиболее гуманный характер. Анализ целого ряда народных игр свидетельствует о том, что интегральным свойством этих игр является отражение любви и бережного отношения к детям, заботы об их психическом и физическом состоянии, настроении. Одновременно эти игры формируют у детей чувство защищённости и причастности к своему народу, семье, очагу родного дома. Досуговые детские игры подразделяются на игры-развлечения, носящие массовый характер; игры-забавы, имеющие точного адресата, ребёнок в семье; игры-релаксации, многие из которых, как материнская ласка, по своему смыслу должны быть обращены к конкретному ребёнку и предназначаются, как правило, младенцу или ребёнку раннего возраста.
Для эффективного использования калмыцкой народной игры необходимо соблюдать некоторые условия.
Одним из условий развития народных игр связано с содержательной работой по приобщению детей к калмыцкой культуре. При этом происходит включение детей в разнообразные виды деятельности (организованные формы обучения и воспитания занятия, наблюдения, чтение литературы, просмотр фильмов, театрализованные постановки, посещение различных музеев, досуги, а также изобразительную, музыкальную, деятельность). Ознакомление детей с наиболее яркими и доступными для ребёнка символами, элементами традиционной культуры (блюда национальной кухни, одежда, предметы быта), даёт понять, чем отличается образ жизни одного народа от другого. Постепенно ребёнку становится понятно, почему в играх, произведениях народного творчества присутствуют определённые предметы, животные, совершаются условные действия. Данное знакомство позволяет установить связи между названием и происхождением конкретных вещей, вызвав интерес у детей и стремление к дальнейшему познанию.
Важнейшим условием эффективного проведения народных игр является учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Поведение дошкольника в игре зависит от уже имеющихся двигательных навыков и особенностей нервной системы. Важными критериями подбора калмыцких народных игр являются общий уровень физического и умственного развития детей, их двигательные умения, состояние здоровье каждого ребёнка, а также время года, особенности режима, места проведения, интересы самих детей.
Огромное воспитательное значение имеют правила игры. Они определяют ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они создают такие условия, в рамках которых не могут не проявиться воспитываемые у ребёнка качества.
Разъясняя новую народную игру, в которой есть зачин, взрослому не следует её разучивать заранее, а желательно ввести в ход игры неожиданно. Данный приём доставит детям большое удовольствие и освободит их от скучного знакомства с игровым элементом. Дети, вслушиваясь в динамичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
Подведение итогов народной игры должно проходить в интересной и творческой форме, чтобы у детей появилось желание в следующий раз добиться наилучших результатов в ней. К обсуждению игры привлекаются все дети. Это приучает их анализировать свои поступки, вызывает осознанное отношение к выполнению правил игры и движений.
Воспитателю следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в таком случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
В педагогическом процессе дошкольной организации народная игра активно используется педагогами.
В своей работе М.А. Жукова использует народные игры как средство формирования нравственных качеств личности дошкольника. Она выделяет 10 нравственных качеств, которые необходимо развивать в дошкольном возрасте: гуманизм, доброта, ответственность, активность, бережливость, честность, бескорыстие, чувство товарищества, отзывчивость, вежливость. Все эти качества заключены в народных играх. В процессе игры дети оказывают товарищескую поддержку друг другу, учатся вместе добиваться поставленной цели. Сформированные в дошкольном возрасте основные нравственные качества личности, помогают ребенку в дальнейшей его жизни.
1.Бондаренко, М.А. Роль народных подвижных игр как средства развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников / М.А. Бондаренко // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 199-205.
2. Жукова, М.А. Формирование нравственных качеств у дошкольников в процессе использования русских народных игр / М.А. Жукова // Обучение и воспитание: методики и практика. 2019. № 3. С. 112-116.
3. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец. М., 1997.
4.Лисина, М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет / М.И. Лисина. М., 1970.
6.Новосёлова, С.Л. О новой классификации детских игр /С.Л. Новосёлова // Дошкольное воспитание.1997. № 3. С. 84–87.
7.Федотовская, О.А. Народная игра в развитии творческих способностей детей / О.А. Федотовская // Современное музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных трудов кафедры пения и музыкального образования. Вологда: ВГПУ, 2019. С. 63-67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/26/picture-1047741-1532590431.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Формирование здорового образа жизни. Основные ориентиры в формировании физической культуры личности дошкольника....
Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста.
Презентация "Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/14/picture-623059-1429021404.jpg)
«Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста».
К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенны...
«Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста»
Материал для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-1007470-1517817143.jpg)
Хороводные игры как средство формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и развития музыкальных способностей
хороводные игры отличное средство для развития чувства ритма и музыкального слуха, координации движений, формирования доброжелательных отношений между детьми, произвольности поведения, развития речи. ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/26/picture-962272-1674720618.jpg)
Статья "Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физкультурного воспитания"
Статья "Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физкультурного воспитания" ...
Дидактические игры,как средство формирования интеллекта детей дошкольного возраста
Дидактические игры — это обучающие игры, в которых ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия....