Хороводные игры как средство формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и развития музыкальных способностей
статья

Манзырева Елена Александровна
хороводные игры отличное средство для развития чувства ритма и музыкального слуха, координации движений, формирования доброжелательных отношений между детьми, произвольности поведения, развития речи. А также они являются отличным средством для перехода от активной двигательной деятельности к статичной, спокойной. Таким образом, организуя хороводные, игры педагоги решают коррекционные, оздоровительные, образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Хороводные игры можно использовать в разных видах образовательной деятельности (совместной, самостоятельной), в режимных моментах: как элемент зарядки, на прогулке, в перерыве между занятиями, как физкультминутка на занятии, во время закаливания, в самостоятельной детской деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Манзырева Елена Александровна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок», г. Котлас Архангельской области.

Хороводные игры как средство формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и развития музыкальных способностей.

        В наше время в ДОУ мало внимания уделяется проведению с детьми хороводных игр. Бытует мнение, что это устаревшая форма работы. При этом хороводные игры отличное средство для развития чувства ритма и музыкального слуха, координации движений, формирования доброжелательных отношений между детьми, произвольности поведения, развития речи. А также они являются отличным средством для перехода от активной двигательной деятельности к статичной, спокойной.

          Я выбрала данную тему не случайно. Наша цель - воспитать гармонично развитую личность, способную самостоятельно принимать решения, отлично взаимодействующую с окружающим миром, здоровую и физически развитую. Наши дети должны знать и любить русскую культуру, ее традиции, историю. Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Играя, ребенок переживает громадную радость, проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Игра – активный способ присвоения ребенком социального опыта.

          На помощь приходят хороводные игры. Хороводные игры - популярное развлечение детей и взрослых, его основой является исполнение хороводной песни всеми участниками. Участники поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Главное назначение хороводных игр – доставить удовольствие и радость. Они завлекают детей уже с года. Народная игра – самый «легкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».

         Цель моей работы – приобщить всех участников образовательного процесса, педагогов, детей и родителей к народным хороводным играм.

         Задачи:

- воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству;

- Учить вступать в общение со взрослыми и сверстниками при помощи речевых и игровых      действий;

- Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с хороводом.

         Для того, чтобы хороводная игра стала частью самостоятельной деятельности детей, нами было разучено множество потешек и игр, которые были включены в детские праздники и развлечения («Плетень», «Капусточка», «Вьюн», «Где был, Иванушка», «Ходит Ваня»), в комплексы утренней гимнастики («Ворон», «Горелки»), физкультурные занятия («Заинька», «Карусель», «Каравай», «Колпачок», «Бабка Ежка», «Пузырь».

         Также был реализован проект по русскому народному творчеству, который включал в себя ряд мероприятий, где использовались хороводные игры - «Масленица», «Колядки»,  «Осенняя ярмарка», «Радуга талантов».

         В ходе работы, мы отметили для себя значение хороводных игр:

1. Хороводные игры приобщают дошкольников к образцам народного поэтического творчества.

2.Хороводные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом, дети учатся выражать свои эмоции, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника. Игры помогают поддерживать атмосферу радости и веселья, строить доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. Хороводные игры - верный помощник в организации детей. Стоит только предложить такую игру - забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. Хоровод всегда объединяет и собирает большое количество участников. Хоровод любит дружное притопывание, хлопки в ладоши, он учит каждое отдельное, собственное движение подчинять общему настроению, он заставляет радоваться или грустить сообща. Хоровод дает почувствовать детям, что каждый из них — важная часть коллектива.

3.Хоровод развивает чувство ритма и музыкального слуха, выразительность движений, фантазию и воображение. Выразительное, нараспев, ритмичное произнесение текста помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Развивается звуковое восприятие и координация движений.

4.Благодаря наличию мелодического и ритмического начала в хороводных играх совершенствуются двигательные навыки :прыжки, пружинный и дробный шаг, топающий шаг, подскоки, переменный шаг, галоп, стремительный бег.

5. Хороводные игры, построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом, способствуют развитию совместной деятельности детей, облегчают адаптацию новых детей к условиям детского сада. Эти игры предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании.

6.Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребѐнка, будит фантазию. Жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки. Занимая собой три годовые эпохи – весну, лето и осень, - хороводы представляют собой особенные черты нашей народности. В них вся творческая сила народной поэзии и самобытность вековых традиций.

 

7. Игра носит коллективный характер, приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Игры воспитывают характер, ум, волю, дисциплину, настойчивость в преодолении трудностей, честность, правдивость, учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

8. Хороводные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют  персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

    Таким образом, организуя хороводные, игры педагоги решают коррекционные, оздоровительные, образовательные, воспитательные, развивающие задачи.

Хороводные игры можно использовать  в разных видах образовательной деятельности (совместной, самостоятельной), в режимных  моментах: как элемент зарядки, на прогулке, в перерыве между занятиями, как физкультминутка на занятии, во время закаливания, в самостоятельной детской деятельности.

                                   

В хороводных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития навыков лепки

Формирование у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития навыков лепки...

«Лепка и аппликация» направлена на детей дошкольного возраста и ориентирована на развитие творческих способностей . Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающ

laquo;Лепка и аппликация». ... Цель: сформировать эстетическую культуру, духовность, развитие художественного творчества, через занятие лепкой и аппликацией.Задачи: Образовательные...

«Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста».

К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенны...

«Калмыцкие национальные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста»

Влияние калмыцких подвижных национальных игр на развитие дошкольника....

Дидактические игры,как средство формирования интеллекта детей дошкольного возраста

Дидактические игры — это обучающие игры, в которых ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия....