Педагогический проект «Времена года»
проект (младшая группа)

Соловьева Наталья Сергеевна

Ранний дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 2-3 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как ранний дошкольный.

Цель проекта: Формирование начальных представлений о временах года.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.

-Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.

-Развивать творческие способности каждого ребёнка, используя различные виды деятельности.

-Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_soloveva_1_-_kopiya.docx157.22 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Времена года»

Разработчик: Соловьева Н.С,

воспитатель МДОУ «Детский сад

 «Улыбка» г.Надыма»

г. Надым 2022г.

1.Введение.

«Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе».

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. 

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Сама ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.

Именно в дошкольном возрасте формируется любовь к Родине, родному краю, родной природе. Поэтому важно не упустить это время и своевременно развивать экологическое сознание ребенка. Ведь в этот период происходит:

  • активный рост и интенсивное развитие ребенка;
  • совершенствование физических и психических характеристик, начало становления личности;
  • формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Значимая роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста отводится практической, исследовательской деятельность в условиях природы. Важная задача педагога и родителей - научить ребенка жить в гармонии с природой, оберегать и защищать мир природы. Общение с природой, познание мира растений и животных развивают такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие, любознательность и др. Заложенные в детском возрасте они станут основой характера человека. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составной успешности обучения детей.

1.1 Актуальность

Ранний дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 2-3 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как ранний дошкольный. 

В.С.Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывать в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю. Необходимо, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всем, что видят вокруг себя, беречь все, что окружает. Надо помочь понять, что природа помогает нам жить и радует нас.

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес.

У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. В результате развивающих занятий дети научатся логическому мышлению, способности к анализу, познакомятся с устройством окружающего мира и научатся общаться между собой.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания – это начальная ступень непрерывного и всеобщего экологического образования. Результат этой деятельности обеспечивает хорошую базу для последующих ступеней системы экологического воспитания.

Проблема. У младших дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года. Дети мало проявляют познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, не интересуются тем, что ранее увидели, услышали, узнали. В основном с небольшим интересом наблюдают за окружающим, для обобщения результатов наблюдений нуждаются в помощи взрослого. В процессе познания не проявляют чувства удивления и лишь под руководством взрослого включаются в выполнение исследовательских заданий.  Родители детей так же мало уделяют внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы. Не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы, не привлекают детей к совместному труду в природе.

Гипотеза: В результате использования в работе по экологическому воспитанию различных видов деятельности: игровой, познавательно – исследовательской у детей будут развиты исследовательские навыки, мышление, интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

 

1.2. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Формирование начальных представлений о временах года.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.

-Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.

-Развивать творческие способности каждого ребёнка, используя различные виды деятельности.

-Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

1.3. Принципы реализации проекта

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
  2. Принцип доступности - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
  3. Принцип активного обучения - предполагает не передачу детям готовых знаний, а  организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
  4. Принцип дифференциации и индивидуализации- предполагающий создание условий для воспитательно-образовательной работы и полного проявления способностей каждого ребенка.
  5. Принцип системности- обеспечивающий достижение цели решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  6. Принцип последовательности- заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательной и опытно-экспериментальной деятельности
  7. Принцип креативности - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Вид проекта: Долгосрочный

Продолжительность проекта: 1 год (2022-2023 уч.г.)

Участники проекта: Дети, воспитатели.

2. Программа реализации проекта

Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня, во время прогулки. Продолжительность одного занятия 10 минут, что соответствует нормам СанПиН.

Этапы и сроки реализации проекта

1 этап - Подготовительный. Сентябрь 2022г

Период

Мероприятия

Задачи

сентябрь

1неделя

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно -демонстрационного, раздаточного   материала.

повысить компетентность педагога

2 неделя

Пополнение предметно-развивающей среды группы; создание картотек.

подбор дидактических игр, наглядного материала, картотеки пальчиковых и подвижных игр, материалов для экспериментирования.

3 неделя

Подбор познавательной информации (книг, пословиц, поговорок, стихов)

подбор художественной литературы для ознакомления детьми

4 неделя

Составление перспективного плана мероприятий проекта.  

Диагностика уровня сформированности экологических знаний детей.

предварительная работа с детьми

2.Основной этап. Октябрь 2022 -Апрель 2023

октябрь

1 неделя

1.Беседы: «Осень в гости к нам пришла».

2.Д/игра «Что

нам осень принесла».

уточнить с детьми приметы осени; вызвать у детей желание самостоятельно рассказывать о красоте осени;

способствовать развитию речи, памяти.

развивать мелкую моторику

2 неделя

1.Беседа  «Как животные готовятся к зиме» Рассматривание картин зайчиха с зайчатами.

2.Рисование «Морковка для зайчика»

расширить знания детей о повадках, образе жизни зимой диких животных; закрепить названия животных и их детёнышей; воспитывать интерес к живой природе;

обогащать представление детей о дарах осени в лесу.

3 неделя

1.Игровая ситуация «Кукла Маша готовит салат»

2. Сбор листвы на прогулке

развивать речь  детей, обогащать словарный запас; воспитывать навыки общения со сверстниками и со взрослыми, устойчивый интерес к различным видам игровой деятельности, художественному слову;

закрепить знания детей об осени – осенних явлениях, деревьях ( дуб, береза, елка, рябина) 

4 неделя

1.Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада

2.Беседы «Что растет на огороде», «Чем полезны овощи».

формировать у детей представления о состоянии растений осенью, развивать память, внимание;

рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания).

Ноябрь

1 неделя

1.Просмотр мультфильма «Непоседы осенью»

2.Дидактические игры «Что где растет»,«Разложи овощи по корзиночкам»

формировать представления детей об осенних изменениях в природе; воспитывать у бережное отношение к природе;

закреплять и уточнять знания детей об овощах и фруктах, умение различать овощи и фрукты

2 неделя

1.Беседы «Время года», «Изменения в природе»

2. Д/и  «Времена года», «Собери картинку»

закреплять умение видеть признаки сезонных изменений в погоде, жизни растений; развивать связную речь; развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе

3 неделя

1.С/р. «Оденем куклу Катю на прогулку»

2.Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)

ознакомить детей с изменениями в природе в весеннее время года. -Продолжать знакомить детей с одеждой (штаны, кофта, куртка, ботинки, шапка, шарф, рукавички), расширять представление о ней;

формировать представления о плодах деревьев ближайшего окружения, развивать сенсорные представления при выделении признаков плодов;

4 неделя

1.Экспериментирование «Вода холодная и горячая»

2.п/и «Перенеси овощи из обруча в обруч»

развивать наблюдательность, расширять кругозор детей, воспитывать любознательность;

развивать умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение; закрепит названия овощей.

Декабрь

1 неделя

1.Беседы «Пришел мороз-береги ухо и нос», Здравствуй, Зимушка-зима!».

2.д/и «Цветные варежки», «Сложи картинку»

расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, развивать разговорную речь, память; воспитывать любознательность.

Учить детей подбирать предмет по цвету и величине.

2 неделя

1.Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом

2.рисование пальчиками  «Снегопад»

расширять знания детей о зиме, ее месяцах; продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т.д.);

вызвать интерес к созданию образа снегопада,  развивать мелкую моторику рук.

3 неделя

1.ЧХЛ  Русская  народная  «Заюшкина избушка» рассматривание картинок к сказкам

2.п/и «Зайка беленький сидит»

расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, обогащать и активизировать словарный запас детей;

развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание), воспитывать желание играть дружно и весело.

4 неделя

1.Наблюдение: «Снег идет, снег идет! Значит скоро Новый год!».

2.Лепка «Снеговик»

воспитывать бережного отношение к окружающему миру, к природе, умение замечать красоту зимней природы;

продолжить освоение навыков в работе с пластилином различными приемами, комбинирование комков вместе, использование дополнительных компонентов.

Январь

2 неделя

1.Чтение стихотворений и рассказов о зиме: В.Сутеев.  «Снеговик», «Про  елки», О. Высотская.  «Елочка»

2.Ср/ игра « В магазин за подарками»

продолжать расширять знания и представления о зиме, её признаках, о зимних забавах;, побуждать детей эмоционально высказывать свои мысли и чувства;

формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Развивать интерес к различным видам игр.

3 неделя

1.ЧХЛ  Русская  народная  сказка  «Снегурушка  и  лиса»

2. Настольная игра «Времена года»

формировать представления о временах годах (зима);  называть основные приметы зимнего периода. находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.

4 неделя

1.Беседа « Когда на улице мороз отморозить можно нос»

2.Рисование ватными палочками «Зимний лес»

закреплять представления детей о явлениях природы зимой (идет снег, дует ветер, стало холодно), продолжать пробуждать речевую активность;

продолжать развивать умение рисовать красками при помощи ватной палочки («тычками», используя гуашь); закреплять знания красного цвета; формировать интерес к изобразительной

Февраль

1 неделя

1.Экспериментирование:

«Что будет с водой, если вынести на мороз?»

2.Апплекация «Снегопад»

закрепить представления о времени года зима, закрепить знания детей о свойствах воды: снега и льда;

развивать внимание и память; развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах деятельности

2 неделя

1.Беседа «Зимние забавы», «Что нам нравится зимой?»

2.Сюжетно – ролевая игра: «Собираемся на прогулку»

расширять словарный запас; развивать речь у детей, память, мышление, воображение, расширять знания о времени года- зима;

развивать у детей умение подбирать одежду, правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим

3 неделя

1.Наблюдения: за зимними изменениями в природе (узорами на окнах, снегопадом)

2. Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».

формировать представления об изменениях в природе; уметь различать характерные приметы зимы; развивать наблюдательность; воспитание бережного отношения к природе

4 неделя

1.ЧХЛ стихотворение Е.Благина «Весна пришла»,

2.Аппликация

«Снег на крыше дома»

закреплять знания детей о характерных признаках зимы ( зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.); развивать мелкую моторику пальцев рук у детей; развивать художественное восприятие.

Март

1 неделя

1.ЧХЛ стихотворение Е. Карганова «Если снег повсюду тает…»

2.Опыты со снегом:

«Тает – не тает».

формировать представления о весенних изменениях в природе; активизировать речевое развитие детей, расширять словарный запас; помогать детям отвечать на простейшие вопросы; 

развивать познавательную активность через экспериментально- исследовательскую деятельность, способствовать расширению знаний детей о свойствах снега, воспитывать любознательность.

2 неделя

1.Наблюдение за состоянием погоды характерным для наступления весны  (сосульки, проталины)

2.Рисование «Ветка рябины для снегирей»

дать детям представление о времени года «весна»; развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к её отдельным явлениям;

упражнять в рисовании нетрадиционным способом рисования - тычками (ватными палочками), используя гуашь.

3 неделя

1.Беседы: «Весна», «Перелётные птицы»

2.д/и «Подбери зонтики по цвету»

создать условия по закреплению  элементарных представлений о весне (сезонных изменениях); развивать связную речь – уметь строить простые предложения; закреплять знания детей о весне и весенних явлениях - прилетели птицы, ярко светит солнце, появляются весенние цветы

4 неделя

1.Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов с семенами, почвой, водой, посадка огорода на окне.

2.Аппликация «Первые цветочки»

формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях; обогащать и расширять представления детей о растениях, учить ухаживать за ними в комнатных условиях; воспитывать любознательность и наблюдательность; воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Апрель

1 неделя

1.Рассматривание картинок: «Ледоход», «Весна пришла»

2.Аппликация «Скворечники»

расширять знания детей о характерных признаках весны, познакомить детей с природным явлением «Ледоход», совершенствовать умения описывать увиденное на картине, знакомить детей с перелетными птицами посредством художественного творчества (аппликация), учить детей составлять изображение скворечника из нескольких частей соблюдая пропорции. 

2 неделя

1.Беседа « «Ног не намочи – не становись в ручьи!».

2.д/и «Времена года»

активизировать словарь по теме; упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

3 неделя

1.Аппликация: «Ветка с первыми листочками»

2.Д/и «Сложи картинку»

закреплять ранее усвоенные знания о правилах наклеивания; учить накладывать на бумаге узор из заготовленных форм; закреплять умение работать с клеем, промокать после приклеивания деталей салфеткой. Воспитывать эстетические чувства и любовь к природе, усидчивость, аккуратность; развивать моторику рук.

4 неделя

1.Экспериментирование: «Теплый- холодный», «Как тают сосульки»

2.Аппликация: «Белые облака» (вата)

обобщить знания детей о весенних изменениях в природе, развивать логическое мышление, воображение, внимание, умение отвечать на вопросы;  воспитывать интерес к экспериментированию

3.Заключительный этап. Май 2022

май

1 неделя

1.Наблюдения на прогулке: за изменениями в природе  (набухшими почками, птицами, насекомыми)

2.Д/и  «Что перепутал художник?»

Закрепить знания о смене времен года; продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в природе; воспитывать интерес к исследовательской работе; способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

2 неделя

1. Показ сказки «Заюшкина избушка»

2.Рисование «Божья коровка»

развивать познавательные и творческие способности детей, вызвать интерес к театрализованной деятельности; 

расширять и уточнять знания детей о насекомых;

развивать аккуратность в рисовании красками, цветовое восприятие, чувство композиции; развивать мелкую моторику.

3 неделя

1.п/и «Солнечные зайчики», «Через ручеек»

2.Оформление альбома  «Времена года»

развивать внимание, умение быстро бегать, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами; закрепить знания детей и представления об особенностях каждого времени года.

4 неделя

Педагогическая диагностика.

Подведение итогов реализации проекта.

анализ результатов проектной деятельности.

3. Планирование ресурсного обеспечения

  1. Материально-техническое.
  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой и песком разного объёма и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, мох, семена и т.д.
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • коллекция учебно – методической литературы
  • наглядно – дидактических пособий

2.        Кадровое: воспитатель

4.Предполагаемый результат

В результате реализации проекта: 

  • Сформированы начальные представления о природном мире.
  • Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами

природы.

  • Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
  • Пополнена методическая база ДОУ по данному направлению работы

5. Мониторинг проектной деятельности

Для определения усвоения детьми проекта проводится мониторинг, который является основой для контроля и оценки уровня овладения необходимыми знаниями по экологическому воспитанию. Мониторинг проводится воспитателем два раза в год: в начале и конце учебного года.

Мониторинг по экологическому воспитанию дошкольников

Методика О. А. Соломенниковой

Характерные особенности времён года

Цель методики: Определить критерии сформированности знаний:

- о растительном мире;

- о мире животных;

- о временах года;.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Задание «Осень».

Цель: выяснить знания детей об осени, изменениях, происходящих в природе и жизни животных. Знают ли о том, что делают люди осенью на огороде, в саду, в поле.
Материал: картинки осени, картинки осенних деревьев, животных в лесу.
1.Расскажи, что ты видишь на картинке, назови время года.

2.Какие приметы осени ты знаешь.

3.Что убирают в поле, на огороде?

4.Что происходит с растениями?

5.Что делают животные?

Инструкция к проведению: На столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание «Зима».

Цель: выяснить знания детей о зиме, изменениях, происходящих в природе и жизни животных. Знают ли о том, что делают люди зимой на улице.
Материал: картинки зимы, картинки зимних деревьев, животных в лесу.

1.Какое время года нарисовано на картинке.

2.Назови простейшие зимние явления природы?

3.Почему уснул медведь?

4.Где зимой живут животные?

5. А что такое снег?

Инструкция к проведению: На столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание «Весна».

Цель: выяснить знания детей о весне, изменениях, происходящих в природе и жизни животных. Знают ли о том, что делают люди весной на улице.
Материал: картинки весны, картинки весенних деревьев, животных в лесу.

1.Покажи, на какой картинке нарисована весна.

2.Назови приметы весны?

3.Почему вернулись птицы?

4.Что делают животные весной?

Инструкция к проведению: На столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание «Лето».

Цель: выяснить знания детей о лете, изменениях происходящих в природе и жизни животных.
Материал: картинки лета, картинки  детей на речке, животных в лесу, карточки-модели с изображением частей дерева и ели

1.Какое время года нарисовано на картинке.

2.Назови простейшие приметы лета?

3. Что люди делают на речке, в лесу?

4. Что делают животные летом?

5.  «Собери дерево и ель»

Инструкция к проведению: На столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов

Задание «Растительный мир».

Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли отличия живого от неживого, называют овощи и фрукты.
Материал: картинки с изображением разных растений, овощей, фруктов.

1. Расскажи, что ты видишь на картинке.

2. Что будет если растение не поливать?

3. Назови фрукты и овощи, которые ты знаешь?

4. Посмотри на картинку и ответь, где растут овощи а где фрукты?

5. Хвойное дерево, рожденное в лесу, которое раз в году наряжают на праздник.

Инструкция к проведению: Перед ребёнком выкладываются картинки, ему необходимо рассказать, что он видит, назвать растение, как он догадался, что это растение.

Критерии оценки:

1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание «Животный мир».

Цель: выяснить знания детей о животных, знают ли названия животных и их детёнышей, имеют ли понятие о том, чем питаются.
Материал: картинки с изображением диких и домашних животных, карточки из серии «животные и их детёныши», иллюстрации – зимний лес, заяц на снегу, медведь, спящий в берлоге, деревенский двор.

1. Назови части тела животного.

2. Как называются детёныши разных животных?

3. Почему одних животных называют «домашними»?

4. Почему других животных называют «дикими»?

5. Чем питаются разные животные? (кролик, козочка, кошка).

6.Как «говорят» животные? (кошка, собака, корова, козочка, петушок).

Инструкция к проведению: Проводится в виде беседы по картинкам, ребенку предлагается рассказать, что он видит на картинке и ответить на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

  наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М.: «Сфера», 2012г. – 128с.
  2. Баландина Т.Б. Организация работы по экспериментированию в ДОУ//Дошкольная педагогика . – 2014. - № 10.
  3. Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО “АСТ”, 1996.
  4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста»
  5. Вохринцева С., Вохринцев С. Демонстрационный материал. Серия «Окружающий мир»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
  6. Вохринцева С. Методическое пособие. Серия «Окружающий мир»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
  7.  Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стихи о временах года. М., 2004.
  8. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ « СФЕРА», 2013
  9. Емельянова М. Исследовательская деятельность детей» //Ребёнок в детском саду. – 2009.- № 3.
  10. Емельянова М. Организация исследовательской деятельности    детей дошкольного возраста» //Детский сад от А до Я.- 2013. –№ 2.
  11. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей: Учебно-методическое Теория и методика экологического образования детей. — 2-е изд., испр. — М., 2005.
  12. Иванова А.И. «Мир растений», М.: «Сфера», 2010 г. – 210с.
  13. Иванова А.И. Живая Экология. - М.: ТЦ Сфера,2015.  
  14.  Королева Л.А «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни». СПб., Детство – пресс
  15. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности  детей 2 - 7 лет . -Издательство: Учитель, 2015.    
  16. Прохорова. Л. Н.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2014.
  17.  Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании

// Дошкольное воспитание.- 2015.- №12.

  1.  Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание.- 2015.- №1.
  2. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического проекта "Времена года"

Пррезентация к проекту "Времена года"...

Педагогический проект "Времена года"

Педагогический проект "Времена года"...

Во второй младшей группе "Ягодки" в сентябре - ноябре 2016 года реализовали под проект "Осень наступила" проекта "Времена года"

Вид проекта: практико – ориентированный, творческий.Продолжительность: 1 месяц (сентябрь- ноябрь 2016 г.).Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Раздел программы: Програм...

Интегрированное занятие "Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей", в рамках проекта « Времена года» прошло во второй младшей группе «Ягодки» в январе 2017 года. Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Малышок» Юнг Л. А.

Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»,  «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие...

Педагогический проект "Времена года"

Формирование начальных представлений о временах года....

Проект «Времена года» Вторая младшая группа (возраст детей 3-4 года)

К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду», и т.д. Именно в этот период у малы...

Педагогическая разработка "Времена года"

Пояснительная записка. Вид проекта: творческий, познавательно-исследовательский.Участники проекта: воспитатели, дети средней группы 4-5 лет, родители.Срок реализации: сентябрь-август, долгосрочный.Акт...