Консультация для педагогов: "Библиотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация

Ахметшина Елена Шамыкаевна

Консультация для педагогов: "Библиотерапия как здоровьесберегающая технология  в работе с детьми дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_biblioterapiya.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 6 «Василек» г. Янаул

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Консультация для педагогов

на тему:

«Библиотерапия как здоровьесберегающая технология

в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила:

 воспитатель Ахметшина Е.Ш.

Янаул, 2022 г.

Из истории

Библиотерапия (лечебное чтение, либропсихотерапия, книготерапия) появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Аптека для души».

Греческие легенды, пьесы и поэмы вызывали чувство радости, жалости, страха и т.д., оказывая тем самым лечебное воздействие на человека. Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное здоровье» и считали библиотеки «лекарством для души».

Авиценна – ученый, философ, врач – в «Книге исцеления» писал «о трех средствах в руках врача», и первым из них было слово.

Пифагор – математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний.

Статус науки библиотерапия получила лишь в начале 20 века. Впервые данный термин упомянул американский психолог С.М. Кротхерс в 1916 году.

В основе этого вида арттерапии лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.

Основателем метода библиотерапии можно считать Н.А. Рубакина, который ввел понятие «библиопсихология» (1916 год). В своей работе «Среди книг» он писал: «Три великие силы содержатся в книге – знание, понимание, настроение».

В России только в 1967 году был открыт первый кабинет библиотерапии. Его руководителем стал библиограф А.М. Миллер.

А.М. Миллер выделяет три принципа использования книги в библиотерапевтических целях:

  • степень доступности изложения (степень сложности книги);
  • герой книги должен быть читателю «по плечу»;
  • максимальное сходство ситуации в книге и ситуации, в которой находится читатель.

Джиллеспай и Коннор (1975) выделили шесть требований, предъявляемых к книгам, используемым библиотерапевтами применительно к маленьким детям, - книга должна:

  • содержать иллюстрации либо фотографии, выполненные в цвете;
  • иметь интересный сюжет, предполагающий логическое развитие событий, правдоподобные образы;
  • содержать полезную информацию, доступную детскому пониманию;
  • иметь много юмора, который должен быть очевидным для ребенка;
  • содержать элементы неожиданности для стимулирования постоянного интереса;
  • иметь привлекательные рефрены, способствующие привыканию к тексту и радующие детей.

Выразительное чтение позволяет малышу как можно быстрее вжиться в роль героя.

Единого подхода к исследованию и определению библиотерапии на данный момент не существует. Наиболее приемлемым и оптимальным является определение библиотерапии, данное Ю.Р. Дрешер: «Библиотерапия – это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», содержание которых должно быть «направлено на развитие воображения и творческой активности детей; знакомство с книжной культурой, детской литературой; развитие ценностного-смыслового восприятия и понимания на слух произведений искусства, в том числе словесного искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой активности детей». А одним из видов детской деятельности является восприятие художественной литературы и фольклора.

Безусловно, чтению-слушанию детей надо учить, и дошкольное детство – первая и во многом определяющая ступень литературного развития ребенка, особый, сензитивный период воспитания читателя, когда формируется интерес и потребность в чтении, закладываются основы полноценного восприятия и пони- мания художественной литературы

Методы литературного развития.

  • чтение взрослого по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
  • рассказывание педагога, допускающее относительно свободную передачу текста с возможной заменой слов, их перестановкой, включением пояснений;
  • прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы и артисты исполняют стихотворные и прозаические произведения, участвуют в постановках;
  • беседа после чтения, способствующая более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражения своего отношения к услышанному;
  • чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями, дающее возможность пофантазировать о том, что будет дальше;
  • беседы о книгах, в процессе которых воспитатель может познакомить детей с историей создания книги, о правилах общения с книгами и т.д.;
  • проектная деятельность, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
  • вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления, тематика которых зависит от специфики читательских интересов детей и педагогов;
  • тематические выставки в книжном уголке, способствующие более полному ознакомлению с творчеством писателей или поэтов.

Методами литературного развития детей можно считать

  • заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов, небольших по объему, требующие от ребенка не только дословного знания текста, но и выразительной, т.е. ясной и отчетливой передачи мыслей, чувств автора;
  • самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;
  • самостоятельная художественно-речевая деятельность (сочинение собственных рассказов, сказок, стихотворений, под влиянием прочитанных произведений).

                             Направления

В библиотерапии применительно к дошкольникам выделяют два направления

  1. «Рецептурное», когда книга применяется узкоцеленаправленно для ликвидации определенной проблемы, заболевания или дефекта.
  2. «Мотивационное», нацеленное на мобилизацию духовных сил ребенка, на успокаивающий и отвлекающий эффект.

Цели

  • научить позитивному мышлению;
  • научить честно и свободно признавать свои чувства и проблемы;
  • найти альтернативу пути решения проблем;
  • стимулировать воображение и положительные эмоции;
  • помочь подняться над неприятностями и посмотреть на них с другой стороны

Стадии:

В отечественой библиотерапии выделяют 5 стадий библиотерапевтического процесса:

  1. Отождествление себя с героем и нахождение сходства в ситуациях.
  2. Сопереживание.
  3. Эмоциональная разрядка.
  4. Адекватная самооценка.
  5. Изменение отношения или поведения.

            Формы групповой библиотерапии:

  • литературные встречи с элементами игротерапии;
  • библиотечные уроки;
  • литературные викторины;
  • театрализованные библиотечные праздники;
  • кружки громкого чтения;
  • литературные вечера;
  • театр книги.

Виды библиотерапии

  1. Целенаправленная – способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.
  2. Нецеленаправленная – служащая для того, чтобы поднять настроение.

Используя тарапевтические возможности популярных у детей книг, надо учитывать читательские состояния, например, что любят дети, что ждут от чтения: улучшения настроения; легкого чтения; присутствия сопереживания и др.

Варианты использования

  1. Специальное занятие
  • Литературно-игровое:
  • Арт-педагогическое (т.е. упражнения (изо-, маско-, оригами-, и т.д. терапии)
  1. Подготовка к празднику
  2. Образовательный терренкур
  3. Часть любого занятия
  4. Проект
  5. Экскурсия и т.д.

Библиотерапевтическая литература

                   Виды произведений для детей

Басня является одним из основных видов дидактической литературы, коротким повествованием, написанным в стихах или прозе, героями которой могут быть животные, люди, реже растения или предметы, басня несет в себе нравственное послание, предупреждение, наставление, прямо высказанное или явно подразумевающееся.

Сказка является одним из основных эпических жанров народной литературы, небольшим по размеру произведением с вымышленным содержанием, насыщенным чудесами и волшебством.

Рассказ – это небольшое прозаическое произведение, с простой, как правило, одной сюжетной линией, которое стремится к четко акцентированному логическому завершению.

Трудности

Главной трудностью применения библиотерапии в дошкольном возрасте являются:

  • ограниченный словарный запас детей;
  • неумение устного выражения чувств от прочитанного;
  • небольшой жизненный опыт;
  • кратковременное внимание.

Детям дошкольного возраста важно подкреплять прочитанное:

  • аудио- и видео материалами;
  • иллюстрированными картинками;
  • играми;
  • зарисовками.

Условия, способствующие развитию интереса к чтению

  1. Существенную роль играет подбор произведений литературы.
  2. Литературное произведение должно выполнять познавательные, эстетические и нравственные функции
  3. Прежде всего, нужно научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к послушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша
  4. С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название.
  5. При чтении следует позаботиться о спокойной обстановке. Важно так- же, чтобы дети сидели удобно, непринужденно, чтобы все хорошо видели рассказчика, чтеца.

Надо учесть ряд особенностей восприятия литературы:

  • Не научившихся слушать детей посадить, незаметно для них, поближе к себе, на виду. Такие приемы могут заинтересовать ребенка рассказом, чтением: постепенно у ребенка вырабатывается сосредоточенное внимание.
  • Не следует во время слушания препятствовать невольным репликам детей, выражению радости. Эта детская активность говорит о напряженном слушании.

Преимущества библиотерапевтического метода

  1. Чтением можно заниматься в любое удобное время.
  2. Оно не требует никаких специальных приспособлений и оборудования.
  3. Не требует обязательного присутствия психолога, педагога, библиотекаря.
  4. Книги воздействуют исподволь: они ненавязчивы.
  5. К книге можно легко «возвращаться». Перечитывание любимого произведения   тоже является терапевтическим приемом.

Воздействие хорошей книги на ребенка – это и есть библиотерапия - прививка доброты, терпимости, жизнестойкости против страха, неудач, жестокости, бесчеловечности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Применение здоровьесберегающих технологий дома с детьми дошкольного возраста"

Как переменчив мир!Еще недавно мы и не могли представить, что будем сидеть дома по несколько месяцев из-за пандемии короновируса. Мы задались вопросом как помочь родителям и детям,находящимся на самои...

«Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

laquo;Формы, методы, технологии  работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»     В ФГОС дошкольного образования одним из психолого – педагогических ус...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...

Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО

В ФГОС  дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьм...

Макетирование, как успешная технология работы с детьми дошкольного возраста»

Макет (масштабная модель) –модель объекта в уменьшенноммасштабе или в натуральнуювеличину, лишенная, как правило, функциональностипредставляемого объекта....

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми  дошкольного возраста и форма взаимодействия  всех  участников образовательного процесса &raq...