Консультация для педагогов: "Библиотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация
Консультация для педагогов: "Библиотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_biblioterapiya.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Василек» г. Янаул
муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Консультация для педагогов
на тему:
«Библиотерапия как здоровьесберегающая технология
в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель Ахметшина Е.Ш.
Янаул, 2022 г.
Из истории
Библиотерапия (лечебное чтение, либропсихотерапия, книготерапия) появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Аптека для души».
Греческие легенды, пьесы и поэмы вызывали чувство радости, жалости, страха и т.д., оказывая тем самым лечебное воздействие на человека. Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное здоровье» и считали библиотеки «лекарством для души».
Авиценна – ученый, философ, врач – в «Книге исцеления» писал «о трех средствах в руках врача», и первым из них было слово.
Пифагор – математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний.
Статус науки библиотерапия получила лишь в начале 20 века. Впервые данный термин упомянул американский психолог С.М. Кротхерс в 1916 году.
В основе этого вида арттерапии лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.
Основателем метода библиотерапии можно считать Н.А. Рубакина, который ввел понятие «библиопсихология» (1916 год). В своей работе «Среди книг» он писал: «Три великие силы содержатся в книге – знание, понимание, настроение».
В России только в 1967 году был открыт первый кабинет библиотерапии. Его руководителем стал библиограф А.М. Миллер.
А.М. Миллер выделяет три принципа использования книги в библиотерапевтических целях:
- степень доступности изложения (степень сложности книги);
- герой книги должен быть читателю «по плечу»;
- максимальное сходство ситуации в книге и ситуации, в которой находится читатель.
Джиллеспай и Коннор (1975) выделили шесть требований, предъявляемых к книгам, используемым библиотерапевтами применительно к маленьким детям, - книга должна:
- содержать иллюстрации либо фотографии, выполненные в цвете;
- иметь интересный сюжет, предполагающий логическое развитие событий, правдоподобные образы;
- содержать полезную информацию, доступную детскому пониманию;
- иметь много юмора, который должен быть очевидным для ребенка;
- содержать элементы неожиданности для стимулирования постоянного интереса;
- иметь привлекательные рефрены, способствующие привыканию к тексту и радующие детей.
Выразительное чтение позволяет малышу как можно быстрее вжиться в роль героя.
Единого подхода к исследованию и определению библиотерапии на данный момент не существует. Наиболее приемлемым и оптимальным является определение библиотерапии, данное Ю.Р. Дрешер: «Библиотерапия – это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», содержание которых должно быть «направлено на развитие воображения и творческой активности детей; знакомство с книжной культурой, детской литературой; развитие ценностного-смыслового восприятия и понимания на слух произведений искусства, в том числе словесного искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой активности детей». А одним из видов детской деятельности является восприятие художественной литературы и фольклора.
Безусловно, чтению-слушанию детей надо учить, и дошкольное детство – первая и во многом определяющая ступень литературного развития ребенка, особый, сензитивный период воспитания читателя, когда формируется интерес и потребность в чтении, закладываются основы полноценного восприятия и пони- мания художественной литературы
Методы литературного развития.
- чтение взрослого по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
- рассказывание педагога, допускающее относительно свободную передачу текста с возможной заменой слов, их перестановкой, включением пояснений;
- прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы и артисты исполняют стихотворные и прозаические произведения, участвуют в постановках;
- беседа после чтения, способствующая более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражения своего отношения к услышанному;
- чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями, дающее возможность пофантазировать о том, что будет дальше;
- беседы о книгах, в процессе которых воспитатель может познакомить детей с историей создания книги, о правилах общения с книгами и т.д.;
- проектная деятельность, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
- вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления, тематика которых зависит от специфики читательских интересов детей и педагогов;
- тематические выставки в книжном уголке, способствующие более полному ознакомлению с творчеством писателей или поэтов.
Методами литературного развития детей можно считать
- заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов, небольших по объему, требующие от ребенка не только дословного знания текста, но и выразительной, т.е. ясной и отчетливой передачи мыслей, чувств автора;
- самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;
- самостоятельная художественно-речевая деятельность (сочинение собственных рассказов, сказок, стихотворений, под влиянием прочитанных произведений).
Направления
В библиотерапии применительно к дошкольникам выделяют два направления
- «Рецептурное», когда книга применяется узкоцеленаправленно для ликвидации определенной проблемы, заболевания или дефекта.
- «Мотивационное», нацеленное на мобилизацию духовных сил ребенка, на успокаивающий и отвлекающий эффект.
Цели
- научить позитивному мышлению;
- научить честно и свободно признавать свои чувства и проблемы;
- найти альтернативу пути решения проблем;
- стимулировать воображение и положительные эмоции;
- помочь подняться над неприятностями и посмотреть на них с другой стороны
Стадии:
В отечественой библиотерапии выделяют 5 стадий библиотерапевтического процесса:
- Отождествление себя с героем и нахождение сходства в ситуациях.
- Сопереживание.
- Эмоциональная разрядка.
- Адекватная самооценка.
- Изменение отношения или поведения.
Формы групповой библиотерапии:
- литературные встречи с элементами игротерапии;
- библиотечные уроки;
- литературные викторины;
- театрализованные библиотечные праздники;
- кружки громкого чтения;
- литературные вечера;
- театр книги.
Виды библиотерапии
- Целенаправленная – способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.
- Нецеленаправленная – служащая для того, чтобы поднять настроение.
Используя тарапевтические возможности популярных у детей книг, надо учитывать читательские состояния, например, что любят дети, что ждут от чтения: улучшения настроения; легкого чтения; присутствия сопереживания и др.
Варианты использования
- Специальное занятие
- Литературно-игровое:
- Арт-педагогическое (т.е. упражнения (изо-, маско-, оригами-, и т.д. терапии)
- Подготовка к празднику
- Образовательный терренкур
- Часть любого занятия
- Проект
- Экскурсия и т.д.
Библиотерапевтическая литература
Виды произведений для детей
Басня является одним из основных видов дидактической литературы, коротким повествованием, написанным в стихах или прозе, героями которой могут быть животные, люди, реже растения или предметы, басня несет в себе нравственное послание, предупреждение, наставление, прямо высказанное или явно подразумевающееся.
Сказка является одним из основных эпических жанров народной литературы, небольшим по размеру произведением с вымышленным содержанием, насыщенным чудесами и волшебством.
Рассказ – это небольшое прозаическое произведение, с простой, как правило, одной сюжетной линией, которое стремится к четко акцентированному логическому завершению.
Трудности
Главной трудностью применения библиотерапии в дошкольном возрасте являются:
- ограниченный словарный запас детей;
- неумение устного выражения чувств от прочитанного;
- небольшой жизненный опыт;
- кратковременное внимание.
Детям дошкольного возраста важно подкреплять прочитанное:
- аудио- и видео материалами;
- иллюстрированными картинками;
- играми;
- зарисовками.
Условия, способствующие развитию интереса к чтению
- Существенную роль играет подбор произведений литературы.
- Литературное произведение должно выполнять познавательные, эстетические и нравственные функции
- Прежде всего, нужно научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к послушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша
- С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название.
- При чтении следует позаботиться о спокойной обстановке. Важно так- же, чтобы дети сидели удобно, непринужденно, чтобы все хорошо видели рассказчика, чтеца.
Надо учесть ряд особенностей восприятия литературы:
- Не научившихся слушать детей посадить, незаметно для них, поближе к себе, на виду. Такие приемы могут заинтересовать ребенка рассказом, чтением: постепенно у ребенка вырабатывается сосредоточенное внимание.
- Не следует во время слушания препятствовать невольным репликам детей, выражению радости. Эта детская активность говорит о напряженном слушании.
Преимущества библиотерапевтического метода
- Чтением можно заниматься в любое удобное время.
- Оно не требует никаких специальных приспособлений и оборудования.
- Не требует обязательного присутствия психолога, педагога, библиотекаря.
- Книги воздействуют исподволь: они ненавязчивы.
- К книге можно легко «возвращаться». Перечитывание любимого произведения тоже является терапевтическим приемом.
Воздействие хорошей книги на ребенка – это и есть библиотерапия - прививка доброты, терпимости, жизнестойкости против страха, неудач, жестокости, бесчеловечности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Применение здоровьесберегающих технологий дома с детьми дошкольного возраста"
Как переменчив мир!Еще недавно мы и не могли представить, что будем сидеть дома по несколько месяцев из-за пандемии короновируса. Мы задались вопросом как помочь родителям и детям,находящимся на самои...
«Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»
laquo;Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО» В ФГОС дошкольного образования одним из психолого – педагогических ус...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...
Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО
В ФГОС дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьм...
«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»
Особенности технологии «Образовательное событие»...
Макетирование, как успешная технология работы с детьми дошкольного возраста»
Макет (масштабная модель) –модель объекта в уменьшенноммасштабе или в натуральнуювеличину, лишенная, как правило, функциональностипредставляемого объекта....
Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »
Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса &raq...
- Мне нравится (1)