Развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_chitatelskaya_gramotnost.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выпускник детского сада должен иметь богатый литературный багаж, у него должны быть воспитаны устойчивый интерес и бережное отношение к книге.
Приобщение ребёнка к книге – одна из важных задач, стоящая перед педагогами ДОО сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны формировать предпосылки читательской грамотности.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читает им воспитатель, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному.
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно - образованного человека. Другими словами, в детском саду необходимо воспитывать будущего грамотного читателя.
Грамотный читатель – это читатель, глубоко понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти нужную книгу, извлечь из неё информацию, оценить и проанализировать её.
Четыре направления процесса приобщения ребёнка к книге:
развитие стремления ребенка к широкой начитанности;
побуждение к заучиванию наизусть художественных произведений и выразительному их исполнению;
формирование у детей желание фиксировать свои впечатления и наблюдения;
развитие данной ребенку от природы способности к речевому творчеству на основе читательского опыта.
Педагогу – практику, работающему с детьми раннего и дошкольного возраста важно помнить:
- заставить любить книгу нельзя, книгой можно только заинтересовать;
- работу по приобщению к книге нужно начинать «чем раньше, тем лучше»;
- одной из причин нелюбви к чтению является то, что наши дети не знакомы с настоящей Книгой.
- ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К КНИГЕ НУЖНО НАЧИНАТЬ С ФОРМИРОВАНИЯ КРУГА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ.
Круг чтения для детей 2-4 лет включает в себя знакомство с малыми формами фольклора, слушание русских народных сказок, чтение рассказов о животных, природных явлениях, детях, описание игровых и бытовых ситуаций. При выборе книг стоит уделить особое внимание качеству их иллюстраций: простоте и узнаваемости образов, цветовому решению, соответствию содержанию книги.
Круг чтения для детей 4-5 лет включает в себя и знакомство с малыми формами фольклора, слушание и чтение народных и авторских сказок, произведений отечественных и зарубежных писателей и поэтов. Главная ценность возраста от 4 до 5 лет (средний дошкольный возраст) заключается в высокой эмоциональной отзывчивости на художественное слово, в готовности к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.
Дети знакомятся с русским и мировым фольклором – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин; с русской и зарубежной классической литературой, а также с произведениями современных писателей и поэтов. Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать, начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.
В подготовительной к школе группе педагог обязательно продумывает вопросы, направленные на выявление средств языковой выразительности – метафор, сравнений, олицетворений, полисемии. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку седьмого года жизни возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения.
ПРИНЦИПЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРУГА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Психологические:
учёт возрастных особенностей детей;
учёт особенностей восприятия детей.
Педагогические:
доступность;
наглядность;
занимательность, динамичность сюжета;
воспитательная ценность произведений.
Литературоведческие:
наличие в КДЧ всех видов литературы: проза, поэзия, драма;
разнообразие жанров: фольклорных, литературных.
Историколитературные:
наличие в КДЧ произведений как русской литературы, так и литературы
народов мира;
тематическое многообразие произведений;
многообразие авторских имен.
Учёт гендерных различий детей.
Сезонный принцип.
В круг детского чтения обязательно должны войти книги по следующей тематике:
- тема детства;
- тема детской игры и игрушки;
- тема природы, изображение животного мира;
- тема внутрисемейных отношений и отношений внутри детского коллектива
При отборе книг обязательно нужно руководствоваться следующими критериями:
1) идейная направленность детской книги (содержание, в котором отражены универсальные
жизненные ценности);
2) высокое художественное мастерство, литературная ценность;
3) доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;
4) сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.
Приобщая детей раннего и дошкольного возраста к книге, воспитатель решает конкретные задачи:
- воспитывает интерес к художественной литературе, развивает способность к целостному восприятию произведений разных жанров, при этом обеспечивая усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него;
- формирует первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции;
о простейших элементах образности в языке;
- воспитывает литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение
произведения;
- учит улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок,
стихов, т.е. развивает поэтический слух.
Ещё древние считали, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Литература не только обогащает словарь и формирует логику высказывания, но и помогает воспитывать в детях дошкольного возраста такие качества, как самостоятельность, ответственность, инициативность, способность достойно выходить из нестандартных речевых ситуаций, а также формирует готовность к получению новых знаний в течение всей жизни.
В будущем такой самостоятельный и инициативный человек будет готов обучаться всю свою жизнь, будет способен принимать нестандартные решения, уверенно выберет свой профессиональный путь.
Источник:
https://edu54.ru/upload/iblock/b61/Eltsova-O.M..pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буктрейлер - как средство развития предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Мастер класс...
«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»
Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...
«Методы и приемы для развития читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер...
Консультация для воспитателей "Развитие читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
О проблеме формировния читательской грамотности у подрастающего поколения, о методах и приёмах формирования читательской грамотности....
Выступление на РМО воспитателя младшей группы (2-3 года) на тему: «Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности у детей раннего возраста»
Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.Работа над словом начин...
Консультация для родителей " Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Читательская грамотность...
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой
В век информационных технологий нам, педагогам и родителям, все сложнее привлечь детское внимание к книгам. Современные дошкольники предпочитают мультфильмы и компьютерные игры, но мы не сдаемся, и ст...