Развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

Алдошина Светлана Алексеевна

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_chitatelskaya_gramotnost.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выпускник детского сада должен иметь богатый литературный багаж, у него должны быть воспитаны устойчивый интерес и бережное отношение к книге.

Приобщение ребёнка к книге – одна из важных задач, стоящая перед педагогами ДОО сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны формировать предпосылки читательской грамотности. 

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читает им воспитатель, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному.

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно - образованного человека. Другими словами, в детском саду необходимо воспитывать будущего грамотного читателя.

Грамотный читатель – это читатель, глубоко понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти нужную книгу, извлечь из неё информацию, оценить и проанализировать её.

Четыре направления процесса приобщения ребёнка к книге:

развитие стремления ребенка к широкой начитанности;

побуждение к заучиванию наизусть художественных произведений и выразительному их исполнению;

формирование у детей желание фиксировать свои впечатления и наблюдения;

развитие данной ребенку от природы способности к речевому творчеству на основе читательского опыта.

Педагогу – практику, работающему с детьми раннего и дошкольного возраста важно помнить:

  • заставить любить книгу нельзя, книгой можно только заинтересовать;
  • работу по приобщению к книге нужно начинать «чем раньше, тем лучше»;
  • одной из причин нелюбви к чтению является то, что наши дети не знакомы с настоящей Книгой.
  •  
  • ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К КНИГЕ НУЖНО НАЧИНАТЬ С ФОРМИРОВАНИЯ КРУГА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ.

Круг чтения для детей 2-4 лет включает в себя знакомство с малыми формами фольклора, слушание русских народных сказок, чтение рассказов о животных, природных явлениях, детях, описание игровых и бытовых ситуаций. При выборе книг стоит уделить особое внимание качеству их иллюстраций: простоте и узнаваемости образов, цветовому решению, соответствию содержанию книги.

Круг чтения для детей 4-5 лет включает в себя и знакомство с малыми формами фольклора, слушание и чтение народных и авторских сказок, произведений отечественных и зарубежных писателей и поэтов. Главная ценность возраста от 4 до 5 лет (средний дошкольный возраст) заключается в высокой эмоциональной отзывчивости на художественное слово, в готовности к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.

Дети знакомятся с русским и мировым фольклором – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин; с русской и зарубежной классической литературой, а также с произведениями современных писателей и поэтов. Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать, начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.

В подготовительной к школе группе педагог обязательно продумывает вопросы, направленные на выявление средств языковой выразительности – метафор, сравнений, олицетворений, полисемии. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку седьмого года жизни возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения.

ПРИНЦИПЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРУГА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Психологические:

учёт возрастных особенностей детей;

учёт особенностей восприятия детей.

 

Педагогические:

доступность;

наглядность;

занимательность, динамичность сюжета;

воспитательная ценность произведений.

Литературоведческие:

наличие в КДЧ всех видов литературы: проза, поэзия, драма;

разнообразие жанров: фольклорных, литературных.

Историколитературные:

наличие в КДЧ произведений как русской литературы, так и литературы

народов мира;

тематическое многообразие произведений;

многообразие авторских имен.

Учёт гендерных различий детей.

Сезонный принцип.

В круг детского чтения обязательно должны войти книги по следующей тематике:

- тема детства;

- тема детской игры и игрушки;

- тема природы, изображение животного мира;

- тема внутрисемейных отношений и отношений внутри детского коллектива

При отборе книг обязательно нужно руководствоваться следующими критериями:

1) идейная направленность детской книги (содержание, в котором отражены универсальные

жизненные ценности);

2) высокое художественное мастерство, литературная ценность;

3) доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;

4) сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.

Приобщая детей раннего и дошкольного возраста к книге, воспитатель решает конкретные задачи:

- воспитывает интерес к художественной литературе, развивает способность к целостному восприятию произведений разных жанров, при этом обеспечивая усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него;

- формирует первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции;

о простейших элементах образности в языке;

- воспитывает литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение

произведения;

- учит улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок,

стихов, т.е. развивает поэтический слух.

Ещё древние считали, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Литература не только обогащает словарь и формирует логику высказывания, но и помогает воспитывать в детях дошкольного возраста такие качества, как самостоятельность, ответственность, инициативность, способность достойно выходить из нестандартных речевых ситуаций, а также формирует готовность к получению новых знаний в течение всей жизни.

В будущем такой самостоятельный и инициативный человек будет готов обучаться всю свою жизнь, будет способен принимать нестандартные решения, уверенно выберет свой профессиональный путь.

 

Источник:

https://edu54.ru/upload/iblock/b61/Eltsova-O.M..pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»

   Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...

«Методы и приемы для развития читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер...

Консультация для воспитателей "Развитие читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

О проблеме формировния читательской грамотности у подрастающего поколения, о методах и приёмах формирования читательской грамотности....

Выступление на РМО воспитателя младшей группы (2-3 года) на тему: «Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности у детей раннего возраста»

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.Работа над словом начин...

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

В век информационных технологий нам, педагогам и родителям, все сложнее привлечь детское внимание к книгам. Современные дошкольники предпочитают мультфильмы и компьютерные игры, но мы не сдаемся, и ст...