Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой
консультация по обучению грамоте

Галайко Алёна Михайловна

В век информационных технологий нам, педагогам и родителям, все сложнее привлечь детское внимание к книгам. Современные дошкольники предпочитают мультфильмы и компьютерные игры, но мы не сдаемся, и стараемся повысить интерес детей к книге. Формирование читательской грамотности у дошкольников стало очень актуальным. Современные дети — это «наблюдатели и зрители», они с ранних лет привыкли воспринимать картинку на экране. Чтение уходит на задний план и становится не интересным. Постепенно из нашей жизни уходит такая важная традиция, как чтение, а в итоге — низкий уровень читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературойФормирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Альберт Эйнштейн

В век информационных технологий нам, педагогам и родителям, все сложнее привлечь детское внимание к книгам. Современные дошкольники предпочитают мультфильмы и компьютерные игры, но мы не сдаемся, и стараемся повысить интерес детей к книге. Формирование читательской грамотности у дошкольников стало очень актуальным. Современные дети — это «наблюдатели и зрители», они с ранних лет привыкли воспринимать картинку на экране. Чтение уходит на задний план и становится не интересным. Постепенно из нашей жизни уходит такая важная традиция, как чтение, а в итоге — низкий уровень читательской грамотности.

 

Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать информацию в огромном потоке и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Дошкольный возраст самый благоприятный для формирования у ребенка читательской грамотности, так как в эти годы он приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, оценивает их поступки, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и воспитывает в ребёнке добрые качества.

Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений.

С этой целью, педагоги организовали различные мероприятия в рамках недели чтения «Книжкин марафон».

Большинство детей, как оказалось, любят, когда им читают книги, рассказывают о запомнившихся персонажах. Дети с удовольствием рассказывают о них и рисуют по сюжету любимых книг. К сожалению, есть и такие, которые не проявляют интерес к чтению и сказка им понравилась, потому что она короткая.

С помощью родителей и педагогов дети оформили в группе выставку «Любимые сказки». Теперь они рассматривают книги прошлых лет и современные издания, регулярно пополняют выставку личными книгами, предлагают их друзьям.

Дети с удовольствием просмотрели видеоролик «Как рождается книга» и видеопрезентацию «Как появилась книга», где познакомились с историей появления первых книг, их эволюцией в разные времена.

С интересом дети участвовали в викторине «Чудесное путешествие по волшебной стране книг». Дошкольникам были предложены конкурные задания: «Отгадай загадку»«Узнай героя по фразе»«Из какой сказки этот предмет»«Найди пару». Дети продемонстрировали отличные знания.

Также организовали трудовой десант «Книжкина больничка», где с большим желанием приводили в порядок книги. Дети с удовольствием подклеивали страницы, переплеты и обложки, вспоминая правила бережного отношения к печатным изданиям.

Запоминающимся событием недели чтения стала экскурсия в школьную библиотеку. Наши воспитанники познакомились с правилами поведения в библиотеке, узнали что такое библиотечный формуляр и для чего он нужен. Дети рассмотрели выставки «Сказочные герои»«Симбирский край родной»«Родная улица моя». Сколько же было радости, когда дети увидели свои фотографии в журнале «Симбик», в котором напечатана статья «Природа – наш общий дом!» с их фотографиями.

Маленькие участники этих мероприятий всегда активны и любознательны, получают море положительных эмоций, хорошие впечатления и отличное настроение.

Мы считаем, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

Надо помнить, что именно детская книга – это первый мост к знаниям ребенка. Ничто не может заменить книгу: ни компьютер, ни телевизор, ни интернет, ни соцсети. Она помогает открывать двери в окружающий мир, чувствовать добро и осуждать зло, учит любить и уважать близких, формирует правила безопасности и прививает ценности, знакомит с традициями и обычаями своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия Педсовет тематический «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой».

Сценарий мероприятия Педсовет тематический  «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой»....

Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»

   Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"

quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"

quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...