«Развитие экологического воспитания детей 4-5 лет через дидактические игры»
материал (средняя группа)

Мосейчук Анастасия Александровна

Отчет о проделанной работе: по теме «Развитие экологического воспитания детей 4-5 лет через дидактические игры» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobraz.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о проделанной работе:

Над темой «Развитие экологического воспитания детей 4-5 лет через дидактические игры»  

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса, которое способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.

Перед собой поставила 

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по заданной тематике. Изучить методики и технологии в интернет ресурсах.

- Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на экологическое  воспитание детей 4-5 лет через дидактические игры.

- Разработать план работы с детьми по использованию экологического воспитания через дидактические игры.

- Подготовить материал по взаимодействию с родителями и воспитателями по экологическому воспитанию.

 Вышеизложенные задачи решались мной посредством различных форм работы с детьми: это ежедневное экологические игры с детьми, чтение экологических сказок, самостоятельное рассматривание детьми картинок; организованные занятия; свободное общение воспитателя с детьми на основе экологических дидактических игр; сотрудничество с родителями по данной теме.

Данные задачи помогли мне сформулировать цель моей работы по данной теме:

Цель: Создать условия для развития  экологического воспитания  у детей 4-5 лет  памяти и воображения через художественную литературу.

Для  осуществления различных форм  работы по приобщению детей к экологическим играм , в группе были созданы определенные условия:

- Наличие возрастного материала дидактические игры по экологическому воспитанию.

-Различные экологические альбомы. Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

- План мероприятий по экологии.

- Пополнен уголок природы и экспериментирования с необходимым оборудованием.

- Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

- Подобран демонстрационный материал.

- Создана картотека прогулок.

- Создана картотека «Наблюдения на прогулке».

Мною на начала учебного года был составлен план работы с детьми, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. А также я старалась создавать условия для самостоятельной деятельности детей, в процессе которой они проявляли интерес к природе, ее объектам.

В работе с детьми старалась использовать разнообразные формы и методы, как традиционные, так и современные.

В образовательную деятельность детей старалась включить запланированные мною занятия. Непосредственно – образовательная деятельность проводилась мною с детьми в форме бесед, игр – путешествий, эвристических бесед, игры с элементами экспериментирования. Использовала проблемные ситуации, поисковые вопросы, что заставляло детей думать, самостоятельно находить решение в сложившейся ситуации. Я считаю, что такие приемы развивают у детей самостоятельность, инициативу, формируют такие качества как, уверенность, решительность, любознательность.

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась мною в различных формах: игра - путешествие, беседа.

Широко использовала и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них: игровой, сюрпризный момент, проблемные ситуации. Учитывая индивидуальные особенности детей, добивалась, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. В процессе не скупилась на похвалу и словесное поощрение.

Беседы проводились с детьми на самые разные темы. В основном беседы были связаны со сменой сезонов и сезонными изменениями. Так, например, осенью провела беседы с детьми на тему о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.

В ходе, которых закрепляла у детей понятия «Деревья», «Кусты», названия отдельных травянистых растениях. воспитывала у детей уважение к труду взрослых.

В осенний период мы с детьми провели наблюдение и  рассматривание листьев, коры, плодов деревьев Отгадывание загадок.

Зимой я проводила с детьми занятие в форме беседы о зиме. Во время, которой закрепляла знания детей о сезонных изменениях в природе зимой. Развивала внимание и память. Воспитывала любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.

Зимой я проводила с детьми занятие  Продуктивная (рисование) Рисование деревьев и лесных зверей. «Зимний лес» где мы с детьми рисовали лесных зверей и деревья. Продуктивная (рисование) «Моё любимое время года». Большинство детей нарисовали время года «Лето» так как детям больше нравится тепло и купается в море.

Так же мы с детьми читали книги: Чтение стихотворения Е. Серов «Фиалка». В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей». Детям очень нравилось экологические сказки.

Весной я провела с детьми беседы  на тему Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Экологический  мир нашего города». Где целью было: Формирование знаний у  детей о экологического мира нашего города.Так же было праведно занятие Продуктивная (рисование) Рисование. «Цветущая ветка». Цель которого было : формировать умение детей рисовать выбирая нужные цвета. Так же была и совместная деятельность такая как  Рассматривание картинок цветущих деревьев. Расширять представления детей о разнообразии насекомых ( пчела, бабочка, кузнечик, муравей, божья коровка) Развивать мыслительную активность, внимание, любознательность, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру. Воспитывать потребность в общение с природой, любовь и бережное отношение к природе.Вызвать у детей радость от проделанной деятельности. С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд  в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.  На протяжении всего учебного года я проводила с детьми наблюдения разной направленности: за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями, за объектами растительного и животного мира, знакомятся со свойствами песка, воды, снега, льда, определяют силу и направление ветра. Во время прогулок, дети не только играют и проводят наблюдения за окружающим миром, но и помогают воспитателям ухаживать за растениями на огороде и участке. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, формируется бережное и заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

Дети получили удовольствие и удовлетворение, показали свои знания, старались работать совместно, я сделала соответствующие выводы. С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд  в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.  На протяжении всего учебного года я проводила с детьми наблюдения разной направленности: за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями, за объектами растительного и животного мира, знакомятся со свойствами песка, воды, снега, льда, определяют силу и направление ветра. Во время прогулок, дети не только играют и проводят наблюдения за окружающим миром, но и помогают воспитателям ухаживать за растениями на огороде и участке. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, формируется бережное и заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. Доброй традицией становится и участие в акции “Эко-весна”, в которой дети с удовольствием принимают участие.

Для того, чтобы наблюдения были яркими и запоминающимися, использовала загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. Дети с интересом отгадывали загадки. Стихи являются прекрасным дополнением при проведении с детьми наблюдений за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно вели уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, также высаживали лук, сеяли и выращивали овощи, вели дневники наблюдений.

Одним из эффективных и наиболее интересным для детей видом деятельности является игра. Используя игры экологической направленности можно уточнить, обобщить, закрепить и систематизировать знания детей об объектах и явлениях природы. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общеприняты минорами и правилами познания окружающей природы. Дидактические игры:

Дидактические игры:  "Дорисуй листочек", «Сокол и лиса», «Пищевые цепочки в лесу», «Кому что нужно», «Как выросла фиалка»,  «Сравни и найди», «Бывает – не бывает», «Каравай», «Узнай растение», «Пищевые цепочки», «Ботаническое лото».

Также в течении года совместно с детьми и с участием родителей изготовили лепбуки по экологическому воспитанию – это дидактическое пособие, которое используется воспитателями дошкольного учреждения вине индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной и игровой деятельности.

Таким образом, можно заключить что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

Сформированы начала экологической культуры у детей; сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; дети учатся практическим действиям по охране природы;

развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Данная презентация создана в рамках проекта "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру". Презентация кратко отражает цель проекта, задачи, средства реализац...

Родительское собрание в форме игротеки «Путешествие в страну сенсорику и в мир экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Форма проведения: игровой практикум.Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном, экологическом развитии детей младшего   дошкольного возраста.Задачи: познакомить родите...

Система работы по теме: «Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»

 Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.  Мир природы у...

«Развитие экологического воспитания детей 4-5 лет через дидактические игры"

laquo;Развитие экологического воспитания детей 4-5 лет через дидактические игры"...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте сейчас уделяется большое внимание.  Ценностное отношение к природе и формирование основы нравственно-экологической позиции наиболее эффекти...