Система работы по теме: «Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»
материал
Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Моя задача состояла, в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту родного края, научиться ценить ее. Сейчас остро встала проблема экологического воспитания дошкольников
Под экологическим воспитанием детей понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Работая с детьми я, наблюдаю такую тенденцию, они не проявляют особого интереса к охране природы родного края и бережного отношения к ней, затрудняются отвечать на поставленные вопросы. Беседуя с детьми на темы экологического воспитания заметила, что у них недостаточно сформирован стиль поведения в природе (не оставляй после себя мусор, не разоряй муравейник, не срывай цветок и листок без надобности). Дети должны знать, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль. Результаты проведенных наблюдений свидетельствуют о необходимости осуществления дополнительной работы по развитию у детей бережного отношения к природе родного края. В настоящее время наблюдаю процесс отчуждения детей от природы, который проявляется в самых различных формах: жестокость или безразличие, неспособность осознать свою роль в сохранении экологического равновесия.
Считаю., что необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №8 «Сказка»
Карасукского района, Новосибирской области
Система работы
по теме:
«Экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»
Составила воспитатель: Мальцева
Евгения Владимировна
г Карасук
2021 год
Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Моя задача состояла, в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту родного края, научиться ценить ее. Сейчас остро встала проблема экологического воспитания дошкольников
Под экологическим воспитанием детей понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Работая с детьми я, наблюдаю такую тенденцию, они не проявляют особого интереса к охране природы родного края и бережного отношения к ней, затрудняются отвечать на поставленные вопросы. Беседуя с детьми на темы экологического воспитания заметила, что у них недостаточно сформирован стиль поведения в природе (не оставляй после себя мусор, не разоряй муравейник, не срывай цветок и листок без надобности). Дети должны знать, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль. Результаты проведенных наблюдений свидетельствуют о необходимости осуществления дополнительной работы по развитию у детей бережного отношения к природе родного края. В настоящее время наблюдаю процесс отчуждения детей от природы, который проявляется в самых различных формах: жестокость или безразличие, неспособность осознать свою роль в сохранении экологического равновесия.
Считаю., что необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Особое место и значение в системе экологического образования занимают дидактические игры. Таким образом, игровой метод является преобладающим и основным в организации развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы. Поэтому я считаю в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что экологическое воспитание — это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания человека оказывают влияние экологические знания и убеждения, которые формируются в детстве. Именно поэтому проблема экологического воспитания и экологической культуры и является актуальной, для меня.
Методические рекомендации: Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию экологических умений с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО, посредством дидактических игр.
Новизна моей педагогической инициатив, опыта заключается в том, что дидактические игры рассмотрены как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников экологических представлений о природе. Применение дидактических игр в организованной деятельности позволило повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, применяя дидактические игры в свободной деятельности позволило мне их использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.
Исходя из этого, основная идея моей работы заключается в создании условий для развития экологических умений дошкольников старшего возраста посредством использования дидактических игр и игровых упражнений.
Реализация работы по развитию экологическому воспитанию дошкольников.
Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические.
В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяю методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда проявляю самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольники предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач.
После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитие ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса: решать образовательные задачи не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в других видах деятельности с детьми наблюдениях, беседах, прогулках, игровой деятельности, режимных моментах. Развивающая предметная среда нашей группы состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль:
- Экологический центр – в нем растут и развиваются растения, здесь есть все необходимое для ухода за ними.
- Игротека – в ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры.
- Лаборатория – в ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории есть все необходимое для проведения различных опытов
- Мини-музей «Загадочная Природа» – в него собираем природные экспонаты: интересные и необычные.
Использую различные педагогические технологии, позволяющие развивать экологическое представление детей, посредством дидактических игр, что делает процесс обучения интересным, занимательным. (Приложение № 1)
Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на активизацию экологического развития в процессе обучения.
Информационные технологии для меня один из путей реализации ФГОС ДО. С их помощью я открываю новые возможности для развития экологических навыков через игровую деятельность (дидактическую игру). Для меня, как педагога - ИКТ полезны для повышения профессиональной компетентности через сеть интернет (это поиск не только информации, но и обмен опытом работы и дистанционное обучение, участие в вебинарах).
Триз-технология. В своей работе я применяю приемы этой уникальной технологии, в непосредственно образовательной деятельности, а также в режимных моментах использую методическое пособие «Кольца Луллия», которые считаю эффективными в экологическом воспитании. При использовании ТРИЗ активизируется уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности.
Технология проблемного обучения. Её применение помогает формировать мотивацию достижения успеха, умение самостоятельно находить ответы на вопросы: зачем, как, почему? Ребенок оперирует своими знаниями, представляет ситуации и пытается найти правильный путь для ответа на вопрос. Заданные вопросы побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.
Технология проектной деятельности помогает мне воспитывать в детях активность, самостоятельность, способность принимать решения, ставить цели, планировать ставлю деятельность. В ходе проектной деятельности у детей развивается не только познавательная способность, но и речь. При реализации проекта дети участвуют в процессе наглядного моделирования, учатся анализировать сложившиеся модельные представления. Метод проектов актуален и эффективен, он дает возможность экспериментировать, развивает творческие способности.
Здоровьесберегающие технологии. Целью здоровье сберегающих образовательных технологий, является обеспечение ребенка в условиях комплексной информатизации образования возможностью сохранения здоровья, формирование необходимых компетенций не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, возможность использования полученных знаний в повседневной жизни. Организации здорового образа жизни ребёнка, позволяет активизировать дошкольника, формируя основы личностной культуры. Здоровьесберегающие технологии обеспечиваю накапливание конкретных представлений о предметах, явлениях природы, учу различать предметы и объекты природы, с которыми они взаимодействуют, познаю сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твёрдости, характер поверхности, гуманное отношение к живым существам. В своей педагогической практике здоровьесберегающие технологии применяю двигательных гимнастиках, физминутках, пальчиковых гимнастиках, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, при реализации задач по всем образовательным областям.
Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребенку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовать собственное устремление к совершенствованию здоровья.
Таким образом, применяемые мною технологии у детей накапливают не только значительный объем знаний, но и развивает экологическое представление.
Этапы проведения дидактических игр для экологического развития детей старшего дошкольного возраста.
Обобщающий
Подготовительный этап - цель работы данного этапа заключалась в формировании
экологических представлений. Систематичность я обеспечивала ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, беседы с детьми на различные темы: (знакомство детей с природой родного края в разное время года), «Растения – синоптики», рисунки-загадки «На что похоже облако?» и тд). Систематическое проведение игр мне помогло в решении вопросов в уточнение, расширение имеющихся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, способствуют оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
Исследовательский этап- цель работы: повысить познавательные навыки, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, умение делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности.
Закрепляющий этап- этот этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогали закрепить полученные знания и навыки детей.
В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Во время проведения дидактических игр я одновременно принимала роль воспитателя и являлась участником игры.
Руководство дидактическими играми я осуществляла в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к дидактической игре входил:
• отбор игры в соответствии с поставленной задачей – экологические представления;
• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей старшей возрастной группы;
• определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
• выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, я отводила в групповой комнате или на участке;
• определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
• подготовка необходимого дидактического материала (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
• подготовка к игре самого воспитателя: я изучала и осмысливала весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
• подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включал в себя:
• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который был использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняю знания и представления детей о них);
• объяснение хода и правил игры. При этом обращала внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
• показ игровых действий, в процессе которого учила детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
• определение своей роли в игре, мое участие в качестве играющего, болельщика;
• подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
При подведении итогов я всегда подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры спрашивала у детей, понравилась ли им игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она будет также интересной.
Дидактические игры по экологическому воспитанию у детей старшего возраста я использую в разных видах деятельности:
при чтении художественной литературы; при ознакомлении с окружающим – беседы, наблюдения; при рассматривании сюжетной картины; при чтении (заучивании) стихотворения.
По дидактическому материалу дидактические игры делятся на:
Настольно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Растения», «Подбери листок» и др.).
В этих играх уточняю, систематизирую и классифицирую знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводя с детьми закрепляла знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Живое неживое», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, закрепляла знания; получаемые в ходе игры радость, углублению интереса к природе: такие игры как «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы» и др.
Экспериментальные игры позволяли убедить в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»). В старших группах с успехом использовала соревновательные игры, игры-путешествия.
Структура дидактических игр по экологическому воспитанию определяется принципом совершенствующим, интеллектуальным и волевым, нравственные и эстетические чувства. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывают эмоциональную отзывчивость, формируют умение и желание активно беречь и защищать природу, умение видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:
- Игры- тренинги экологического содержания «На прогулке» на развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения. Игры-тренинги. «Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, феет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие, блаженство). «Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно. «Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча. «Дождик»
- Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.)- отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе, при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе
-Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. («Путешествие по лесной тропе»)
-Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. («Найди тень животного», «Кто на кого похож»)
-Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга, проявляют творчество и фантазию.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.
Таким образом, в процессе работы над проблемой в экологическом воспитании происходит существенный рост в развитии разнообразие средств и методов, осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования. Экологического образования для детей дошкольного возраста формируются в экологические культуры, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. (Приложение № 2)
Структура дидактических игр в экологическом воспитании определяется принципом взаимосвязи различных разделов экологической работы: обогащения и мыслительные способности, связаны с природой, формирования эмоциональной отзывчивости, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы. Именно связь с природой дошкольник становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе.
Таким образом, в процессе работы над проблемой по экологическому воспитанию происходит существенный рост в развитие экологических представлений детей. Дети овладевают экологическими умениями, учатся самостоятельно участвуют в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Усваивали знания о природе, самостоятельно искали ответ, используя для этого умения обследовать предмет или сравнивали его с другим, сопоставляя с условиями, в которых объект живет, и т. д Взаимодействие с семьей (Приложение № 3)
Одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие.
На основе подобранного материала разработала перспективный план с родителями:
(Приложение №4)
Мною, был организован родительский клуб «Знаток природы», который повысил педагогическую культуры родителей; ознакомил родителей со специальными методическими приемами, необходимыми для проведения игр и игровых занятий экологической направленности в домашних условиях; оптимизировал детско-родительских отношений; возрос интерес родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений. (Приложение № 5)
Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного экологического развития ребенка.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по экологическому воспитанию детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, памятки
(Приложение № 6)
О результативности взаимодействия с семьей свидетельствуют:
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах экологического развития детей.
- Овладения практическими средствами и способами развития экологических навыков детей.
- Повышение активности родителей воспитанников в участии в совместных мероприятиях группы и ДОУ.
- Положительная мотивация родителей по формированию экологических навыков детей. Это привело к созданию единого образовательного пространства семьи и детского сада.
На основании собственного опыта использования дидактических игр в процессе экологического развития, хочу сделать вывод о том, что использование дидактических игр создало условия для формирования экологических представлений, включения дошкольников в игровую деятельность и окружающей среды.
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию экологической активности детей. Игра помогла сделать любой учебный материал увлекательным, вызывало у детей глубокое удовлетворение, облегчила процесс усвоения знаний.
Литература
1. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
2. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
3. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика. - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
4. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии / Зебзеева В. А.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 6-22.
5. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
6. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
7. Фабер, А.Э. Мазлиш Свободные родители, свободные дети. - М. : Эксмо, 2012. -
8. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования
9. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. -М: Педагогическое общество России, 1998.
10. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.
11. Слебцова И.Ф., Абрамова Л.В., Цветкова Е.В. Педагогические условия реализации положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2011.
12. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях ФГОС ДО.
Одной из задачей ФГОС ДО является - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и нор...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-801201-1542736573.jpg)
План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-801201-1542736573.jpg)
Отчёт по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»
Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/26/picture-1016341-1519665225.jpg)
Опыт работы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-949727-1511888994.jpg)
План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»
План по самообразованию«Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-949727-1511888994.jpg)
Отчёт по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»
Отчёт по теме самообразованияВоспитателяПереваловой Анастасии Александровны «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/25/picture-892583-1490438920.jpg)
Опыт работы на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия»
АннотацияТема, над которой я работаю- сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия. Выбор темы был для меня закономерен: считаю. что в настоящее время...