«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1»
"Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд..."
В.А.Сухомлинский
Маршрут профессионального и личностного
совершенствования педагога
Мосейчук Анастасия Александровна
Маршрут, по которому Я отправляюсь
«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"
Моя цель: Создать условия для развития экологического воспитания у детей 5-6 лет памяти и воображения через художественную литературу.
Задачи:
- Организация процесса воспитания личной ответственности за состояние экологии.
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по заданной тематике. Изучить методики и технологии в интернет ресурсах.
- Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на экологическое воспитание детей 5-6 лет через дидактические игры.
- Разработать план работы с детьми по использованию экологического воспитания через дидактические игры.
- Подготовить материал по взаимодействию с родителями и воспитателями по экологическому воспитанию.
Анкета №1
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
№ | Вопросы | баллы |
1 | Я стремлюсь изучить себя. | 5 |
2 | Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами. | 5 |
3 | Возникающие препятствия стимулируют мою активность. | 5 |
4 | Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя | 4 |
5 | Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время. | 5 |
6 | Я анализирую свои чувства и опыт. | 5 |
7 | Я много читаю | 4 |
8 | Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. | 4 |
9 | Я верю в свои возможности | 5 |
10 | Я стремлюсь быть более открытым человеком | 5 |
11 | Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди. | 3 |
12 | Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты. | 5 |
13 | Я получаю удовольствие от освоения нового | 5 |
14 | Возрастающая ответственность не пугает меня. | 4 |
15 | Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе | 5 |
Обработка анкеты:
Посчитайте сумму баллов первой анкеты
Если у Вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития
Анкета № 2 - Степень владения навыками самостоятельной работы
№ | Критерии оценки | Самооценка |
1 | Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов. | + |
2 | Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей. | + |
3 | Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти | + |
4 | Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы. | + |
5 | Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов. | + |
6 | Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц | ? |
7 | Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение | + |
8 | Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения | + |
9 | Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий | + |
10 | Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию | + |
Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:
+ - владею свободно,
? - владею посредственно, вызывает затруднение,
! – не владею.
Маршрут по самообразованию
№ | Сроки | Форма работы | Практические выходы (доклады, рефераты, открытые просмотры, выставки работ и др.) |
1 | Сентябрь | Изучение литературы и интернет – ресурсы | - перспективное планирование; - консультации и буклеты для воспитателей; - консультации, буклеты, памятки для родителей; - папки – передвижки; - картотека мнемотаблиц; - картотека видео – мнемотаблиц. |
2 | Октябрь | Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Пополнение ППРС | Диагностика: «Выявление уровня сформированности знаний о мире природы. «Мир во круг нас» Автор: Половинкина Ирина Михайловна. Цель: Выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы. Досуг «Мир во круг нас» Д/и: «Угадай чей след»; Расскажи по плану про домашнее животное; «Для чего нужна вода». Цель: Закреплять знание детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя при этом план - схему; Развивать умение детей показать значения воды в жизни всего живого, закрепить знания о том, как человек использует воду. Рисование с элементами аппликации лепки "Разноцветные деревья" – с помощью листьев, веточек Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования – печатание листьями, учить наносить краску на листья, делать оттиск на листе бумаги. Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры» Цель: Воспитание гуманного отношения к природе; Формирование системы экологических знаний и представлений; Развитие эстетических чувств через дидактические игры. Картотека Карточки - загадки: «Осень» |
3 | Ноябрь | Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Пополнение ППРС | Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй» Цель: Развивать у детей мелкую моторику и произвольное внимание. Чтение художественной литературы Н. Осипов «В воде и у воды» Цель: Познакомить детей с произведениями Н. Осипов «В воде и у воды». Просмотр мультфильма «Осенние забавы». Цель: Закреплять умение детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции. Беседа с детьми с использованием компьютерной презентации на тему «Осенние пора» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Буклеты для родителей «Ребенок и природа» Цель: повысить роль семьи в экологическом воспитании дошкольников. Журнал сюжетных картинок для детей по теме «Осенние изменения»- рисунки детей. |
4 | Декабрь | Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Пополнение ППРС | Беседа с детьми: О поведении человека в лесу. «Я в лесу» Цель: Создать радостное настроение, развивать желание участвовать в совместных мероприятиях. Расширять представления детей о лесе и его обитателях. Продуктивная (рисование): Рисование зимних деревьев. «Зимний лес» - с помощью шишак, веточек, гербария. Цель: Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты). Цель: Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме; правильно называть его цвет; развивать внимание, память, устную речь. Развитие речи: составление описательного рассказа на тему «Комнатные растения» Цель: Обобщить представления комнатных растениях, правила и способы ухода за ними; Учить составлять описательный рассказ по схеме. Развивать мышление, связную речь, память, воображение. Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи» оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал. Цель: Повысить интерес родителей к развитию у детей поисково - познавательной активности. Создание уголка «Юные исследователи» |
5 | Январь | Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Пополнение ППРС | Наблюдения за природой во время прогулки, опыты со снегом и водой «Зимняя пора» Цель: Создать положительный интерес и настрой к прогулке; продолжать учить детей быстро и самостоятельно одеваться; продолжать воспитывать бережное отношение к вещам. Опытно-экспериментальную деятельность «Снег-вода-лед». Цель: Закрепить знания детей о зимних явлениях, о свойствах снега, льда, воды; формировать умение сравнивать объекты и анализировать их свойства; учить делать умозаключения и развивать доказательную речь. Беседы о цветах «Кто живет на подоконнике?» Цель: Формировать и закреплять знания детей о комнатных растениях на примере тех растений, которые находятся в группе. Развлечение «Мир животных» Д/и «Загадки и отгадки», «Чей это след?», «Кому что принадлежит?». Цель: Воспитание гуманного отношения детей к природе; формирование системы экологических знаний и представлений у детей; развитие эстетических чувств детей (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми По формированию экологической культуры. Цель: привлечь родителей к организации воспитательное – образовательной работе с детьми. Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты природы- это так интересно» |
6 | Февраль | Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Пополнение ППРС | Беседа с использованием компьютерной презентации на тему «Экологический мир нашего города» Цель: Закреплять знание детей экологического сознания – понимания необходимости поддерживать чистоту города. Чтение художественной литературы Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей». Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями, Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей». Просмотр мультфильма «Весна». Цель: Расширять представления детей о характерных признаках весны. - Активизировать словарь по теме "Весна"(апрель, капель, почки, весенняя и т. д.)х Дидактические игры «Отгадай по описанию», «Что лишнее». «Времена года», «Что на что похоже». Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать представление о том, где они растут. Научить различать их. Закрепить названия овощей и фруктов. Консультация для родителей «Как себя вести в близи водоемов весной». Цель: Привлечь родителей к беседам с детьми про технику безопасности. Создание макета «На лугу». |
Март | Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Пополнение ППРС | Подвижная игра «Сокол и лиса» Цель: Развивать умение у детей выполнять различные подражательные движения, тренировать навыки бега, развивать умение действовать по сигналу. Знакомить детей с особенностями подвижных игр разных народов. Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке По изучению свойств ветра, Ведение календаря наблюдения за природой и погодой. наблюдение за облаками. «Весенняя погода» Цель: Расширять и закреплять знания детей о неживой природе; продолжать знакомить со свойствами воздуха и природном явлением ветер. Беседа на тему «Экологический мир нашего города» Цель: Закреплять знание у детей экологического сознания – понимания необходимости поддерживать чистоту города. Рассматривание картинок цветущих деревьев «Наш мир прекрасен» Цель: Развивать у детей знание о цветущих деревьев. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться о содержании сюжета. Папка-передвижка «Роль семьи в развитии экологического Цель: Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей, познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы. Журнал сюжетных картинок для детей по теме «Весенние изменения» | |
7 | Апрель | Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Пополнение ППРС | Беседа с использованием компьютерной презентации на тему «Правила поведения в лесу» Цель: Продолжать формировать у детей обобщённое представление о лесе, как доме растений и животных, которые находятся в тесных связях между собой. Продуктивная (рисование) «Цветущая ветка»- с помощью ватных палочек, камушек, семечек. Цель: Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. Учить создавать образ цветущей ветви яблони нетрадиционным способом. Развивать наблюдательность, самостоятельность, творческий подход Рассматривание картинок цветущих деревьев «Веточка» Цель: Средствами изобразительного искусства и музыки создавать образ цветущей ветки дерева (вишневого, миндального, сливового, сакуры) . Наблюдение за весенними явлениями Изменениями цвета снега, таяние снега, капели. Цель: формировать представление о апрели как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе. Предложить родителям поиграть с детьми в дидактические игры «Узнай растение», «Пищевые цепочки», «Ботаническое лото». Цель: Привлечь родителей больше играть с детьми. Консультация для родителей «Экспериментирование с ветром». Цель: Привлечь родителей чтобы больше проводили время с детьми. |
- с8 | Май | Диагностика Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Итоговый мониторинг Отчет о проделанной работе | Повторная диагностика: «Выявление уровня сформированности знаний о мире природы. «Мир во круг нас» Автор: Половинкина Ирина Михайловна. Цель: Выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы. «Прогулка по играм, которые прошли» Цель: Создать условия для того чтобы вспомнить с детьми о чем мы читали? что узнали? Беседа с родителями на летний период: «Беседа с родителями о пройденной работе по самообразованию» Цель: Заинтересовать родителей в том что у нас прошло за пройденный год. Повторная диагностика: «Выявление уровня сформированности знаний о мире природы. «Мир во круг нас» Автор: Половинкина Ирина Михайловна. Цель: Закрепить детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы. Показ сценки: Для педагогов на итоговом педагогическом совете «Развитие экологического воспитания детей 5-6 лет через дидактические игры" Подборка Экологические журналы совместно с детьми |
Индивидуальная карта профессионального и личностного развития педагога
Вид ресурса | Наименование мероприятия, дата посещения | Полезная информация | У меня возникли вопросы |
Отчет о проделанной работе:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перспективный план самообразования педагога
Учебный год | Содержание обучения, тема самообразования | Форма представления результата |
2018-2019 | ||
2019-2020 | ||
2020-2021 |
Анкета по изучению запросов педагогов
№ | Вопрос | Да | нет | Частично |
1 | Удовлетворены ли Вы помощью педагогов, принявших участие в Вашем сопровождении? | |||
2 | Ощущаете ли определенные точки роста в своей профессиональной деятельности? | |||
3 | Удалось ли Вам реализовать свою Программу? | |||
4 | Какие годовые задачи Вы бы хотели решить в следующем учебном году: |
В каких мероприятиях Вы сами готовы выступать с представлением и обобщением опыта
Наименование форма работы | Тема | Да | Нет |
Семинары -практикумы | |||
Открытые занятия | |||
Мастер-классы | |||
Гостевые обмены | |||
Профессиональные конкурсы | |||
Научно-практические конференции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру"
Данная презентация создана в рамках проекта "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру". Презентация кратко отражает цель проекта, задачи, средства реализац...
Родительское собрание в форме игротеки «Путешествие в страну сенсорику и в мир экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Форма проведения: игровой практикум.Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном, экологическом развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить родите...
Система работы по теме: «Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»
Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Мир природы у...
«Развитие экологического воспитания детей 4-5 лет через дидактические игры"
laquo;Развитие экологического воспитания детей 4-5 лет через дидактические игры"...
«Развитие экологического воспитания детей 4-5 лет через дидактические игры»
Отчет о проделанной работе: по теме «Развитие экологического воспитания детей 4-5 лет через дидактические игры»...
Презентация " Развитие сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"
Презентация по сенсорике...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте сейчас уделяется большое внимание. Ценностное отношение к природе и формирование основы нравственно-экологической позиции наиболее эффекти...