Конспект занятия в логопедической подготовительной к школе группе виртуальной экскурсии «По местам Бородинского сражения»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Николаенкова Татьяна Викторовна

Цель: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с достопримечательностями родного края.

Задачи: Образовательные: Способствовать обогащению познавательной и эмоциональной сферы детей. Расширять знания детей о памятниках историческим событиям родной земли. Формировать умение понимать идею скульптурной композиции памятника. Обогащать словарный запас детей. Развивающие: Развивать интерес к истории родного края. Развивать познавательно-речевые способности и умение отвечать и задавать вопросы. Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей малой Родине. Воспитывать уважение к защитникам родной земли, к памяти павших бойцов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка — детский сад №16 

г. Можайска, Московской области

Конспект занятия в логопедической подготовительной к школе группе  виртуальной экскурсии

«По местам Бородинского сражения»

Подготовила: Николаенкова Т.В.

г. Можайск

2022г.

Цель: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с достопримечательностями родного края.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать обогащению познавательной и эмоциональной сферы детей.
Расширять знания детей о памятниках историческим событиям родной земли.

Формировать умение понимать идею скульптурной композиции памятника.
Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
Развивать интерес к истории родного края.
Развивать познавательно-речевые способности и умение отвечать и задавать вопросы.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей малой Родине.
Воспитывать уважение к защитникам родной земли, к памяти павших бойцов.

Словарь: река Колочь, ручей Стонец, ручей Огник, сторожка, флеши.

Оборудование: экран, проектор

Материал: накидка на стул в виде автобуса, готовые листы формата А4 с фоном, баночки с водой, акварель, салфетки, кисти; презентация к занятию.

Предварительная работа: Знакомство с историей Бородинского сражения. Беседы о памятниках  Бородинского поля. Рассматривание иллюстраций, фото, видеоматериалов. Рисование «Бородинское поле»

Ход экскурсии:

Воспитатель: 

-Ребята, к нам в сад по электронной почте пришло видеописьмо. Давайте его посмотрим!

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алеся, мне 9 лет. Я живу в Белоруссии, в городе Минске, это главный город Белоруссии. Он очень красивый, в нем много достопримечательностей. Ребята, я и моя семья любим, путешествовать, и мы хотели бы приехать к вам в  город, но не именно в Можайск, а туда, где 210 лет назад состоялось великое сражение. Что бы ближе увидеть это легендарное поле, поле битвы за свободу. Поэтому у меня к вам просьба, расскажите о Бородино. Какие достопримечательности есть там?

До встречи!»

-Ребята, кто бывал в других городах, странах? (ответы детей)

- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

- А кто вам рассказывал о достопримечательностях? (ответы детей)

-Ребята, а как называется человек, который рассказывает о достопримечательностях? (ответы детей)

-Давайте отправимся на экскурсию по нашему легендарному Бородинскому полю, полю, которое пережило две грандиозные войны.

- А как вы думаете, на чём мы должны доехать до Бородинского поля, чтоб посетить достопримечательности? (ответы детей)

- Я думаю, что всё-таки нам придётся таким количеством человек поехать на автобусе.

- Итак, проходим в автобус, аккуратнее, не толкаемся, присаживаемся, пристёгиваемся! Напоминаю вам, что в транспорте необходимо соблюдать правила поведения. Какие правила? (ответы детей).

-Ребята, пока мы едем, ответьте мне на вопрос, а почему Бородинское поле так называется? ( Потому что поле находится на территории сельского поселения Бородинское Можайского района Московской области, близ деревни Бородино).

 -Также, ребята, Бородинское поле, на котором произошло крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала М. И. Кутузова и французской армией Наполеона Бонапарта, его называют ещё «полем русской славы». Оно лежит как раз на пути к Москве на Смоленской дороге, по которой с давних времен на Москву шли армии завоевателей. Поэтому здесь не раз гремели жестокие бои. Память о них осталась и в названиях. Течет неподалеку река Война, русские воины встречали на этом поле неприятеля штыками, кололи их копьями – и другую реку назвали Колочь, а ручей под названием Огник – это уже от тех времен, когда появилось огнестрельное оружие, да и название ручья Стонец говорит само за себя: столько криков и стонов слышало это поле за многие века.

-Ну что ж мы с вами подъезжаем к деревне Горки, посмотрите, справа, что мы видим?(Памятник) Можем здесь остановиться, немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Путешествуем друзья,

Дружно, вместе ты и я.

Нужно мышцы разминать,

Энергично пробежать,

Медленно присесть и встать

И друг друга поддержать.

Воздуха дружней вдохнём

И экскурсию начнём!

Экскурсоводом в этом месте будет Максим К.

- В центре деревни, на холме, возвышается обелиск красного гранита, увенчанный бронзовым орлом с распростертыми крыльями. Это памятник Михаилу Кутузову, главнокомандующему объединенной российской армией. На тыльной грани памятника установлена мемориальная доска, текст которой утверждает, что с этого места Михаил Кутузов руководил войсками в день генерального сражения. Здесь он осматривал позицию русской армии и наблюдал за ходом сражения. Командный же пункт полководца, как и его главный полевой штаб, находился южнее, за ручьем Стонец.

- Ну что ж, хороший рассказ, спасибо большое, Максим, но нам нужно ехать дальше. Проходим в автобус, занимаем свои места.

- Пока мы едем дальше, хочу дополнить Максима. Почти рядом с памятником М.И.Кутузову, чуть ниже находится братская могила красноармейцев, воинов 32-й стрелковой дивизии, погибших в ходе октябрьских боев 1941 года с немецко-фашистскими захватчиками. Это одна из семи братских могил красноармейцев, находящихся на экскурсионном маршруте. На них – одинаковые надгробные памятники из красного гранита, воздвигнутые в 1958 году по проекту архитектора Исидора Ароновича Француза.

-Мы подъезжаем к селу Бородино, аккуратно выходим из транспорта. Что же перед нами, здание Бородинского музея и батарея Раевского на Курганной высоте.

- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, только ли на автобусе от города Можайска можно добраться до Бородино (Очень удобно добираться электричкой с Белорусского вокзала. Время в пути около 2-х часов. От станции Бородино можно до всех основных достопримечательностей дойти пешком. На собственном автомобиле можно добраться по указателям.)

-Варвара нам расскажет о музее и главном памятнике музея – заповедника.

- Музей-заповедник на Бородинском поле можно назвать старейшим музеем в мире, который был основан когда-либо на поле битвы. Мысль о сохранении укреплений, построенных русскими войсками, возникла сразу в 1812 году у Кутузова. Уже в 1839 году император выкупил у местных помещиков землю центральной части поля и издал указ, о приеме гостей около монумента-часовни – для этого рядом была выстроена сторожка, где жили воины-ветераны, они же вели запись посетителей, рассказывали о сражении и проводили что-то  вроде экскурсий. Сегодня вершина Курганной высоты - центральная точка Бородинского поля. Здесь установлен главный монумент русским воинам и находится могила Петра Ивановича Багратиона. Отсюда открывается прекрасный вид. Батарея Раевского - ключевая точка Бородинского сражения. Артиллеристы пехотного корпуса генерала-лейтенанта Раевского проявили здесь чудеса храбрости, мужества и воинского искусства. Укрепления на Курганной высоте, где была расположена батарея, были названы французами «могилой французской кавалерии». Батарея Раевского была установлена на Курганной высоте в ночь перед Бородинским сражением. Батарея предназначалась для обороны центра боевого порядка русской армии.

- Большинство памятников Бородинского поля были установлены в 1912 году, к 100-летию битвы. Тогда же сторожка (небольшой домик, помещение для сторожа), где жили инвалиды-смотрители, была перестроена и превратилась в просторный музей.

- И ещё одним из главных памятников Бородинского поля является Спасо-Бородинский женский  монастырь, который  поставлен на Багратионовых флешах (долговременные укрепления) – месте вероятной гибели генерала Тучкова IV. Монастырь основала его вдова, Маргарита Тучкова, при нем остались многие вдовы и сироты погибших здесь солдат и офицеров. На поле и в его окрестностях сохранилось два монастыря и два храма. Все они имеют непосредственное отношение к событиям 1812 года. Это Владимирский собор Спасо-Бородинский женский монастырь, Церковь Смоленской иконы Божией Матери в селе Бородино, Церковь Одигитрии в Старом селе, Успенский Колоцкий монастырь.

- Вот и подошла наша экскурсия к завершению. И я предлагаю вам нарисовать главный памятник - монумент на батарее Раевского. А рисунки мы сфотографируем и отправим Алесе в подарок. Ну, а сначала давайте сделаем гимнастику для пальчиков:

«Пальчики»

Раз-два-три-четыре-пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять-

Начинаем рисовать.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца)

Рефлексия.

- Ребята, а скажите, пожалуйста, что было на нашем занятии? Какие памятники на Бородинским поле мы посетили?

- Всем спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия – экспериментирования в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Круговорот воды в природе»

Конспект занятия – экспериментирования в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Круговорот воды в природе» Проводила: Воспитатель группы Кузнецова Валентина Николаевна...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ « Экскурсия в библиотеку».

Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе «Мой край родной. Заповедные места Талдомского района»

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Мой край родной. Заповедные места Талдомского района"....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Сегодня мы поговорим о Воде. Вы будете отвечать на вопросы о воде, играть в воде и преодолевать различные препятствия...

Конспект занятия в логопедической, подготовительной к школе группе. «Все профессии важны»

Конспект занятия в логопедической, подготовительной к школе группе. «Все профессии важны»...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с ТНР подготовительной к школе группы Экскурсия по местам памяти города Тюмени «Дороги памяти»

Интегрированная образовательная деятельность направленна на формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с достопримечательностями памятных мест и трудово...

Конспект занятия в логопедической подготовительной к школе группе

Кострова Валентина ЯковлевнаВоспитатель МБДОУ «Детский сад №80» комбинированного вида, г. Дзержинск, Нижегородской области Конспект занятия в логопедической подготовительной к школе г...