Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с ТНР подготовительной к школе группы Экскурсия по местам памяти города Тюмени «Дороги памяти»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Интегрированная образовательная деятельность направленна на формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с достопримечательностями памятных мест и трудового подвига тружеников тыла города Тюмени. Данное мероприятие строится с учетом особенностей возраста детей, уникальностью и мобильностью предметно – развивающей среды, насыщенной дидактическим материалом. В мероприятии предусмотрены разнообразные виды совместной деятельности с детьми и сотрудничество с родителями: сбор и изучение материалов об исторических местах города Тюмени в годы войны и в современное время, представление детско-родительских докладов для сверстников.
Интегрированная образовательная деятельность проводится в форме экскурсии с детьми, что позволит придать социальную значимость понятиям: труженик тыла, историческая память, любовь к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 36.67 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
интегрированной образовательной деятельности для детей с ТНР подготовительной
к школе группы
Экскурсия по местам памяти г. Тюмени
«Дороги памяти»
Воспитатель:
Григорьева Г.А.
Тюмень, 2021
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с ТНР подготовительной к школе группы
Экскурсия по местам памяти «Дороги памяти»
Методическое обоснование темы:
Интегрированная образовательная деятельность направленна на формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с достопримечательностями памятных мест и трудового подвига тружеников тыла города Тюмени. Данное мероприятие строится с учетом особенностей возраста детей, уникальностью и мобильностью предметно – развивающей среды, насыщенной дидактическим материалом. В мероприятии предусмотрены разнообразные виды совместной деятельности с детьми и сотрудничество с родителями: сбор и изучение материалов об исторических местах города Тюмени в годы войны и в современное время, представление детско-родительских докладов для сверстников.
Интегрированная образовательная деятельность проводится в форме экскурсии с детьми, что позволит придать социальную значимость понятиям: труженик тыла, историческая память, любовь к Родине.
Цель: Расширение представлений детей о достопримечательностях города и жизни тюменских тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.
Программные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Продолжать формировать представления детей об истории родного города в годы Великой Отечественной войны, о героическом труде тюменцев;
- Знакомить с памятными местами города Тюмени;
- Учить детей представлять собственные проекты – доклады;
- Закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Тюмени;
- Совершенствовать умение составлять целое из частей;
- Развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление;
- Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за ее достижения.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Совершенствовать умение составлять рассказы о жизни и труде людей в годы войны;
- Обучать умению отвечать на вопрос логично, последовательно пересказывать короткий текст;
- Закреплять опыт публичных выступлений;
- Закрепить согласование существительных с прилагательными;
- Совершенствовать грамматический строй речи и навык звукового анализа и синтеза слова;
- Развивать мелкую моторику детей, артикуляционную моторику, слуховое восприятие и внимание;
- Воспитывать культуру речевого общения;
- Обогащать словарный запас детей по теме: Великая Отечественная война, фронт, тыл, труженик, подвиг, добровольцы, монумент, продовольствие, продукция, снаряды, мины, маршрут, героический, эвакуированный, сквер, площадь, объявление.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Совершенствовать навыки игрового взаимодействия в совместных дидактических играх, планировать и обсуждать действия всех играющих;
- Повышать самооценку ребенка, уверенно держаться перед аудиторией сверстников;
- Воспитывать сочувствие, сопереживание, умение детей слушать и слышать друг друга.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: - Обогащать духовный мир детей через обращение к песням военного времени;
- Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы;
- Закрепить способ рисования с помощью штампа;
- Развивать пространственные представления, творческое воображение;
- Воспитывать любовь к своей Родине и родному городу.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Развивать двигательные способности, формировать координированные движения пальцев рук.
- Развивать общую моторику, усидчивость.
Материалы и оборудование:
Оформление: автобус «Автобус Победы», объявление, карта памятных мест города Тюмени, распределение по групповому помещению остановок.
Музыкальное оформление:слова М.Исаковского, музыка М. Блантера песня «Катюша», минус Валерий Малышев «Последний бой»,«Славный День победы», минус группа «Папины дети», «Родина моя, Россия», аудиозапись «Звук автобуса в движении».
Демонстрационный материал:
Карта памятных мест города Тюмени;
Слайды: «Станкостроительный завод Механик», «Памятник Труженикам тыла», «Салют Победы»;
Иллюстрации, фотографии: «Остановки Памяти», «Сквер сибирских кошек», «Площадь памяти», карта Тюмени.
Раздаточный материал: разрезные картинки «Сквер сибирских кошек», карточки для звуко - буквенного анализа слова «Победа», массажный шарик Су – джок, пластиковые вилки, тарелочки с гуашью, игрушка – гудок.
Предварительная работа:
Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, рассматривание иллюстраций, цикл бесед о Родине, прослушивание песен военных лет.
Беседы: «Великая отечественная война», «Они сражались за родину», «День Победы», «Мой прадед - герой», «Тюмень в годы войны».
Рассматривание карт военных действий.
Рассматривание иллюстраций и картин о Вов, о сражениях на фронте и жизни людей в тылу: А.С.Михайлов «Горький хлеб», П.Широков «За Родину!», А.Локтионов «Письмо с фронта», М.И.Самсонов «Сестрица», П.А.Кривоногов «Победа», К.Антонов «Победители».
Слушание музыкальных произведений о войне: Д. Тухманов«День Победы», слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова«Священная война», М. Блантер«Катюша», В. Алкин «Прощание славянки».
Чтение художественной литературы: Т.А.Шорыгина «Детям о великой победе», А.В.Митяев «Мешок овсянки» (диафильм), Л.Касиль «Памятник советскому солдату», А.Гайдар «Война и дети», В. Н. Семенцова «Лист фикуса», Детская энциклопедия «Военная техника», В.Н. Ансюта, А.Н. Свинкина «Свидетели войны», Алексеев «Выходное платье», В.Осеева «Андрейка».
Просмотр презентации: «Памятники воинской славы», «О героях Советского Союза говорят улицы Тюмени», «Тюменское производство в годы ВОв», «Четвероногие бойцы».
Виртуальная экскурсия к памятникам Тюмени «Помните нас».
Подготовка индивидуальных сообщений «Сквер Сибирских кошек», «Памятник Прощание», «Остановки Памяти города Тюмени» (совместно с родителями).
Выставка фотографий «Тюменские герои в нашей семье» (совместно с родителями).
Ход:
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад и увидела небольшие изменения у нас в приемной, оглядитесь, что вы заметили?
Дети: замечают объявление на двери
Воспитатель: Может кто-то из вас, ребята, может прочесть объявление? (дети вместе с воспитателем рассматривают объявление, изображенную на нем иллюстрацию праздника Дня Победы, высказывают предположения о том, что это за объявление и кто его написал)
Воспитатель: (если нет детей, которые могут прочитать, воспитатель читает сам):
«Объявление!
Дорогие ребята! Поздравляем вас с наступающим праздником – Днем Великой Победы! В память об этом событии мы отправили по всем городам нашей большой Родины «Автобус Победы». Сегодня автобус будет в вашем городе Тюмень. Встречайте автобус «Дороги Победы»
Воспитатель: Объявление для нас появилось неожиданно, т.к. вся страна в этом году отмечает праздник 75-летие со Дня Победы.
Дети проходят в автобус
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, куда мы отправимся на таком автобусе?
Дети: рассуждения детей
(Раздается автобусный гудок, и водитель отдает карту Тюмени)
Водитель (ребенок): У меня есть обрывок карты Тюмени. На ней указан наш маршрут с остановками. На карте видно, что первая остановка называется «Остановка – Станкостроительный завод». Пристегните ремни!
Воспитатель: Спасибо большое! К сожалению, эта историческая карта представлена не полностью, а лишь ее обрывок, чтобы узнать остальные остановки и найти обрывки карты, нам нужно отправиться на автобусе на первый пункт остановки.
(дети садятся в автобус и едут под аудиозапись «Звук автобуса в движении»)
Воспитатель: Наш город Тюмень внес свою помощь в победу и сегодня, на автобусе мы побываем на экскурсии и посетим памятные места города Тюмени, которые связаны с Великой Отечественной войной. Помогут нам в этом наш водитель автобуса и наши экскурсоводы.
Водитель (ребенок): Внимание! Остановка «Станкостроительный завод»
(дети выходят, подходят к картинкам с остановками.)
Мы оказались на остановке. В нашем городе есть много остановочных комплексов, на которых написана информация. Вы обращали внимания на такие автобусные остановки? Как вы думаете что написано, что за информация на таких остановках?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ребята, я знаю, что Никиту заинтересовал этот интересный факт в нашем городе, и он может нам рассказать об остановках Памяти.
Экскурсовод № 1:(доклад ребенка «Остановки Памяти»)
Воспитатель: Никита очень интересно рассказал об остановках, отличный доклад! Мы оказались с вами в сквере. Посмотрите вокруг, сейчас здесь можно присесть на скамейку и спокойно отдохнуть. Давайте и мы с вами присядем на скамейки в сквере. (Дети рассаживаются, воспитатель включает мультимедийную презентацию: слайд 1)
В годы войны здесь работал Станкостроительный завод «Механик». Он был секретным. Большинство мужчин ушло в Красную Армию. На рабочих местах их заменили женщины и подростки. (Слайд 2)
Работники завода стали выпускать военную продукцию - минометы, мины, снаряды (слайд 3)
К станкам встали женщины, подростки, дети. Рабочий день длился по 12-18 часов. Подростки в 15-16 лет становились профессиональными слесарями, токарями, сборщиками. Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах (слайд 4)
На заводе работало много школьников мальчиков и девочек. Вот что вспоминала одна девочка: «Я делала резцы для токарных станков, работать было очень тяжело. Мы успевали и работать и хорошо учиться в школе» Нам давали дополнительные молоко и хлеб ( наливали молока в бутылки и выдавали добавочные сто граммов хлеба). Картошку сажали сами на небольшом кусочке земли, вскопать которую нужно было самостоятельно.(слайд5,6 )
Посмотрите, внимательно, где то должен быть обрывок карты
(после дети находят обрывок карты, педагог соединяет с 1 обрывком карты на доске)
Воспитатель: Отлично, теперь мы знаем, куда нам двигаться дальше!
Водитель (раздается сигнал автобуса) Продолжим нашу экскурсию?
(Ребята проходят в автобус, выполняя физминутку)
Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой -раз , правой -раз ,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей.
Застучали наши ножки - Громче и быстрей!
Влево, вправо наклонись.
На носочках потянись.
Раз – рывок (прыжок),
Два – рывок,
Отдохнул ли ты дружок?
Помаши кистями дружно
Нам ехать на автобусе сейчас нужно!
(Дети садятся в автобус и едут под музыку -минус «Родина моя, Россия!»)
Водитель: Внимание! Остановка «Сквер сибирских кошек». (Дети подходят к остановке, рассматривают фотографии)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему этот сквер носит такое название?
Чем прославились кошки, что им установили памятники и возвели сквер?
Дети: ответы детей
Посмотрите, на столах разрезные картинки, если мы их соберем, то сможем узнать о сквере намного больше. (Дети самостоятельно делятся на2 команды, собирают разрезные картинки)
Люба знает историю этого сквера и сможет нам рассказать.
Экскурсовод № 2:(детский доклад «История возникновения Сквера Сибирских кошек»)
«Во время войны город Ленинград находился в блокаде (он со всех сторон был окружен фашистами). В городе исчезли все кошки, и расплодилось много крыс. В Ленинграде есть очень большой музей «Эрмитаж» с историческими картинами и другими бесценными вещами. Крысы стали портить сокровища музея»
Воспитатель: Что делать? Как можно было спасти город и музей?
Дети: рассуждения детей
Экскурсовод № 2: И вот блокада была снята, фашисты ушли из города. А жители города Ленинград стали набирать кошек и котов из Сибири для защиты бесценных хранилищ музея.
Жители нашего города сами приносили своих любимцев на сборный пункт.
Первым принесли черно–белого кота Амура, которого хозяйка лично сдала с пожеланием внести свой вклад. Так сибирские кошки спасли город от грызунов.
Воспитатель: Люба, спасибо за замечательную историю, умница!
Даже четвероногие животные помогали в годы войны. Именно поэтому, в сквере сибирских кошек установлены скульптуры кошек, покрытых золотой краской, для того чтобы мы помнили об этом подвиге.
(дети находят 3 обрывок карты, за одной из картинок, соединяют обрывки карты, высказывают предположения дальнейшего маршрута)
Водитель: (раздается сигнал автобуса) : Мы слышим сигнал автобуса «Победы», что это значит?
Дети: ответы детей
(ребята садятся в автобус, едут, повторяя за воспитателем)
Воспитатель: Пока мы едем до следующей остановки, немного поиграем.
Артикуляционная гимнастика.
Я вижу, что вы сильные как наши солдаты, а ваш язычок такой же сильный? Давайте сделаем упражнение для язычка.
«Силачи».
«Пулемет».
Повторение чистоговорки:
Каждому солдату необходимо четко сдавать рапорт, или отдавать команды. А мы с вами сможем?
Умелый боец - везде молодец.
Водитель: Внимание! Остановка сквер «Памятник Прощание»
(дети выходят из автобуса, подходят к остановке Памятник Прощание)
Георгий с мамой ни раз бывали около памятника Прощания, именно поэтому, Гоша нам расскажет об этом памятном месте
Экскурсовод № 3: После выпускного вечера 1941 года все выпускники тюменских школ ушли на фронт, и среди них 15 девушек. Из ушедших тогда вернулись только девять человек. После войны одноклассники этих выпускников начали хлопотать об установке памятника погибшим на войне юношам и девушкам. Каждый год выпускники учебных заведений приходят к памятнику, чтобы почтить память погибших. (Рассматривание фотографий памятника)
Воспитатель: Спасибо за отличный рассказ! Как можно почтить память погибших?
Дети: рассуждения детей
Воспитатель: У людей есть традиция – чтить память героев минутой молчания и возложить цветы. (Минута молчания)
(Ребята замечают обрывок карты, прикрепляют его к карте)
Водитель: (раздается сигнал автобуса): Пора двигаться дальше!
(дети едут в автобусе, напевая отрывок песни «Последний бой»)
Водитель: Внимание! Остановка сквер «Труженикам тыла!»
Воспитатель: Мы с вами уже много знаем о героизме наших солдат.
Они сражались на боевых рубежах. А чем занимались люди, которые остались в тылу, далеко от линии фронта?
Дети: Они работали, растили детей, ухаживали за стариками, лечили раненых солдат.
Воспитатель: А какими качествами обладал и каким был каждый труженик, мы узнаем, если поиграем в словесную игру, но сначала
отдохнем и сделаем самомассаж шариком Су-джок.
Волшебный шарик
Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой, - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладони согревать.
Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)
И ладони согреваем.
Катаем, катаем, катаем - (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем,
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
Мы посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Мы немного отдохнём,
Быстро отвечать начнем.
Словесная игра: «Новое слово»
Сила – сильный
Храбрость – храбрый
Смелость – смелый
Трудолюбие - трудолюбивый
Быстрота – быстрый
Ловкость – ловкий
Верность – верный
Честность – честный
Находчивость – находчивый
Ум – умный
Гордость – гордый
Терпение- терпеливый
Воспитатель: (воспитатель демонстрирует слайд 7).
Людям, которые помогали одержать победу в тылу, в нашем родном городе установили памятник «Труженикам тыла»
Давайте рассмотрим памятник внимательно. Композиция памятника составлена из нескольких бронзовых фигур — воина-инвалида войны, работницы завода, инженера и мальчика, которые держат блок с надписью: «Всё для победы!»(слайд 8)
Обратите внимание на карту, она уже почти собрана, не хватает одного кусочка карты. (Дети находят последний обрывок карты, присоединяют его к остальным)
Водитель: Ребята, мы собрали все обрывки карты, будем следовать по маршруту карты и отправимся дальше. Занимайте места в автобусе.(Раздается гудок автобуса, дети садятся в автобус и едут под песню «Катюша»)
Водитель: Внимание! Остановка «Площадь Памяти»
Воспитатель: Мы с вами остановились на Площади Памяти.
Ребята, как вы думаете, о каком историческом событии в жизни нашей страны рассказывает нам это памятное место?
Дети: рассуждения детей.
В годы войны в Тюмени действовал госпиталь. Не все солдаты выживали после тяжелых ранений , прошло много лет и тюменцы, приняли решение, установить общий памятник братской могиле умерших от ран в госпиталях Тюмени.
Сейчас памятник изображает фигуру скорбящей матери и молодого сына воина, они оба склонили головы и отдают дань уважения воинам.(демонстрация картинки с изображением монумента). Около этой скульптуры горит вечный огонь. Такой огонь горит в каждом городе, в каждом селе в честь тех, кто погиб, защищая Родину. Вечный огонь – это знак вечной памяти о погибших (картинка вечного огня)
На мраморных плитах, на каждом из которых написаны имена и фамилии тюменцев, сложивших головы в сражениях за Родину. (картина плит) Посмотрите внимательно, что ещё можно увидеть, проходя по площади?
Дети: Свечку
Воспитатель: Эта свечка называется Стела. Стела в виде свечи, которая символизирует скорбь по погибшим в Великую Отечественную войну. Наверху колонны - стеклянный кристалл. В темноте стела превращается в гигантскую свечу, хорошо видимую даже издалека (картина стелы свеча)
Совсем недалеко от вечного огня на площади Памяти выставлена военная техника, какую военную технику вы здесь увидели?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: на выставке стоят пушка, боевая машина пехоты, гаубица, танк. В годы войны наши деды и прадеды воевали против фашистской Германии на такой военной технике.(картинки военной техники)
Водитель:(Раздается гудок, дети садятся в автобус)
Воспитатель: Мы с вами, ребята собрали целую карту с памятными местами нашего любимого города в военное время.
Пришло время автобусу «Победы» продолжить свой путь. Мы сейчас выйдем на остановке «Детский сад «Три богатыря» и передадим нашу карту ребятам в другую группу. Благодаря этой карте ребята посетят эти исторические места. Ребята, скажите, легко ли было нашим солдатам одержать победу над врагом без поддержки тыла?
Дети: рассуждения детей
Воспитатель: Не смотря на все ужасы войны, дети всегда играли. Предлагаю вам поиграть в игру «Секретное донесение»
Вам нужно поделиться на две команды. Одной команде расшифровать слово по заданной схеме, а второй команде, наоборот, зашифровать слово ПОБЕДА
(на 2х столах задания, дети самостоятельно делятся на подгруппы и расшифровывают слово ПОБЕДА – звуковой анализ и синтез слова)
Какой праздник к нам приближается?
Верно, 9 мая «День Победы» – самый торжественный, грустный и радостный праздник для нашего народа, он посвящен Великой Победе над фашизмом.
Как сейчас люди отмечают День Победы?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Предлагаю нарисовать общий яркий Салют Победы. Салют – это огненная добрая память о наших солдатах. (Коллективное нетрадиционное рисование салюта гуашью с помощью вилок, звучит песня «Славный День Победы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированно-образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе по лексической теме: «Моя республика. Мой город»
Образовательная область – познавательное развитие.Программное содержание:1. Активизировать словарь по теме «Наш город».2. Формировать умение согласовывать прилагате...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группе «Подарок любимому городу Саранску."
Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы....
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательская деятельности в подготовительной к школе группе. Тема «Путешествие в город Здоровья».
Уточнять и расширять представления детей о том, что здоровье одна из главных ценностей жизни, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в город Электроприборов»
НОД с использованием программы mimio. Цель: Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.Программное содержание:Обобщить знания...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Острогожск - старинный православный город".
История старинного православного города для детей....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ладога-Дорога жизни!» в подготовительной к школе группе с использованием технологии исследовательской деятельности
Тема: «Ладога - Дорога жизни!»Цель: знакомство детей с Дорогой жизни, воспитание патриотизма и любви к истории родного городаЗадачи:• Познавательное развитие: обобщить ...
План-конспект подгрупповой образовательной деятельности для детей с ОВЗ (подготовительная к школе группа). Тема «Фрукты-овощи» (закрепление)
План-конспект занятия для детей с ОВЗ в подготовительной группе...