Русская народная песня
статья

Китаева Олеся Анатольевна

Значение русской народной песни в эстетическом и патриотическом воспитании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Русская песня 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная песня, как средство патриотического воспитания в детском саду.

Консультация для родителей

Музыка, которая сопровождает нас всю жизнь, является неотъемлемой частью такого явления нашего существования, как праздник. Праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Для детей и дошкольников праздник – тот допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, отдохнуть от одинаковости будних дней. Праздник – душа народа. И он нужен детям, как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения. Праздник хранит историю Времени и Народа.

Великая русская культура, классическая литература и музыка вырастили, воспитали и продолжают растить и воспитывать творцов национальной культуры каждого из народов России. При рассмотрении патриотического воспитания следует исходить из того, что не только каждый народ имеет свою уникальную, неповторимую культуру, но и каждый регион, область, деревня, город имеет свои особенности и свою историческую культуру, тесно связанную с традициями и обычаями данной местности.

Возросший интерес к народному искусству – не случайное явление. Из истории мы знаем, что в некоторые эпохи в народе особенно усиливается любовь ко всему родному, к Родине, своей культуре, искусству. Так было в период Отечественной войны 1812года. Во время Великой Отечественной войны против фашистских захватчиков в каждом из нас усилилась любовь к своей Родине, возросло чувство национальной гордости. Одной из форм проявления этих патриотических чувств является повышение интереса к свое национальной культуре, в частности к народной песни. «Подобно тому как мать начинает любить своего ребенка глубже, когда ему грозит несчастье, так и мы выражаем свою любовь к Родине сильнее, взволнованнее тогда, когда ей угрожает опасность», - сказал в тяжелые годы войны советский композитор Ю.Шапорин.

Взгляд на народное творчество как на средство патриотического воспитания возник в начале 18 столетия.

Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства.  С трудом можно представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые обретает ребенок, чтобы ориентироваться в мире – жить в нем. Взрослые помогают детям. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и составляют своего рода систему. В них столько же рациональности, такта, сколько и стремления удовлетворить рано возникающую потребность ребенка в художественном слове. Бытовое искусство, фольклор опекает ребенка с рождения, сопровождает в детстве, отрочестве вплоть до перехода в юность.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию. Уже со второй младшей группы детям начинают рассказывать о родном крае – малой родине. В средней группе тематика расширяется, и дошкольникам дают доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Детям рассказывают о Российской армии, о войнах, которые охраняют нашу Родину. В старшей группе расширяют представления детей о родной стране, государственных праздниках; формируют представление о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна. В подготовительной к школе группе закрепляют знания детей о флаге, гербе и гимне; представления о Москве – столице нашего государства России; воспитывают уважительное отношение к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях, приучают возлагать цветы к памятникам и обелискам.

На Руси всегда были в почете солдаты, несущие воинскую службу. Главными героями былин являлись богатыри – мужчины защищавшие женщин, стариков и детей. Множество сказок, пословиц, поговорок и песен сложено о русском солдате, который умело и храбро воюет и при необходимости «из топора вкусную кашу варит». Былинных, сказочных, живущих и несущих действительную службу героев армии знает вся страна. И, конечно же, большинство детей хотят быть похожими на них: смелыми, храбрыми, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути.

Пушкин, Горький, Ушинский, художники Репин, Федотов, Шишкин, композиторы Глинка, Мусоргский и др. не раз в своих воспоминаниях подчеркивали особую роль музыкальных впечатлений, полученных ими в раннем детстве. Эти детские переживания у многих из них оставались на всю жизнь, оказывая глубокое влияние на последующие вкусы, интересы и даже на профессию человека.

М.И. Глинка в раннем детстве страстно любил слушать крестьянские песни и смотреть крестьянские хороводы и пляски.  «Быть может, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что в последствии я стал преимущественно разрабатывать русскую народную музыку», - пишет он в своих воспоминаниях.

Очень хорошо пишет М. Горький о рождении песни в рассказе «Как сложили песню». Вначале песню сочиняет талантливый автор, и песня окрашивается определенными чертами его индивидуальности. Затем песня подхватывается народом, который вносит в нее свои дополнения и изменения. Признаки индивидуальности видоизменяются, растворяются в народном творчестве, и песня становится выражением чувств не одного человека, а чувств и дум народа.

Почему народная музыка, песня так понятны близки нашим детям?

Народные песни складывались голосом, без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голос и легко усваиваются детьми. Голосом брались наиболее удобные интервалы – кварта и квинта, которые заполнялись одним, двумя, тремя звуками. Таковы песни «Петушок», «Солнышко», «Идет коза» и др. Объем звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса: «Как у нашей Дуни», «Поедем, сыночек, в деревню», «Котя, котенька-коток». Гармонизация народных песен несложная. Народная песня сама по себе настолько красива, что не нуждается в дополнительной гармонизации. Народные мелодии хорошо звучат и без инструментального сопровождения.

Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу, быту. Чем больше и глубже ребенок будет чувствовать свое родное искусство, тем легче он воспримет искусство братских народов. Через народное искусство мы подготавливаем детей к восприятию классического музыкального и литературного творчества. Ребенок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймет классическую музыку М.Глинки, П.Чайковского.

Когда в 60 годы 19века в России появились первые детские сады по системе Фребеля, некоторые педагоги начали воспитывать русских детей на чужом им немецком музыкальном и игровом материале; причем большая часть песен и игр была дана в нехудожественном переводе. С резкой критикой этого материала выступил великий русский педагог К.Ушинский. Он отмечал в детских песнях Фребеля натянутость, скуку, отсутствие художественности. Такие песни, по мнению Ушинского, могут только портить вкус ребенка и «заглушить в зародыше все задатки чутья ко всему народному, близкому для всякого русского человека». Следуя принципам Ушинского, русские педагоги А.Симанович, Е.Водовозова и др. стали широко применять в работе с детьми русские народные песни и игры. Появилось много сборников песен, игр, хороводов. Мелодии народных песен давались большей частью почти без всяких изменений, но тексты во многих песнях видоизменялись.

Педагог Е.Водовозова дает такое обоснование видоизменениям текста: «Отрывочные стишки без плана и конца не заденут ни одной живой струнки в детском сердце, не выяснят ни одного чувства: их будут петь только в урок пения по приказанию старших». Видоизменения в тексте дореволюционных сборников были трех видов:

  1. Бралось содержание народной песни, и оно видоизменялось согласно воспитательным целям.

«Во поле береза стояла»

Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла …

Измененный текст:

Во поле березонька стояла

Во поле кудрявая стояла

Во поле мы с детками гуляли

Веточки с березоньки ломали…

  1. Текст народной песни заменялся стихотворением крупных поэтов на ту же тему.

«Косари» укр. нар. песня.

Вышли в поле косари,

До утренней до зари.

Эй, ну же косари,

Что поднялись до зари?

До обеда мы косили,

Остры косы притупили.

Пообедав, отдыхали,

Потом косы отбивали…

Измененный текст:

Пахнет сеном над лугами…

В песне душу веселя,

Бабы с граблями рядами

Ходят сено шевеля….

  1. .Давался совершенно новый текст с новым содержанием.

«Вдоль да по речке».

Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке

Сизый селезень плывет.

Вдоль да по бережку, вдоль да по крутому

Добрый молодец идет…

Измененный текст:

Солнышко – ведрышко!

Выгляни в окошечко,

Посвети немножечко.

Плачут твои детки,

Плачут малы крошки,

Словно птички в клетке…

Конечно, педагоги тех лет были правы в том, что содержание многих народных песен чуждо детскому пониманию, как и некоторые слова, встречающиеся в тексте. И поэтому стремились переделать их под детское восприятие мира. Но, видоизменив текст русской песни, авторы дореволюционных сборников допустили нарушение художественной целостности. В русской народной песне текст и мелодия составляют органическое целое. Мы должны знакомить детей с народной песней в подлинном виде, т.е. с неизменной мелодией и непосредственным текстом. Колыбельные песни трудны по мелодии, они более доступны для слушания, чем для исполнения детьми. Ближе всего детям по содержанию, по несложному напеву и ритму старые крестьянские песни: хороводные, плясовые, игровые, шуточные. Детские песенки – прибаутки, построенные на одном, двух звуках, не являются собственно песнями, а скорее звуковыми упражнениями в ритме и дикции. «Уж как шла лиса по тропке», «Андрей – воробей» и т.д. такие припевки являются хорошим вокальным материалом в работе с детьми, имеющими очень небольшой диапазон голоса.

Народ любит в песне обращаться к природе. Он ищет в окружающем мире краски, образы для изображения внутренних переживаний человека.  Детям понятно сравнение природы и человеческих чувств: стройная, как березка; ласковое, как солнышко; могучий, как дуб и т.д., и поэтому им близки напевные русские песни.

Русская народная музыкальная культура отличается многообразием песенных жанров. В понятие народной песни входят не только старые крестьянские песни и возникающие в наше время, но и казачьи, матросские, солдатские, студенческие, песни рабочей окраины, революционного подполья и эпохи Гражданской войны. Разумеется, не все эти виды народной песни имеют одинаковое воспитательное значение. И поэтому педагоги должны четко определять цель и художественное назначение той или иной песни, с которой знакомят детей в дошкольном учреждении.

Методические приемы знакомства детской аудитории с народной песней те же, что и при введении любой детской песни.

  1. Надо удачно выбрать песню, учтя вокальные возможности детей данной группы, детские интересы и другие воспитательные цели.
  2. Выбрав песню, следует различными методическими приемами (наблюдение окружающей жизни, показ картины, рассказ и т.д.) создать у детей заинтересованность этой песней. Но, прежде всего, должен быть заинтересован песней сам педагог. Тогда песня будет жить в детском быту.
  3. Ярко, выпукло исполнить песню детям.
  4. Приступить к разучиванию. При пении детей обратить внимание на чистое интонирование, на естественное звучание  без малейшей  форсировки, на четкую дикцию и выразительное пение.
  5. Чтобы закрепить песню и перенести ее в быт, надо приучать детей петь без фортепианного сопровождения и некоторые песни, в зависимости от характера мелодии и содержания, сопровождать движением.

Многие педагоги задаются вопросом – как надо исполнять народные песни? Исполнять ли так, как поет хор им. Пятницкого; или как поет Русланова, или как Краснознаменный ансамбль? Известный знаток народной песни профессор Доливо пишет: « Нелепо утверждение, что в русских деревнях крестьяне все и всегда поют истошными, дикими, несуразными голосами. Если случается и поют, то это в сущности безголосые и безухие люди (а их везде немало), но певцы, одаренные от природы хорошими голосами, часто становятся подлинными мастерами самобытной вокальной культуры».

Сила воздействия таких подлинно народных певиц, как Федосова, Кривополенова, Мордасова, Зыкина, Воронец, Рюмина, заключается в том, что они владели искусством превращать незатейливые мелодии в увлекательный музыкальный рассказ, полный одухотворенных слов и ярких образов. Такому же пению и отношению к русской мелодии мы должны научить и детей.

Придавая большое воспитательное значение народной песне, мы должны:

  1. развить у детей интерес, любовь и вкус к подлинной народной песне;
  2. бережно относиться к мелодии и тексту народной песни, как к художественному целому, не допуская самовольных искажений;
  3. помочь детям чисто и выразительно исполнять ее естественным детским голосом;
  4. внести подлинную народную песню в детский быт, чаще исполняя ее без музыкального сопровождения и по возможности с движением;
  5. не забывать, что кроме народной песни в репертуаре детей надо отвести надлежащее место современной детской песне и песням из классического наследия прошлого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с русской народной песней»

Программное содержание: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомя с русскими народными песнями. Показать на примерах ценность фольклора для изучения народной жизни. Учить понимать с...

Русская народная песня

Статья может быть использована при ознакомлении с русским фольклором....

Русские народные песни и музыкальные инструменты

знакомство детей с песней и музыкальными инструментами...

Методика разучивания русской народной песни в оркестре детских музыкальных инструментов.

Методическая разработка разучивания русской народной песни "Я на горку шла" в оркестре детских (ударных) музыкальных инструментов.Состав инструментов: Металлофоны, бубны, треугольники, ложки, трещотка...

Русские народные песни в детском саду

Консультация по теме (подготовительная группа)...

Сценарий развлечения "В гости к русской народной песне"

Цель развлечения "В гости к русской народной песне": познакомить дошкольников с разными жанрами русской  народной песни - бытовой, игровой, колыбельной и хороводной. Проводится фв форме игры - пу...

Песня "Весна водит хоровод" на мотив русской народной песни "Земляничка - ягодка"

Песня "Весна водит хоровод" На мотив русской народной песни "Земляничка ягодка"...