«Знакомство с русской народной песней»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Программное содержание: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомя с русскими народными песнями. Показать на примерах ценность фольклора для изучения народной жизни. Учить понимать смысл пословиц, воспитывать поэтический слух; расширять словарный запас, обогащать речь детей образными выражениями. Учить сочинять загадки, объяснять смысловое значение и происхождение отдельных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_russkoy_narodnoy_pesney.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада по теме: «Знакомство с русской народной песней».
Программное содержание: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомя с русскими народными песнями. Показать на примерах ценность фольклора для изучения народной жизни. Учить понимать смысл пословиц, воспитывать поэтический слух; расширять словарный запас, обогащать речь детей образными выражениями. Учить сочинять загадки, объяснять смысловое значение и происхождение отдельных слов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Орг. момент: Дети стоят вокруг воспитателя. Садится тот, кто вспомнит пословицу о песне (см. приложение).
I. 1) Воспитатель начинает беседу о русской народной песне. Почему так называется?
Что еще сочинил народ?
Все это называется фольклор. Веками песни, сказки, поговорки, пословицы, былины, загадки, предания жили в народной памяти, переходя от родителей к детям. И только сравнительно недавно, лет 200 назад люди стали записывать песни, понимая, что в русских народных песнях заключена народная мудрость, по ним можно изучать жизнь, историю народа.
Далее воспитатель рассказывает о том, что песня сопровождает человека всю его жизнь, с рождения до смерти. Люди поют и в радости, и в горе, на работе, и во время отдыха. О чем же мы узнаем из песен?
- О том, как работали, как отдыхали. Что ели, как одевались. О том, как любили, страдали, растили детей, как воевали, побеждали. Очень много песен о красоте природы, о полях, реках, лесах, садах.
Из песен мы узнаем, о чем мечтали наши предки. В песнях высмеиваются и порицаются отрицательные черты людского характера (лень, трусость, жадность). Воспевается доброта, смелость, красота, трудолюбие.
Узнав много о песнях, вам будет интереснее их слушать, петь, разучивать на музыкальных занятиях.
2) В зависимости от того, когда, где и как поются песни, они делятся на ...???
- колыбельные
- игровые, хороводные
- плясовые
- частушки
- солдатские
- свадебные, величальные
- календарные
Вместе с детьми воспитатель уточняет, почему колыбельные так называются. Предлагается детям спеть любимую.
Говоря о частушках, уточняем происхождение слов: частушка - коротушка - быстрая, ритмичная песенка. Раньше пели под балалайку, позже, под гармонь. Балалайка - от слова «болтать».
3) Детям предлагается набор определений. Нужно распределить их на 2 группы: к колыбельным песням и к частушкам. Дети
ходят по группе, читают слова, раскладывают на определенные места.
- Инсценировка русской народной песни «Тень-тень» (см. приложение). Дети одевают шапочки животных. Проводится 2-3 раза.
- Загадки. Воспитатель, например, предлагает спеть несколько строк:
- из песни, в которой поется о белоствольном дереве, стоящем во поле («Во поле березка стояла...»)
- о домашнем животном, которое дает нам молоко («Уж, как я ль свою коровушку люблю...»)
- о зимней обуви, удобной при морозе («Валенки»)
- о девушке, которая гуляла то ли в саду, то ли по огороду («Во саду ли, в огороде...»)
- о маленькой сладкой ягодке («Калинка-малинка»)
Дети, по желанию, загадывают воспитателю любую песню. Ответ надо обязательно пропеть.
II. ИЗО. Детям предлагается «расписать» платочки цветами. Рассматриваем узоры на платках, уточняем, как их носят. Говорим о том, что для разных песен подходят разные платки.
Детям предлагается гуашевые краски и бумага готовой формы. В конце, все платки рассматриваем, уточняем, какой подходит к веселой, какой к грустной песне.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
- Пословицы о песне.
- Беседа дорогу коротает, а песня работу.
- Песня - душа народа.
- Весело поется, весело прядется.
- Без частушек прожить можно, да что-то не живут.
- Не всяк весел, кто поет и за песней плачется.
- Сказка складка, а песня - быль.
- Голосу нет, душа поет.
- Красна сказка складом, а песня ладом.
- Петь хорошо вместе, а говорить врозь.
2. Русская народная песня «Тень-тень».
Тень – тень - потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялся весь день.
Похвалялась лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Похвалялась коза:
- Всем вам выколю глаза!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»
Целью данного проекта является развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....
Консультация для родителей « Знакомство дошкольников с русской народной песней.»
Жизнь человека немыслима без песни....
Песня "Весна водит хоровод" на мотив русской народной песни "Земляничка - ягодка"
Песня "Весна водит хоровод" На мотив русской народной песни "Земляничка ягодка"...
Знакомство дошкольников с русской народной песней
Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патри...
для детей 4-5 лет цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни"
Цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни" для детей 4-5 лет - "Колыбельная песенка".-"Козлик и дудочка".-"Как у...
для детей 3-4 лет цикл занятий : "Знакомство с русской народной песней"/
Цикл занятий по ознакомлению с фольклором: "Знакомство с русской народной песней"- "Русская матрешка".- " В гости к нам пришла Матрешка".- "Колыбельная песня".-...
«Баю-башки-баю! Баю куколку мою …» Знакомство с русской народной куклой и русским народным фольклором (колыбельные песни)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 146»Вечер развлечений «Баю-башки-баю! Баю куколку мою …»Знакомство с русской народной куклой...