«Знакомство с русской народной песней»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шустова Ольга Александровна

Программное содержание: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомя с русскими народными песнями. Показать на примерах ценность фольклора для изучения народной жизни. Учить понимать смысл пословиц, воспитывать поэтический слух; расширять словарный запас, обогащать речь детей образными выражениями. Учить сочинять загадки, объяснять смысловое значение и происхождение отдельных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkoy_narodnoy_pesney.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада по теме: «Знакомство с русской народной песней».

Программное содержание: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомя с русскими народными песнями. Показать на примерах ценность фольклора для изучения народной жизни. Учить понимать смысл пословиц, воспитывать поэтический слух; расширять словарный запас, обогащать речь детей образными выражениями. Учить сочинять загадки, объяснять смысловое значение и происхождение отдельных слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Орг. момент: Дети стоят вокруг воспитателя. Садится тот, кто вспомнит пословицу о песне (см. приложение).

I. 1) Воспитатель начинает беседу о русской народной песне. Почему так называется?

Что еще сочинил народ?

Все это называется фольклор. Веками песни, сказки, поговорки, пословицы, былины, загадки, предания жили в народной памяти, переходя от родителей к детям. И только сравнительно недавно, лет 200 назад люди стали записывать песни, понимая, что в русских народных песнях заключена народная мудрость, по ним можно изучать жизнь, историю народа.

Далее воспитатель рассказывает о том, что песня сопровождает человека всю его жизнь, с рождения до смерти. Люди поют и в радости, и в горе, на работе, и во время отдыха. О чем же мы узнаем из песен?

- О том, как работали, как отдыхали. Что ели, как одевались. О том, как любили, страдали, растили детей, как воевали, побеждали. Очень много песен о красоте природы, о полях, реках, лесах, садах.

Из песен мы узнаем, о чем мечтали наши предки. В песнях высмеиваются и порицаются отрицательные черты людского характера (лень, трусость, жадность). Воспевается доброта, смелость, красота, трудолюбие.

Узнав много о песнях, вам будет интереснее их слушать, петь, разучивать на музыкальных занятиях.

2) В зависимости от того, когда, где и как поются песни, они делятся на ...???

  1. колыбельные
  2. игровые, хороводные
  3. плясовые
  4. частушки
  5. солдатские
  6. свадебные, величальные
  7. календарные

Вместе с детьми воспитатель уточняет, почему колыбельные так называются. Предлагается детям спеть любимую.

Говоря о частушках, уточняем происхождение слов: частушка - коротушка - быстрая, ритмичная песенка. Раньше пели под балалайку, позже, под гармонь. Балалайка - от слова «болтать».        

3) Детям предлагается набор определений. Нужно распределить их на 2 группы:   к колыбельным песням и к частушкам. Дети

ходят по группе, читают слова, раскладывают на определенные места.

  1. Инсценировка русской народной песни «Тень-тень» (см. приложение). Дети одевают шапочки животных. Проводится 2-3 раза.
  2. Загадки.   Воспитатель, например, предлагает спеть несколько строк:
  1. из песни, в которой поется о белоствольном дереве, стоящем во поле («Во поле березка стояла...»)
  2. о домашнем животном, которое дает нам молоко («Уж, как я ль свою коровушку люблю...»)
  3. о зимней обуви, удобной при морозе («Валенки»)
  4. о девушке, которая гуляла то ли в саду, то ли по огороду («Во саду ли, в огороде...»)
  5. о маленькой сладкой ягодке («Калинка-малинка»)

Дети,  по желанию, загадывают воспитателю любую песню.  Ответ надо обязательно пропеть.

II. ИЗО. Детям предлагается «расписать» платочки цветами. Рассматриваем узоры на платках, уточняем, как их носят. Говорим о том, что для разных песен подходят разные платки.

Детям предлагается гуашевые краски и бумага готовой формы. В конце, все платки рассматриваем, уточняем, какой подходит к веселой, какой к грустной песне.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. Пословицы о песне.
  1. Беседа дорогу коротает, а песня работу.
  2. Песня - душа народа.
  3. Весело поется, весело прядется.
  4. Без частушек прожить можно, да что-то не живут.
  5. Не всяк весел, кто поет и за песней плачется.
  6. Сказка складка, а песня - быль.
  7. Голосу нет, душа поет.
  8. Красна сказка складом, а песня ладом.
  9. Петь хорошо вместе, а говорить врозь.

2.        Русская народная песня «Тень-тень».

Тень – тень - потетень,

Выше города плетень.

Сели звери на плетень.

Похвалялся весь день.

Похвалялась лиса:

-        Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Пойди, догоняй-ка!        

Похвалялись ежи:                                                                                                        

  1. У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

  1. Могу песни я петь!

Похвалялась коза:

  1. Всем вам выколю глаза!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

Песня "Весна водит хоровод" на мотив русской народной песни "Земляничка - ягодка"

Песня "Весна водит хоровод" На мотив русской народной песни "Земляничка ягодка"...

Знакомство дошкольников с русской народной песней

Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патри...

для детей 4-5 лет цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни"

Цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни" для детей 4-5 лет - "Колыбельная песенка".-"Козлик и дудочка".-"Как у...

для детей 3-4 лет цикл занятий : "Знакомство с русской народной песней"/

Цикл занятий по ознакомлению с фольклором: "Знакомство с русской народной песней"- "Русская матрешка".- " В гости к нам пришла Матрешка".- "Колыбельная песня".-...

«Баю-башки-баю! Баю куколку мою …» Знакомство с русской народной куклой и русским народным фольклором (колыбельные песни)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 146»Вечер развлечений «Баю-башки-баю!  Баю куколку мою …»Знакомство с русской народной куклой...