Сценарий развлечения "В гости к русской народной песне"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Зудилина Светлана Владимировна

Цель развлечения "В гости к русской народной песне": познакомить дошкольников с разными жанрами русской  народной песни - бытовой, игровой, колыбельной и хороводной. Проводится фв форме игры - путешествия и предназначена для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_razvlecheniya_v_starshey_gruppe_na_temu.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  развлечения в старшей группе  на тему: «В гости к  русской народной песне»

Цель:

1. Создать у детей  доброе, радостное настроение. Вызывать эмоциональный отклик на происходящее.

2. Обогатить музыкальные представления детей. Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен. Познакомить с бытовыми, хороводными, колыбельными, игровыми видами русских народных песен.

3.На основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества воспитывать любовь к музыке.

4. Развивать творческие способности дошкольников, артистизм.

5.Воспитывать у детей уважительное и бережное отношения к истории и культуре русского   народа.

Оборудование и материалы: письмо; видеозапись - вид из окна электрички;  аудиозапись -  « звуки деревни»,  « плач ребенка»; дома с названием песен - колыбельная, хороводная, бытовая, игровая;  колыбелька,  кукла;  сарафаны и ленточки на голову  для девочек,  рубашки для мальчиков; каравай;  кружка молока; головные уборы в виде солнц и месяца;   минусовки - «Уж как я ль свою коровушку люблю», «Ходила младёшенька по борочку»,  «Каравай», «Золотые ворота»; колыбельная - «Баю - баюшки, баю, не ложися на краю…»; рисунки фантастических существ: кот Баюн, Гули, Угомон.

Ход развлечения:

Девочка, одетая в русский народный костюм, получает письмо.

Девочка:  Письмо? Мне? Интересно от кого? Прочитаю обратный адрес: Музыкальный район, деревня Песенка. Открывает конверт, достаёт письмо, читает содержание письма.

Здравствуй, Маша! Пишут тебе жители деревни Песенка. Мы узнали, сто ты интересуешься различными видами народной песни. Хотим пригласить тебя к себе в гости. Мы сможем рассказать о различных видах песни и спеть их. Будем тебя ждать!

                                                                                      Жители деревни Песенка.

Девочка: Что ж, неудобно отказать; да, и, интересно побывать в деревне! Отправляюсь в путешествие.

Идет видеоряд – вид из окна электрички; музыкальный фрагмент - голоса деревни. Маша,  как будто,  попадает в деревню.

Маша: Как хорошо! Воздух чистый! Птички поют. А вон и деревня на пригорке. Никто меня не встречает. Постучусь в первую избу, здесь уж точно кто-нибудь живёт,  вон в  овине сколько  сена - готовятся люди к зиме, делают запасы  для коровы.

Стучится. Хозяева (дети) выходят из дома.

Маша: Здравствуйте, хозяева! 

1-й ребенок: Здравствуй, гостья, дорогая!

2-й  ребенок:  Откуда будешь и зачем к нам пожаловала?

Маша: Я из города Сызрани. Зовут меня Маша. Приехала по Вашему приглашению. Хочу узнать больше о народной песне.

3-й ребенок:  В нашей деревне знают и любят  народную песню. В ней вся жизнь русского человека, как в зеркале отражается. Звучит песня и в поле во время работы, и во время домашних дел, звучит на гуляньях весёлых и в забавах наших деревенских ребятишек. Идёт хозяюшка коровку покормить или подоить – обязательно песню о коровушке заводит.

4-й ребенок:  Что верно, то верно – нет на деревне лучше кормилицы, чем корова. И молочко, и маслице, и сметана… Да, ты, Машенька, угощайся… (протягивает кружку молока). Вкусно?

Маша: Очень! Цветами пахнет…

1-й ребенок:   Коровушка, бурёнушка – так ласково у нас называют корову. Много о ней разных песен сложили.

Дети поют хором «Уж как я ль свою коровушку люблю»

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль - то ей крапивушки нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, бурёнушка,  моя!

Уж,  коль я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью;

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.

Маша: Хорошая песня. Добрая. Спасибо Вам за молоко, за песню. Пойду дальше…

Все:  Всего тебе хорошего, Машенька. Приходи ещё.

Маша подходит ко второму дому. Из дома доносятся звуки колыбельной песни (звучит фонограмма).  У дома стоят все хозяева, кроме мамы, которая убаюкивает малыша.

Маша:  Мир Вашему дому! 

1-й ребенок:   С миром принимаем.

Маша: Зовут меня Маша, приехала я по Вашему приглашению, хочу больше узнать о народной песни. А что за песня доносится из Вашего дома? Так нежно и ласково её кто-то поёт.

2- ребенок:   Да это же колыбельная! Мама Ванюшку баюкает.

Маша:  Баюкает? (удивляется)  Какое необычное слово!

Мама выходит из дома  

Мама: Да, сейчас редко его услышишь.

3-й  ребенок:  «Баюкать» – значит укачивать или «баять» - говорить.

4-й  ребенок:  Бабушка нам рассказывала, что в старину колыбельные «байками» называли. С этими распевными негромкими песнями укачивали и успокаивали малыша.

Мама: А ещё бабушка рассказывала, что у слова «баять» есть более древнее значение: «шептать», «заговаривать».

1-й ребенок:  С помощью колыбельных,   как оберегов,  матери защищали своих детей от всякого зла.

Маша: А…  Вот откуда появились Бабай, Бука и волчок, который может укусить за бочок…

2-й ребенок: Да,  в колыбельных много вымышленных несуществующих персонажей: Угомон, Дрёма, но есть и настоящие: Гули, Кот-баюн.

3-й ребенок: Вот посмотри, мы это с бабушкой рисовали (дети показывают рисунки). Это - Кот - баюн, Гули,  Угомон.

Звучит фонограмма плача ребёнка

4-й ребенок:  Ой, Ванюша проснулся, а ему нужно ещё спать… Споём ему колыбельную…

Один ребенок берёт ребёнка, все поют колыбельную, ребенка передают друг другу.

Баю – баюшки, баю, не ложися на краю,

Придёт серенький волчок и укусит за бочок.

Баю – бай, баю – бай, ты, Ванюша не вставай,

А то к нам придёт Бабай, скажет: Ванечку отдай».

А мы Ваню не дадим, Ваня нужен нам самим.

Укладывают ребёнка в колыбельку.

Маша (шёпотом): Спасибо. Вы мне так много интересного рассказали о колыбельной песне. Я пойду, пусть Ванюша спит и растает здоровеньким и умненьким.

Маша идёт дальше, подходит к третьему дому. Около дома дети водят хоровод.

Ходила,  младешенька по борочку,

Брала, брала ягодку земляничку,

Брала, брала ягодку земляничку.

Наколола ноженьку на былинку.  

Болит,  болит…

Увидели Машу и замолчали, остановись…

Маша: А можно и мне  с вами!

Дети берут Машу в хоровод.

4-й ребенок:  

Собирайся, народ

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боится

Тот и пляшет, и поёт.

Поют все вместе еще раз.

Ходила,  младешенька по борочку,

Брала, брала ягодку земляничку,

Брала, брала ягодку земляничку.

Наколола ноженьку на былинку.  

Наколола ноженьку на былинку.  

Болит,  болит  ноженька, да не больно;

Пойду к свету – батюшке  да спрошуся,

У  родимой матушки доложуся:

Пусти, пусти, батюшка, погуляти,

Пусти, пусти, матушка, ягод рвати.

Маша:  Ох, и весело у Вас!

1-й ребенок: Мы любим водить хороводы, эта древняя традиция на Руси.

2-й ребенок: Хороводы водили и «на беседах» в избе, и во зелёных во лужках после того, как сено скосили и в стога сносили.

3-й  ребенок:  Мы вот по грибы, по ягоды сходили.

4-й  ребенок:  А кончил дело – гуляй смело! Становись в хоровод…

Маша:  Спасибо Вам! Мне очень у Вас понравилось!

Все:  Приходи ещё!

Маша:  До свидания!

Саша подходит к последнему дому. И слышит…

Как на Катины именины испекли мы каравай.

Вот такой вышины, вот такой низины,

Вот такой ширины, вот такой ужины.

Каравай, каравай, кого хочешь выбирай.

Маша:  Здравствуйте! С именинницей вас!

1-й ребенок:  Заходи, присоединяйся к нашему праздничному караваю!

Маша:  Как у вас здесь красиво и необычно!

2-й ребенок: Угощайтесь, гости дорогие! Каравай в честь нашей именинницы приготовлен.

Катя – именинница: А потом петь будем, хороводы водить, игры затевать.

Маша: Как здорово! Я впервые присутствую на настоящих именинах. Спасибо вам!

Катя – именинница:  Приглашаю вас, гости  дорогие, поиграть-повеселиться.

Проводится игра «Золотые ворота».

Выбирают игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Дети поют:

Ай, люли, ай, люли.

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше-

Получилась красота!

Получились не простые –

Золотые ворота!

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустят вас!

Маша отходит в сторону.

Маша: Да, недаром говорят: «С песней на Руси родились».

Народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица:  «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения с родителями по русской народной сказке "Теремок"

Данный сценарий представлен как продукт долгосрочного проекта по нравственному воспитанию "Любим Родину с пелёнок" в первой младшей группе. Развлечение проводилось с участием родителей  воспитанн...

Сценарий развлечения «Поле чудес по русским народным сказкам».

Сценарий  развлечения для детей старшей группы  «Поле  чудес   по русским народным сказкам»....

Сценарий развлечения "Путешествие в страну русских народных инструментов"

Сценарий развлечения «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов» Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами....

Сценарий развлечения "В гостях у русской берёзки"

Сценарий развлечения "В гостях у русской березки"...

Сценарий развлечения в средней группе "Русские народные посиделки"

Средняя группа развлечение "Русские народные посиделки"...

Сценарий развлечения «Путешествие в мир русского народного искусства и русских мастеров»

Данное мероприятие призвано не просто познакомить детей с декоративно-прикладным искусством России, но и пробудить в них глубокое понимание и  восхищение  богатством и многообразием народных...

Сценарий развлечения "В гости в русскую избу"

Сценарий развлечения для детей старшей группы...