Квест игра «Пятый элемент» по опытно-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)
Квест игра «Пятый элемент» по опытно-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Квест игра «Пятый элемент» по опытно-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста
Цель: формирование партнерских качеств и социально-коммуникативных навыков во взаимоотношениях взрослый-ребенок в процессе реализации квест-эксперимента для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
1. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
2. Обучать детей исследовательской деятельности: умение видеть проблему,
формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, самостоятельно
действовать на этапах исследования.
Развивающие:
1. Вызвать у детей познавательно-исследовательский интерес.
2. Развивать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости;
3. Развивать психические познавательные процессы, расширять словарный запас детей.
4. Развивать навыки сотрудничества, детской инициативы, индивидуальности, самостоятельности.
5. Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
6. Закреплять навыки ориентировки в пространстве.
7. Развивать умение детей отвечать на вопросы полными предложениями, аргументировать правильность ответов.
Воспитывающие:
1.Воспитывать умение вести конструктивный диалог в процессе совместного выполнения заданий квеста.
2.Воспитывать правила соблюдения техники безопасности при проведении физических экспериментов.
3.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
2. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
3. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
Оборудование: ноутбук, 4 лаборатории (воздуха, света, воды и песка), глобус, карта, пипетки, синий пищ.краситель жидкий; 3 стакана с пекинской капустой, окрашенной в разные цвета, 2 банки (1 пустая и с водой); пена для бритья; бутылки с надетыми на них возд.шариками; таз с водой; соломинки по кол-ву детей; одноразовые стаканчики с водой, салфетки, песок, песочные часы, листы картона пустые и с рисунком по кол-ву детей; свеча, фонарик, настольная лампа, предметные картинки с изображением источников искусственного и естественного света; колба, раст.масло, сок, таблетка аспирина.
Ход игры:
-Ведущий: - Ребята, сегодня мы с вами поучаствуем в квест игре. Нам нужно пройти все задания и выполнить поручение профессора Колбочкиной, ей нужна наша помощь. Для этого нужно быть внимательным и собранным, принимать быстро решения и помогать друг другу! Вы готовы отправиться в путешествие? (ДА) Тогда в путь!
-Ведущий: -Ребята, поступил срочный звонок из лаборатории профессора Колбочкиной! --Вы готовы выйти на связь с профессором? (да) Тогда включаем скайп!
(На интерактивной доске – включаем скайп… появляется профессор, говорит с некоторым волнением и рассеянностью).
- Профессор: - Все пропало, все пропало! У моего помощника-робота Электроника вышла из строя энергетическая батарейка, некоторые составные детали-элементы потеряны! Ребята, вы должны помочь найти эти элементы, чтобы собрать волшебный фонарик и направить энергетический поток ко мне в лабораторию и зарядить моего помощника Электроника. Вы согласны? (пауза, ответ детей). Тогда команде нужно пройти весь путь, выполнить все задания и после этого снова связаться со мной! Ведущий покажет вам маршрут, по которому вы пойдете! До связи!
(Дальше дети выполняют все задания по стрелкам, заходя в лаборатории и выполняя задания, собирая детали-элементы для Электроника).
Лаборатория «ВОЗДУХА»
- Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку и узнаете, что я изучаю в моей лаборатории.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
(Воздух)
-Я ученый лаборатории «ВОЗДУХ». Здесь мы проводим опыты с воздухом! А вы знаете, что воздух- это не «невидимка»? – это реально существующий газ, и этот газ-воздух очень значим в жизни человека, растений и животных! Проведем эксперименты? (ДА)
Опыт №1. «Поиск воздуха».
- Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде нас окружает. Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Опыт№2. « Игры с соломинкой».
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли? ’
Результат: Дети обнаруживают воздух внутри себя.
Вывод: Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.
Опыт№3 «Воздух есть везде».
Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.
Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.
Ход опыта: Предложить ребенку посмотреть в бутылку и убедиться, что она действительно пустая. А теперь нажмём на бутылку. Что заставило шарик надуться?
Вывод: шарик надулся с помощью воздуха в бутылке. Когда на бутылку надавили, из нее вышел воздух и надул шарик.
Опыт№4 «Буря в стакане воды»
Оборудование: стакан с водой, соломинка
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? Ученый-лаборант: -Молодцы, ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!
Лаборатория «ПЕСОЧНАЯ»
- Здравствуйте, ребята! Я ученый лаборатории «ПЕСОЧНАЯ». Здесь мы проводим опыты с песком. Проведем эксперименты? (ДА).
Эксперимент 1. «Песочные часы»
Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок».
Эксперимент 2. «Песочная страна»
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Описание. Ученый-лаборант предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Как можно играть с сухим песком? Как вы думаете, можно ли сухим песком рисовать? (На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Все вместе рассматривают детские рисунки).
Ученый-лаборант: -Молодцы, ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!
Лаборатория «ВОДЫ»
- Здравствуйте, ребята! Я ученый лаборатории «ВОДА». Здесь мы проводим опыты с водой. Проведем эксперименты? (ДА).
-Ребята, что такое вода? Где её можно обнаружить? Посмотрите на листья пекинской капусты, почему они окрасились в разные цвета? (листья капусты находятся в стаканах с водой, с добавленными пищевыми красителями синего, красного и оранжевого цветов).
Вывод: Исходя из этого эксперимента, дети делают вывод, что вода есть в растениях.
Эксперимент №1. «Прозрачная вода»
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Описание. На столе две прозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой до краев. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу. Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какие свойства воды вы можете назвать? (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Эксперимент №2. «Дождевое облако в банке»
Наполните банку водой. Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако. Детям предложить набрать в пипетку синий пищевой краситель и капать на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя начнут падать на дно банки.
Во время эксперимента объясните данное явление ребенку. Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю - так появляется дождь.
Эксперимент №3. «Торнадо в бутылке»
Необходимо: вода, прозрачная стеклянная или пластиковая, бутылочка/баночка, средство для мытья посуды, блестки.
Опыт: Для такого «торнадо» нужно набрать в бутылку воды, но не до самого горлышка. Затем капнуть в бутылку немного средства для мытья посуды. Осталось просто закрыть бутылку, вращать ее против часовой стрелки и любоваться вихрем внутри нее.
- Ученый-лаборант: -Молодцы, ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!
Лаборатория «СВЕТА»
- Здравствуйте, ребята! Я ученый лаборатории «СВЕТ». Здесь мы проводим опыты со светом. Проведем эксперименты? (ДА).
Эксперимент 1. «Свет повсюду»
Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Описание. Ученый предлагает детям определить, темно сейчас или светло (какое время суток, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.)
Игра «Свет бывает разный».
Ученый-лаборант предлагает детям разложить картинки на две группы: природный свет и искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
Опыт№1. «Волшебная лампа».
Необходимо: любой сок, растительное масло, таблетки аспирина, красивая емкость.
Опыт: Берем емкость и заполняем ее соком более чем наполовину. Сверху доливаем растительное масло и бросаем туда таблетку-шипучку. Она начинает «работать», пузырьки, поднимающиеся со дна стакана, захватывают в себе сок и образуют красивое бурление в слое масла. Затем доходящие до края стакана пузырьки лопаются, и сок опускается вниз. Получается своеобразный «круговорот» сока в стакане. (Обратить внимание детей на то, что таблетки нельзя пробовать на вкус и брать без разрешения взрослых).
-Ученый: - Ребята, спешите в штаб связи, вам необходимо помочь профессору Колбочкиной! Мои задания вы выполнили, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!
- Ведущий: -Молодцы, ребята! Вижу, что все задания выполнили и вернулись в срок, не заблудились! Теперь нам надо объединить усилия и помочь профессору и его другу Электронику. Мы должны собрать волшебный фонарик (в центре зала стоит стол, вокруг стола собирается команда и с ведущим на столе собирают фонарь). (Включаем повторно скайп и выходим на связь с профессором Колбочкиной)
- Профессор: - Все пропало! Все пропало! Я никак не могу починить моего робота Электроника! Ребята! Вы нашли недостающие элементы? (пауза, ответ детей) Тогда посылайте скорее энергетический поток ко мне в лабораторию! Собранным фонарем, светим на робота, но ничего не происходит.
- Профессор: Ребята, вы собрали четыре элемента, вам не хватает «Пятого элемента» - самого главного!
- Ведущий: - Какого элемента не хватает? Мы собрали четыре элемента и объединили наши силы, мы действовали сообща!
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее. (Дружба).
-Ведущий: Правильно Ребята – это дружба! Давайте скорее возьмемся за руки и цепь дружбы замкнется! Фонарь зажигается, мы направляем его на робота, звучит веселая энергичная музыка. Из -за ширмы выходит робот и начинает двигаться под музыку.
-Робот: -У-ра! У-ра! Спа-си-бо про-фес-сор! Я сно-ва в стро-ю! Э-то прос-то здо-ро-во! Спа-си-бо ре-бя-та! Вы ме-ня спас-ли, за-ря-ди-ли сво-ей э-нер-ги-ей друж-бы! А сей-час я хо-чу по-де-лить-ся е-ю с ва-ми!
-Ведущий: - Встаем в круг дружбы и танцуем (звучит песня «Помогатор» из мульт.сериала «Фиксики»). Это наш танец дружбы!
- Робот: -У-хх! Хо-ро-шо же я по-тан-це-вал! И энер-ги-и от это-го тан-ца толь-ко боль-ше ста-ло! Мо-лод-цы! А что-бы у вас всег-да бы-ла энер-гия тво-рить и изоб-ре-тать я да-рю вам сво-и по-дар-ки! (достает из большой коробки коробочки с конструктором по одной на команду и сладкий приз на каждого ребенка группы). Еще раз благодарит детей и приглашает на общее фото.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест- игра по ПДД «Поиск потерянных знаков» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: систематизировать полученные знания по правилам дорожного движения в привлекательной, современной, доступной для детей форме....
Реализация опытно - экспериментального проекта для детей старшего дошкольного возраста "Планета Динозавров"
Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ...
Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Вперед, к победе!»
Цель - формирование навыка составления бюджета семьи....
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ПДД «ПОДАРОК ТЁТУШКИ СОВЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сценарий создан для обобщения знаний детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах города....
Опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста «Роль тепла в жизни растений»
quot;Роль тепла в жизни растений"...
- Мне нравится (1)