Квест игра «Пятый элемент» по опытно-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)

Устинова Марина Георгиевна

Квест игра «Пятый элемент» по опытно-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест игра «Пятый элемент» по опытно-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста

Цель: формирование партнерских качеств и социально-коммуникативных навыков во взаимоотношениях взрослый-ребенок в процессе реализации квест-эксперимента для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие: 

1. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

2. Обучать детей исследовательской деятельности: умение видеть проблему,

формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и

умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, самостоятельно

действовать на этапах исследования.

Развивающие: 

1. Вызвать у детей познавательно-исследовательский интерес.

2. Развивать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости;

3. Развивать психические познавательные процессы, расширять словарный запас детей.

4. Развивать  навыки сотрудничества, детской инициативы, индивидуальности, самостоятельности.

5. Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

6. Закреплять навыки ориентировки в пространстве.

7. Развивать умение детей отвечать на вопросы полными предложениями, аргументировать правильность ответов.

Воспитывающие:

1.Воспитывать умение вести конструктивный диалог в процессе совместного выполнения заданий квеста.

2.Воспитывать правила соблюдения техники безопасности при проведении физических экспериментов.

3.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Ожидаемый результат:

1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

2. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

3. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Оборудование: ноутбук, 4 лаборатории (воздуха, света, воды и песка), глобус, карта, пипетки, синий пищ.краситель жидкий; 3 стакана с пекинской капустой, окрашенной в разные цвета, 2 банки (1 пустая и с водой); пена для бритья; бутылки с надетыми на них возд.шариками; таз с водой; соломинки по кол-ву детей; одноразовые стаканчики с водой, салфетки, песок, песочные часы, листы картона пустые и с рисунком по кол-ву детей; свеча, фонарик, настольная лампа, предметные картинки с изображением источников искусственного и естественного света; колба, раст.масло, сок, таблетка аспирина.

Ход игры:

-Ведущий: - Ребята, сегодня мы с вами поучаствуем в квест игре. Нам нужно пройти все задания и выполнить поручение профессора Колбочкиной, ей  нужна наша помощь. Для этого нужно быть внимательным и собранным, принимать быстро решения и помогать друг другу! Вы готовы отправиться в путешествие? (ДА) Тогда в путь!

-Ведущий: -Ребята, поступил срочный звонок из лаборатории профессора Колбочкиной! --Вы готовы выйти на связь с профессором? (да) Тогда включаем скайп!

(На интерактивной доске – включаем скайп… появляется профессор, говорит с некоторым волнением и рассеянностью).

Профессор: - Все пропало, все пропало! У моего помощника-робота Электроника вышла из строя энергетическая батарейка, некоторые составные детали-элементы потеряны! Ребята, вы должны помочь найти эти элементы, чтобы собрать волшебный фонарик и направить энергетический поток ко мне в лабораторию и зарядить моего помощника Электроника. Вы согласны? (пауза, ответ детей). Тогда команде нужно пройти весь путь, выполнить все задания и после этого снова связаться со мной! Ведущий покажет  вам маршрут, по которому вы пойдете! До связи!

(Дальше дети выполняют все задания по стрелкам, заходя в лаборатории и выполняя задания, собирая детали-элементы для Электроника).

Лаборатория «ВОЗДУХА» 

- Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку и узнаете, что я изучаю в моей лаборатории.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем!

(Воздух)

-Я ученый лаборатории «ВОЗДУХ». Здесь мы проводим опыты с воздухом! А вы знаете, что воздух- это не «невидимка»? – это реально существующий газ, и этот газ-воздух очень значим в жизни человека, растений и животных! Проведем эксперименты? (ДА)

Опыт №1. «Поиск воздуха».

- Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде нас окружает. Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Опыт№2. « Игры с соломинкой».

Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли? ’

Результат: Дети обнаруживают воздух внутри себя.

Вывод: Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.

 Опыт№3 «Воздух есть везде».

Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Ход опыта: Предложить ребенку посмотреть в бутылку и убедиться, что она действительно пустая. А теперь нажмём на бутылку. Что заставило шарик надуться?

Вывод: шарик надулся с помощью воздуха в бутылке. Когда на бутылку надавили, из нее вышел воздух и надул шарик.

Опыт№4 «Буря в стакане воды»

Оборудование: стакан с водой, соломинка

 Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? Ученый-лаборант: -Молодцы, ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!

Лаборатория «ПЕСОЧНАЯ» 

- Здравствуйте, ребята! Я ученый лаборатории «ПЕСОЧНАЯ». Здесь мы проводим опыты с песком. Проведем эксперименты? (ДА).

Эксперимент 1. «Песочные часы»

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок».

Эксперимент 2. «Песочная страна»

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Описание. Ученый-лаборант предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Как можно играть с сухим песком? Как вы думаете, можно ли сухим песком рисовать? (На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Все вместе рассматривают детские рисунки).

Ученый-лаборант: -Молодцы, ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи! 

Лаборатория «ВОДЫ» 

- Здравствуйте, ребята! Я ученый лаборатории «ВОДА». Здесь мы проводим опыты с водой. Проведем эксперименты? (ДА). 

-Ребята, что такое вода? Где её можно обнаружить? Посмотрите на листья пекинской капусты, почему они окрасились в разные цвета? (листья капусты находятся в стаканах с водой, с добавленными пищевыми красителями синего, красного и оранжевого цветов).

Вывод: Исходя из этого эксперимента, дети делают вывод, что вода есть в растениях.

Эксперимент №1. «Прозрачная вода»

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Описание.  На столе две прозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой до краев. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу. Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какие свойства воды вы можете назвать?  (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). 

Эксперимент №2. «Дождевое  облако в банке» 

 Наполните банку водой. Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако. Детям предложить набрать в пипетку синий пищевой краситель и капать на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку. Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю - так появляется дождь.

Эксперимент №3. «Торнадо в бутылке» 

Необходимо: вода, прозрачная стеклянная или пластиковая, бутылочка/баночка, средство для мытья посуды, блестки.

Опыт: Для такого «торнадо» нужно набрать в бутылку воды, но не до самого горлышка. Затем капнуть в бутылку немного средства для мытья посуды. Осталось просто закрыть бутылку, вращать ее против часовой стрелки и любоваться вихрем внутри нее. 

- Ученый-лаборант: -Молодцы, ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи! 

Лаборатория «СВЕТА» 

- Здравствуйте, ребята! Я ученый лаборатории «СВЕТ». Здесь мы проводим опыты со светом. Проведем эксперименты? (ДА).

Эксперимент 1. «Свет повсюду»

Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Описание. Ученый предлагает детям определить, темно сейчас или светло (какое время суток, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.)

Игра «Свет бывает разный».

Ученый-лаборант предлагает детям разложить картинки на две группы: природный свет и искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Опыт№1. «Волшебная лампа».

Необходимо: любой сок, растительное масло, таблетки аспирина, красивая емкость.

Опыт: Берем емкость и заполняем ее соком более чем наполовину. Сверху доливаем растительное масло и бросаем туда таблетку-шипучку. Она начинает «работать», пузырьки, поднимающиеся со дна стакана, захватывают в себе сок и образуют красивое бурление в слое масла. Затем доходящие до края стакана пузырьки лопаются, и сок опускается вниз. Получается своеобразный «круговорот» сока в стакане. (Обратить внимание детей на то, что таблетки нельзя пробовать на вкус и брать без разрешения взрослых).

-Ученый: - Ребята, спешите в штаб связи, вам необходимо помочь профессору Колбочкиной! Мои задания вы выполнили, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!

Ведущий: -Молодцы, ребята! Вижу, что все задания выполнили и вернулись в срок, не заблудились! Теперь нам надо объединить усилия и помочь профессору и его другу Электронику. Мы должны собрать волшебный фонарик (в центре зала стоит стол, вокруг стола собирается команда и с ведущим на столе собирают фонарь). (Включаем повторно скайп и выходим на связь с профессором Колбочкиной)

Профессор: - Все пропало! Все пропало! Я никак не могу починить моего робота Электроника! Ребята! Вы нашли недостающие элементы? (пауза, ответ детей) Тогда посылайте скорее энергетический поток ко мне в лабораторию! Собранным фонарем, светим на робота, но ничего не происходит.

Профессор: Ребята, вы собрали четыре элемента, вам не хватает «Пятого элемента» - самого главного!

Ведущий: - Какого элемента не хватает? Мы собрали четыре элемента и объединили наши силы, мы действовали сообща!

Друг без друга мы скучаем,        

Вместе с радостью играем.

И нам ссориться не нужно.

Ведь всего сильнее. (Дружба).

-Ведущий: Правильно Ребята – это дружба! Давайте скорее возьмемся за руки и цепь дружбы замкнется! Фонарь зажигается, мы направляем его на робота, звучит веселая энергичная музыка. Из -за ширмы выходит робот и начинает двигаться под музыку. 

-Робот: -У-ра! У-ра! Спа-си-бо про-фес-сор! Я сно-ва в стро-ю! Э-то прос-то здо-ро-во! Спа-си-бо ре-бя-та! Вы ме-ня спас-ли, за-ря-ди-ли сво-ей э-нер-ги-ей друж-бы! А сей-час я хо-чу по-де-лить-ся е-ю с ва-ми!

-Ведущий: - Встаем в круг дружбы и танцуем (звучит песня «Помогатор» из мульт.сериала «Фиксики»). Это наш танец дружбы!

Робот: -У-хх! Хо-ро-шо же я по-тан-це-вал! И энер-ги-и от это-го тан-ца толь-ко боль-ше ста-ло! Мо-лод-цы! А что-бы у вас всег-да бы-ла энер-гия тво-рить и изоб-ре-тать я да-рю вам сво-и по-дар-ки! (достает из большой коробки коробочки с конструктором по одной на команду и сладкий приз на каждого ребенка группы). Еще раз благодарит детей и приглашает на общее фото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест- игра по ПДД «Поиск потерянных знаков» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: систематизировать полученные знания по правилам дорожного движения в привлекательной, современной, доступной для детей форме....

Реализация опытно - экспериментального проекта для детей старшего дошкольного возраста "Планета Динозавров"

Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ПДД «ПОДАРОК ТЁТУШКИ СОВЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сценарий создан для обобщения знаний  детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах города....