Методическая разработка по реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности. Кружок «Весёлая нитка»
методическая разработка (средняя группа)

Шубина Екатерина Александровна

Ниткография – удивительная техника рисования, другими словами - «рисование нитками».Она является средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики и творческого развития ребёнка, а также увлекательным способом проведения досуга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации461.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» города Котовска Тамбовской области

Методические рекомендации

по реализации дополнительной общеобразовательной  программы художественной направленности.

Кружок «Весёлая нитка»

Составили : воспитатели

Шубина Е.А., Сазонова О.Б.

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

           Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного  процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала  нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.

Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

  • образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
  • социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
  • коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка,  позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
  • воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

  • Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
  • Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
  • Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность любого кружка  регулируется нормативно-правовыми

документами:

  • Уставом ДОУ,
  • Образовательной программой ДОУ,
  • Положением о кружке
  • Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый  конечный результат)
  • Планом работы кружка на год,
  • Списком детей
  • Расписанием занятий
  • Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):

  • Изучение нормативно-правовой базы.
  • Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
  • Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
  • Разработка (подбор) программы кружка.
  • Разработка плана кружка на учебный год.
  • Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
  • Реализация плана работы кружка на практике.
  • Анализ результативности работы кружка.
  • Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)

   Кружковая  работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Кружковая работа организуется  в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 1,5  до 7 лет.

Деятельность кружков проводится в группе, изостудии, музыкально-физкультурном зале, в зависимости от темы  и образовательных задач.

Руководители кружков предоставляют  отчеты, о результатах деятельности кружка, на заседании итогового педагогического совета.

      Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц  во 2 половине дня.

Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

  • организация рабочего пространства;
  • возможность детей заниматься по своим силам и интересам.
  • игровой характер подачи любого материала;

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:

С детьми:

  • Фронтальные занятия (групповые)
  • Экскурсии
  • Тематические прогулки
  • Развлечения, досуги
  • Участие в различного уровня конкурсах

С педагогами:

  • Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ

С родителями:

  • Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.

Кружки могут быть различной направленности:

  • Физическое развитие
  • Социально -  личностное развитие
  • Познавательно-речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Тематика кружков может быть разнообразна.

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:

  • интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
  • возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
  • необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
  • понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
  • необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
  • нормы нагрузки на ребенка.

Кружковая  работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.

Каждый ребенок любит и по-своему умеет  рисовать. Дети дошкольного возраста пользуются  различными художественными материалами, приобретаемыми для них родителями. Это привычные всем цветные карандаши, фломастеры, гуашь, восковые мелки, пастель, гуашь и многое другое. Альбомы и разукрашки есть, наверное, в каждом доме. Помимо этого малыши  с удовольствием рисуют на песке, на снегу, на асфальте.

А можно выполнить рисунок нитью. Ниткография   в настоящее время приобретает все большую популярность, как и другие нестандартные, необычные техники, направления и стили в изобразительном и декоративном искусстве, привлекая своей оригинальностью и  волшебством.

Ниткография – удивительная техника рисования, другими словами - «рисование нитками». С помощью этой техники можно создавать яркие картины без использования кисточек и красок, лишь с помощью нитей и клея. Ниткография, как вид изобразительного искусства, берет свои истоки в Мексике. Мексиканские мастера создают свои картины с элементами этноса из толстых шерстяных ниток. Основу для картин смазывают специальной смесью, в состав которой входят смола сосны и пчелиный воск, а шерстяные разноцветные нити выкладывают в форме различных узоров.

Рисование нитями позволяет реализовать человеку свой художественный талант в более простой форме. Благодаря своей малозатратности, ниткография стала обретать популярность в наше время. Изображение, выполненное в этой технике, получается объемным, фактурным, завораживающим и кажется «живым», в отличие от обычных контурных изображений.

Такая техника рисования доступна даже маленьким детям, так как она проста в выполнении и вызывает интерес у детей. Яркие и приятные на ощупь нитки действуют успокаивающе на детей. Занятие рукоделием развивает интерес детей к декоративно-прикладному искусству. Ниткография является замечательным способом совершенствования пальчиковой моторики детей. Это способствует развитию у детей зрительного восприятия, воображения, зрительно-моторной координации, формирует плавность, ритмичность и точность движений, и при этом подготавливается рука ребенка к письму.

Метод «ниткография» позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелые пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве.

Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.

Принципы содержания программы.

  • Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
  • Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера.
  • Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
  • 0пора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
  • Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному  рисованию нитью (нитка графия); открытие новых знаний.
  • Педагогические условия: игровые методы и приемы, формы организации художественно - творческой деятельностью, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное изготовление изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

В работе кружка принимают участие и родители воспитанников. Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье. Ребенок чувствует себя более уверенно в роли воспитателя, обучающего своих маму и бабушку, испытывает гордость за них.

Условия для занятий в творческой мастерской.

1.3анятия проходят в отдельном помещении (кабинете, которое имеет свою предметно – развивающую среду и вызывает у детей чувство новизны, интереса, творчества.

2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.

3. Систематизация литературного материала: стихи, загадки, пословицы – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.

4. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.

5. Подбор развивающих и подвижных игр, гимнастики для глаз.

Формы проведения итогов реализации программы:

  • выставки работ детей, родителей и педагогов в детском саду;
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
  • творческий отчет воспитателя- руководителя студии на педсовете.

   Хочу поделиться  нашим опытом работы с использованием нетрадиционной техники рисования – ниткография.

При реализации дополнительной общеобразовательной программы, мы решили использовать в своей работе ниткографию, потому что материал для детей новый, необычный. Данный вид деятельности позволяет развить у детей такие психические процессы как мышление, память, внимание и др., формирует волевую сторону личности: самостоятельность, аккуратность, усидчивость, умение доводить дело до конца, учит детей взаимопомощи, ну и конечно же развивает мелкую мускулатуру рук.  Детям интересно заниматься изготовлением «рисунков» из ниток.

Заинтересовавшись данной темой, проанализировав методическую литературу по теме, мы с моей напарницей разработали программу «Волшебная нитка» по обучению детей среднего дошкольного возраста технике ниткография.

Цель программы «Волшебная нитка»: развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке и интерес к собственным открытиям через художественную деятельность.

Данная цель достигается путём решения задач:

Обучающие:

  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – нитью, с её разновидностями (ниткопись, ниткография),  разными методами и приёмами  использования в работе;
  • Формировать умение  самостоятельно выбирать сюжет и выстраивать композицию картины;
  • Формировать умения и навыки правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;
  • Расширять представления детей о видах изобразительного искусства.

Развивающие:

  • Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения при изготовлении поделки из ниток;
  • Способствовать развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.).

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах, помогать товарищам.
  • Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • Воспитывать умение работать в коллективе, в команде, малой группе.
  • Повысить  активность участия детей в творческих конкурсах и выставках;

Программа составлена для детей 4-5 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 4 раза в месяц в форме совместной деятельности во вторую половину дня. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ.

Всю работу мы поделили на несколько этапов.

1. Непосредственно знакомство с техникой ниткография.

На начальном этапе мы знакомили детей с видами нитей и верёвочек, с приёмами выкладывания нити в разных направлениях. Детям предлагалось выложить нити на листе бархатной бумаги (параллельные прямые, волна, зигзаг.Темы «Флажок», «Елочка» и др.).

2. Изображение простых рисунков. Приемы создания изображений  с помощью контурного рисования шерстяной нитью

После освоения элементарных действий с нитью, детям давались простые рисунки: предметы круглой формы, одного цвета.  (Темы «Шарик», «Овощи», «Дождик» и др.). Малыши наносили клей по контуру картинки и выкладывали нить, слегка прижимая ее по контуру изображения

3. Знакомство с комбинированной техникой «аппликация по контору +заполнение пространства внутри».

По мере того как дети осваивали технику, тематика усложнялась. Ребятам предлагалось сначала  «прорисовать» контур, а потом посыпать  мелкие кусочки пряжи  на основу, смазанную клеем.   (Темы «Колобок», « Косточка для собаки» и др.).

4. Знакомство с разнообразными способами выкладывания ниток.

Далее мы усложняли технику, обучая детей разным способам выкладывания ниток: по спирали, по кругу, зигзагообразными линиями и т.д. (Темы «Клубок для котёнка», «Улитка» и др.).

5. Комбинированное закрашивание предмета.

В дальнейшем в работах детей использовалось несколько вариантов закрашивания предмета. Например, основной рисунок заполняется мелко нарезанными нитками, а  мелкие детали выполняются в технике пластилинография. (Темы «Ветка рябины», «Украшение тарелочки» и др.)

6.  Создание картин по собственному замыслу.

Когда дети в достаточной мере овладели основными приёмами  ниткографии, предлагаем создавать картины по собственному замыслу. Использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. Самостоятельный подбор цветовой гаммы для своих работ. (Темы «Украшение для ёлочки», «Осенний лес» и др.)

Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

 журнал посещаемости, готовая творческая работа, фото, выставка, отзывы детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

аналитический материал по итогам проведения диагностики, выставка, конкурс, портфолио.

Оценочные материалы

Для определения готовности детей к работе с пряжей и усвоению программы «Весёлая нитка», 2 раза в год (сентябрь, май) проводим  диагностику с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты. Она позволяет определить уровень развития интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

 

Диагностическая карта результатов развития детей

(начало, конец года)

Фамилия,

имя

ребенка

Проявляет интерес к работе  в технике

«ниткография»

Умение применять

в работе разные

техники

Умение дополнять  свою работу  деталями

Умение создавать

предметные и

сюжетные

композиции

Умение работать с

ножницами и аккуратно отрезать

и наклеивать нить

Умение работать в команде

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

                                                                        

                                                                                                

Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

•        Наблюдение за работой детей на занятиях;

•        Участие детей в  выставках творческих работ дошкольников.

Обозначения:

Н.г - начало года;

К.г - конец года;

Синий - ребенок справляется самостоятельно;

Зеленый - ребенок нуждается в стимулировании;

Красный - ребенок не справляется в самостоятельном выполнении и не принимает помощь.

1/2 показателей низкого уровня развития в рамках образовательной области будет свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту.

1/3 показателей низкого уровня развития в рамках образовательной области можно считать показателем проблем в развитии ребёнка социального или органического генеза.

Средний уровень можно считать нормативным вариантом развития по каждому ребёнку и общегрупповому параметру.

Таким образом, в процессе реализации данной программы можно сделать вывод о том, что она позволяет:

  • развивать образное мышление и речь детей;
  • стимулировать развитие их воображения и фантазии;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • развивать усидчивость, терпение, внимание и наблюдательность, аккуратность и трудолюбие;
  • повышать интерес детей к нетрадиционным техникам изображения.

Дальнейшая работа будет направлена на развитие уже заложенных навыков, изучение новых творческих техник и методик и создание множества необычных детских поделок.

Заключение.

Занятие с нитками не только замечательный способ плодотворно и творчески провести свое свободное время, это еще и удивительный мир многообразия положительных эмоций. Вероятно, именно поэтому изготовление изделий с применением ниток находит все больше поклонников среди людей самого разного возраста. Творчество во всех его проявлениях играет огромную роль в воспитании молодого поколения, формировании его культурных запросов, эстетического вкуса, расширении кругозора. Развитие творческих черт личности воспитанников в учреждениях образования неразрывно связано с организацией и целенаправленным педагогическим руководством творческой деятельностью.

Список  использованой литературы:

1.Божович Л.И. « Творим своими руками» - Тв. Эрудит ,2010г.

2.Григорьева А.Д. « Мои рукоделки» -М.Эврика,2010г.

3.Алиева Л.Г. «Поделки на досуге»- М. Владос,2004г.

4.Журнал «Ручная работа» № 8,2011г.

5.Конышева Н.М. «Методика трудового обучения младших школьников»- М. «Просвещение», 1999г.

6.Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник»- М.1998г.

7.Эйнон Д. « Творческая игра от рождения до 10 лет» - М. 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «ТВОРЧЕСТВО И ДИЗАЙН»

Цель: всестороннее интелектуальное и эстетическое развитие детей в процессе художественного творчества и дизайна и овладения элементарными приёмами работы с различными материалами (бумагой, картоном, ...

Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок  «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»...

Методическая разработка по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в средней группе «Маленький гномик»

Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности. Учим детей передавать в рисунке образ маленького человечка - лесного гномика, со...

Методическая разработка по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в средней группе «Бабочка-красавица» (занятие в технике монотипии)

Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности. Знакомим детей с нетрадиционной техникой рисования-монотипия. Продолжаем учить д...

Методическая разработка по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в старшей группе "Дымковский петушок"

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Знакомим детей с изделиями дымковских мастеров, закрепляем и углубляем знания о ...

Методическая разработка по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие (аппликация) в старшей группе «Жила-была конфета»

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. . Продолжаем учить детей грамотно отбирать содержание рисунка в соответстви...

Методическая разработка по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие (лепка) в старшей группе «Обезьянки на пальмах»

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности.  Продолжаем учить детей составлять сюжетную композицию из разнородных элеме...