"Пейзаж", "Портрет", "Натюрморт".
картотека (старшая группа)
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с живописью для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._didakticheskie_igry_po_oznakomleniyu_detey_s_zhivopisyu1otredaktir.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
(старший дошкольный возраст)
Пейзаж
Если видишь на картине, нарисована река,
Живописные долины и дремучие леса,
Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.
Нарисованным быть может или север, или юг.
И любое время года мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем: называется ……пейзажем!
«Из чего состоит пейзаж»
Цель: закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях, частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.
Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.
«Собери пейзаж»
Цель: закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету, (осенний, летний, и т.д.)
Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
«Жанр живописи»
Цель: закрепить знания о изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж).
«Перспектива»
Цель: дать детям знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)
Описание игры: детям предлагается разложить силуэты на картинной плоскости с учётом перспективы.
«Подзорная труба»
Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.
Материал: репродукция картины, альбомный лист.
Описание игры: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его.
«Да - нет»
Цель: учить детей пространственной ориентировке, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий загадывает объект на картине, дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Ведущий может отвечать только, Да и Нет. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трёхмерное пространство).
Задача ребёнка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.
«Что было, что будет?»
Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.
«Художественный салон»
Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся. Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т.д.), а также ответил на вопросы: «О чём рассказывает художественное произведение?», «Какое в нём передано настроение?», «При помощи каких средств художник показал в картине главное?», «Почему картина понравилась?»
Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке) и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
Портрет
Если видим на картине чей - то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный и весёлый чей - то глаз,
Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, пап или мам, может, дедушка и я
Нарисованы в картине, может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно, неуверенности нет,
Что красивая картина называется…портрет!
«Составь портрет сказочного героя»
Цель: закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под.
Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей.
«Определи и найди жанр портрета»
Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснить свой выбор. Предложите составить описательный рассказ.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж).
«Найди недостаток в портрете»
Цель: закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.
Описание игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
«Семейный портрет»
Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т.д.
Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы, подбородок) и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
Натюрморт
Если видишь на картине чудо вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой.
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.
А ещё и так бывает, нарисована там дичь.
В завершение положим спелых персиков и слив.
А ещё в картине может нарисованным быть торт.
И поэтому картина называется - натюрморт!
«Из чего состоит натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепит знания детей о предметном мире, его назначении и классификации.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод и т.д. Необходимо отбирать те карточки, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта
«Составь натюрморт»
1вариант
Цель: закрепит знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)
Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов)
2вариант
Цель: научить составлять композицию для натюрморта из реальных предметов (посуда, ткани, цветы, и т.д.)
«Жанр натюрморт»
Цель: закрепит знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках; учить находить его среди других жанров и обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ, характеризующий выбранный натюрморт.
Материал: репродукции картин по разным жанрам.
«Симметричные предметы»
Цель: дать понятие «симметричности предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности и асимметрии, сложив неправильно части предметов.
Материал: картонные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.
«Мозаика - натюрморт»
Цель: собрать натюрморт из разрезанных частей.
Материал: изображение натюрморта, разрезанное на мозаичные части.
«Волшебная палочка»
Цель: стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.
Детям показывают натюрморт, предлагаем внимательно рассмотреть его и после слов «Раз, два, три - говори!» - назвать красный или жёлтый фрукт и дотронуться до него волшебной палочкой.
«Говорящие предметы»
Цель: формировать коммуникативные навыки, развивать диалогическую речь.
Детям показывается репродукция натюрморта, на котором много предметов: ваза, цветы, и т.д.
Далее предлагается выбрать понравившегося героя со словами: «Кто будет вазой?» и т.д. Когда все роли разобраны, педагог говорит: «Хозяева ушли из дома, а предметы ожили и стали говорить между собой».
«Измени и посмотри»
Цель: показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.
Материал: репродукция картины (натюрморт).
Описание игры: при рассматривании натюрморта воспитатель изменяет цветовое сочетание предметов путём наложения цветовых пластин идентичной с ними формой. Дети отмечают наиболее красивое сочетание цвета и объясняют, какие чувства возникают от различного сочетания красок в натюрморте.
«Из чего состоит натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды и т.д.
Описание игры: среди разнообразных картинок детям нужно отобрать только те, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.
«Смотри внимательно»
Цель: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине, активизировать внимание детей, учить детей составлять диалоги.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: в течение десяти секунд воспитатель показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем дети вместе с воспитателем рассматривают опять этот же натюрморт. После этого педагог включает музыку и просит детей представить, что они берут в руки те или иные предметы, изображённые на натюрморте, разговаривают с ними.
«Живая картина»
Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты человеческими чувствами, мыслями, характерами.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: дети делятся на группы. Каждая группа получает репродукцию картины какого-либо художника. Дети должны от лица тех, кто изображён на картине (дороги, деревьев, неба и т.д.) рассказать о своих красках и своём настроении, не называя его. Задача всех остальных отгадать, что изображено на той или иной картине, и её называние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование образовательной деятельности: жанры живописи (пейзаж, портрет, портрет). (старший дошкольный возраст)
ØЖивопись дает простор для детской фантазии и возможность для разнообразной деятельности ребенка. Посредством живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваютс...
Консультация для воспитателей "Особенности жанров живописи.Портрет. Натюрморт."
консультация для воспитателей...
НОД "ПЕЙЗАЖ И НАТЮРМОРТ В ТЕХНИКЕ ДЕКУПАЖ"
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью открывающий окружающий мир для себя. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие.Используя в своей раб...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пейзажем и натюрмортом
Цель: Закрепить знания о жанрах натюрморт и пейзаж, его отличительных и составных особенностях. Представлен план работы по ознакомлению с натюрмортом и пейзажем....
Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью, пейзажем и натюрмортом статья по рисованию (старшая группа) на тему
При ознакомлении детей с пейзажной живописью решаются следующие задачи: Учить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником д...
«Собери пейзаж и натюрморт» Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формировать навыки композиционного мышления.Задачи:1.Закрепить представления детей о жанре живописи – натюрморт и пейзаж;2. Познакомить детей с перспективой, линией горизонта;3. Научить ос...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по художественному творчеству. Тема: «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по художественному творчеству.Тема: «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт»...