Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью, пейзажем и натюрмортом статья по рисованию (старшая группа) на тему
статья по рисованию (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_1_4.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью, пейзажем и натюрмортом
При ознакомлении детей с пейзажной живописью решаются следующие задачи:
Учить понимать замысел произведения, его содержание.
Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
Научить детей передавать в рисунке красоту окружающей природы.
Знакомство детей с пейзажной живописью можно начинать с четвёртого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе. Работа по обучению детей восприятию пейзажной живописи следует предварять их собственной изобразительной деятельностью.
Сначала дети знакомятся с эстетическими качествами и характерными особенностями отдельных объектов природного окружения: овощей, фруктов, грибов, ягод, цветов, деревьев.
В средней группе дети впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи.
Детей старшего дошкольного возраста продолжают знакомить с живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально - целостный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах.
Педагог продолжает учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают художники, поэты, писатели и композиторы; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы.
У детей развивается потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего великолепный пейзаж.
Учить не только пониманию замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы; особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для построения планов, линии горизонта и выделения главного в картине; техника наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).
В дальнейшей работе расширяется представление детей о художниках – пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведения, о значении произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Уделяется внимание расширению и активизации словаря детей, наличию в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые они смогут использовать в своих суждениях о художественных картинах.
Н.А. Курочкина предлагает использовать следующие приёмы для ознакомления детей с пейзажной живописью: рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов, приём «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий, беседа по картине, искусствоведческий рассказ педагога, использование художественного слова, игровые задания, показ приёмов изображения объектов природы, способов работы с различными изобразительными материалами, анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребёнка при передаче картины природы и другие.
Портрет – это изображение, описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Требования к портретам, используемым в работе с детьми дошкольного возраста:
Доступность содержания для детского восприятия. Созвучность тематики картин интересам детей, их опыту, например: «Сказочные герои», «Люди разных профессий», «Женские образы в портретной живописи» и др.
Яркая выраженность эмоционального состояния изображаемого.
Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм).
Самое трудное и самое главное при восприятии портрета – умение понять внутренний мир изображенного человека. Повседневное общение со сверстниками и взрослыми создает условия для подготовки детей к восприятию портрета. Восприятие портрета тесно связано с развитием образной речи. Богатейший материал дает художественная литература, раскрывающая перед ребенком мир человеческих чувств и взаимоотношений.
В процессе беседы с детьми можно использовать следующие группы вопросов:
Вопросы, раскрывающие содержание картины: Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Что еще изображено? Что эти предметы рассказали о человеке? При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания, например, О чем думает девочка? Где она была? Это дополняет сюжетную линию, более глубоко раскрывает эмоциональное состояние изображенного человека, развивает фантазию ребенка.
Вопросы, позволяющие понять настроение, чувства изображенного человека: Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза?
Вопросы, помогающие выделить средства выразительности, используемые художником, например: Почему одна часть лица на портрете светлая, а другая темная?
Почему художник изобразил человека в такой позе?
В ходе беседы применимы пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.
Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, представляющий неодушевленные предметы, организованные в единую группу. В натюрморте можно много рассказать о жизни, о людях, о времени, в котором живут эти люди.
Основные темы жанра натюрморт: изображение природных предметов, вещи, сделанные руками человека. Как показывают исследования педагогов и психологов, натюрморт – первый жанр живописи, с которым нужно знакомить дошкольников.
Натюрморты подразделяют на:
одновидовые (изображены объекты одного конкретного вида: только овощи, только цветы, только продукты питания или предметы быта и т.д.);
смешанные по содержанию (на картине представлены разнородные предметы);
сюжетные натюрморты (с изображением живых существ: птиц, животных, человека или натюрморты с включением в них пейзажа).
В младшей и средней группах детей знакомят с одновидовыми натюрмортами, в средней группе можно включать и смешанные по содержанию натюрморты. В старших группах детям следует показать разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнении к одновидовым и смешанным натюрмортам детям предлагаются натюрморты сюжетного характера, разнообразные по композиции.
В работе по ознакомлению детей с натюрмортом можно широко использовать различные методы и приемы: пояснения, сравнения, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных образов, загадок, прием «вхождения в картину», использовать музыкальные композиции, игровые приемы.
Занятия по рассматриванию натюрмортов необходимо чередовать с практическими занятиями, на которых дети учатся создавать натюрморты, учатся в каждом простом предмете видеть художественный образ со своей историей. Способность увидеть что-то интересное в любом предмете, способствует развитию детского творчества.
На занятиях детям можно предложить не просто увидеть предмет, но и попытаться изобразить его так, чтобы в рисунке показать самого себя, свои чувства, свое отношение к вещам, людям, миру, чтобы от творческих работ детей в мире становилось больше не безобразия, а красоты и доброты. Рассматривая репродукции картин с изображением натюрмортов, дети знакомятся с понятиями «композиция», «ось симметрии», «свет и тень», учатся понимать, почему художник расположил предметы на картине так, а не иначе.
Рисуя свои натюрморты, дети постоянно сравнивают между собой все составляющие натюрморта для того, чтобы научиться правдиво передавать характер предметов и характер отношений между ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с жанром живописи натюрморт.
В статье раскрывается опыт работы, а также наиболее характерные методы и приемы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жанром живописи натюрморт....
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью
Аспект речевого развития дошкольников через ознакомление с искусством признан ведущими педагогами и психологами как один из самых эффективных и действенных приёмов речевой работы с д...
«Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи»
Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определять фазы этого пути: от простого к сложного, от ко...
Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с жанром живописи пейзаж
В данной статье рассматриваются основные аспекты работы педагога по ознакомлению детей смреднего дошкольного возраста с пейзажем, как одним из жанров живописи. ...
Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой Орловского края в разное время года
Ознакомление с сезонными изменениями позволяет заложить у детей первоначальную основу для формирования экологического мировоззрения....
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанрами живописи.
Презентация "В гостях у художника Тюбика"...
Семинар воспитателей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием кругов Леонардо Эйлера» Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «До свидания, Осень!»
В материале представлен опыт работы по данной теме. Целью мероприятия является обобщение и систематизация знаний детей об осени, используя круги Эйлера....