Элементарное музицирование детей дошкольного возраста
картотека
музыкальные игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementarnoe_muzitsirovanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементарное музицирование детей дошкольного возраста
(Музыкальные игры)
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». Главная цель: обучение детей в действии. Главный принцип этой педагогики – учимся, делая и творя – позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.
Опираясь на концепцию Карла Орфа, Татьяна Эдуардовна Тютюнникова, кандидат искусствоведения, лауреат премии «Грант Москва» создала свою авторскую программу «Элементарное музицирование с дошкольниками». В этой программе органично сочетаются систематическое обучение и развитие музыкальности детей и творческое, игровое начало: с детьми играют, но они не осознают, что их при этом учат. Можно определенно сказать, что данная программа является целостным выражением игровой методики: игровой материал, игровой подход педагога к его преподнесению и разучиванию, игровое развертывание занятия и его игровая атмосфера. Только при таком комплексном подходе можно говорить о реализации игровой методики и музыкальной педагогике в принципе. У детской музыкальности в дошкольном возрасте есть одна абсолютно приоритетная цель: телесно-эмоциональное (а не интеллектуальное) знакомство с музыкой и освоение ее через деятельность и игру.
Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр – вот формы, которые адекватны данному возрасту. А это и есть элементарное музицирование.
Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций смен ролей. Игровое общение – это высокий уровень общения, его создание на уроке потребует от педагога артистизма, духовной тонкости, искренней заинтересованности в происходящем.
В ноябре 2012 года в городе Новосибирске прошел семинар
«Модернизация музыкального воспитания дошкольников: интеграция и творчество».
Хочу познакомить читателей с рядом методик, используемых мной в ежедневной работе с детьми. Целью их использования является формирование у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия в совместном коллективном музицировании.
Музыкальная игра «Моя пара»
Звучит музыка.
- Первое музыкальное предложение: дети ходят врассыпную по залу.
Повтор: выбрав пару, дети выполняют три хлопка; пауза; повтор этого ритмического рисунка до конца предложения.
- Рефрен: дети гуляют по залу уже парами.
Повтор: пара встречается с другой парой и повторяет хлопки уже четверками.
- Повтор музыкального предложения: дети меняются парами и с новой парой гуляют по залу.
Музыкальная игра «Передай палочки другу»
Дети встают в круг, спиной к центру. В руках деревянные палочки. Звучит музыка.
Первый вариант.
- Вступление: готовность к игре.
- Первая музыкальная фраза: дети отстукивают ритмический рисунок. Вторая музыкальная фраза: передают соседу. /Левой рукой отдают палочки, правовой забирают/.
- Рефрен: идет повтор ритмического рисунка и так далее по фразам до конца музыки.
Второй вариант.
Дети встают в круг лицом в центр, тогда передавать палочки соседу ребёнок будет правой рукой, а левой – забирать.
Третий вариант.
Дети сидят на полу, и тогда передавать палочки соседу надо, положив их на пол.
Музыкальная игра «Сапожник»
Перед этой игрой можно детям рассказать стихотворение:
«Я в садочке погуляла и сапожки порвала,
Пять минут погоревала и к сапожнику пошла:
- Ясек, Ясек, парень милый, выручай меня скорей, Глянь, сапожки я порвала, ты получше их зашей! Ей ответил Ясек:
- Ладно, приходи через часок,
Взял иголку, вынул дратву, починю твой сапожок».
Звучит музыка. Стульчики стоят по кругу на расстоянии 30-40см друг от друга. Дети участвуют в игре парами (сапожник и подмастерье: сапожник садится на стульчик, подмастерье – на полу).
- Вступление: готовность к игре.
- Первая музыкальная часть: отстукивают ритмический рисунок и выходят в круг.
- Вторая музыкальная часть: по кругу делают боковой галоп, возвращаются обратно, встав «лодочкой». В конце второй части садятся на стульчики, меняясь ролями.
- Игра начинается сначала до конца музыки.
Музыкальная игра «Найди свою пару»
Дети встают парами по кругу друг за другом. Девочки в первом кругу, мальчики во втором. Звучит музыка.
- Вступление: все хлопают в ладоши.
- Первая музыкальная часть: мальчики стоят на месте, продолжая хлопать в ладоши, а девочки танцуют внутри круга. Затем темп меняется на медленный, и девочки «засыпают». В это время, мальчики, взявшись за руки, идут по кругу.
- Повтор первой части: девочки находят свою пару, кружатся лодочкой и обнимаются.
- Игра повторяется, дети меняются местами.
В разделе «Движение и музыка» предлагается игровой танец. Дети встают парами (мальчик и девочка) по кругу.
- музыкальное предложение: идут мелким шагом по кругу. Рефрен: возвращаются обратно.
- музыкальное предложение: поворот в паре, руки соединены наверху и - переход к другому партнеру, снова поворот и переход к другому партнеру.
- музыкальное предложение: повороты с рукой в одну и другую сторону.
- музыкальное предложение: в круг заходят девочки, затем мальчики, мальчики выходят и – лодочка в паре. Парами ходят в круг и из круга. Танец заканчивается притопом, руки поднимаются вверх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: « Формирование и развитие элементарных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры » (выступление Т. В. Ткаченко, воспитателя средней группы №1 МБДОУ №7 детский сад «Крылышки», на совещании при заместителе по ВМР, октябрь, 2
Консультация по математике для родителей. ...
Авторское методическое пособие по обучению элементарному программированию детей дошкольного возраста "Многофункциональный Чудо - коврик"
Данное пособие легко изготовить! Можно начать работать с детьми младшего дошкольного возраста- от простого к сложному. Даны несколько вариаций игр. Их ,при желании, можно усложнить или наоборот,...
Авторское методическое пособие по обучению элементарному программированию детей дошкольного возраста "Многофункциональный Чудо - коврик"
Данное пособие легко изготовить! Можно начать работать с детьми младшего дошкольного возраста- от простого к сложному. Даны несколько вариаций игр. Их ,при желании, можно усложнить или наоборот,...
Авторское методическое пособие по обучению элементарному программированию детей дошкольного возраста "Многофункциональный Чудо - коврик"
Данное пособие легко изготовить! Можно начать работать с детьми младшего дошкольного возраста- от простого к сложному. Даны несколько вариаций игр. Их ,при желании, можно усложнить или наоборот,...
Методическая разработка «Элементарное музицирование детей дошкольного возраста (Музыкальные игры)»
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Главная цель: обучение дете...
Методическая разработка "Элементарное музицирование детей дошкольного возраста"
Главная цель: обучение детей в действии. Главный принцип этой педагогики – учимся, делая и творя – позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии...
Элементарное музицирование детей дошкольного возраста
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, р...