"Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта, через музейную педагогику"
методическая разработка (средняя группа)
Методическая разработка для педагогов, план по самообразованию по теме "Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта, через музейную педагогику".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbdou.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 Пушкинского района Санкт-Петербурга
196627, Санкт-Петербург, п. Шушары, тер. Ленсоветовский д. 35, строение 1.
«План по самообразованию педагога»
Вострова Марина Михайловна
(Ф.И.О. педагога)
9 лет 1 категория
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта, через музейную педагогику».
2022 - 2023
(учебный год)
4 – 5 лет
(возрастная группа)
г. Санкт – Петербург, 2022 г.
Тема: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта через музейную педагогику».
Цель: «Воспитание интереса к русской народной культуре, предметам народного быта и истории. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.»
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования...)
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Организовать работу кружка, создать учебную программу.
- Организовать работу по оформлению макета русской избы.
- Оформить в группе уголок по теме самообразования «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта через музейную педагогику».
- Включить детей и родителей в творческий процесс по созданию мини – музея в группе «Русская изба».
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры», выступление на педагогическом совете № по теме «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта, через музейную педагогику».
- Подготовить (принять участие) в семинаре …..
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта, через музейную педагогику».
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Сентябрь | Диагностика | Изучение методической литературы по теме самообразования | Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций». | |
Октябрь | «Знакомство детей с русской избой». Цель: Проявить у детей интерес к традиционно – бытовой культуре русского народа. Посещение музея «Русская горница». Лепка на тему: «Русская изба». Цель: Учить детей лепить брёвнышки и складывать из них сруб. Русская народная игра «Наш платочек голубой». Цель: воспитание интереса к культурному наследию русского народа. | Оформление презентации. Тема: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры». | Изготовление макета русской избы. | Оформление папки передвижки. Тема: «Русская изба». Помощь родителей в создании и оснащении мини – музея в группе (согласно годовому плану)». |
Ноябрь | Печь – царица русского дома. Цель: знакомство детей с русской печкой. Дать понятие для чего нужна была печь раньше. Знакомство детей с новыми словами: ухват, чугун, кочерга, совок. Экскурсия в музей «Русская горница». Лепка «Русская печь» ( из глины) Цель: Развитие мелкой моторики и творческих способностей по знакомым литературным произведениям. (Волк и семеро козлят). | Посещение Историко – литературного музея г. Пушкин Изготовление макета русской печки из глины и печного инвентаря для мини музея в группе (ухвата, кочерги, совка, чугунка). | Презентация «Я поведу тебя в музей!». (предметы русской старины). По теме самообразования. | |
Декабрь | Посудочка хороша! ( мир посуды). Цель: знакомство детей с предметами быта, кухонной утварью. Загадки о посуде. Сказка о чугунке. Рисование «Укрась посуду». Цель: прикосновение к истокам русского быта и мастерства, знакомство с разнообразием видов посуды Руси. | Изготовление для музея предметов посуды. | Проэкт «Новый год у ворот». Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы), | |
Январь | Коляда, коляда – это мы пришли сюда. Цель: знакомить детей с традициями проведения праздников на Руси. | Фотогазета «Как мы всей семьёй катались на лыжах, санках, коньках, ватрушках». Фотовыставка «Как же весело отдыхали и новый год встречали». Консультация: «Праздник Рождество». | ||
Февраль | Сверху пар, снизу жар – это русский самовар. Цель: познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси. С/Р игра: «Чаепитие». Цель: познакомить с традицией чаепития. Знакомство с докучными сказками. Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д». Лепка из соленого теста пряников, сушек. | У самовара я и моя Маша. Посиделки у самовара. | ||
Март | Развлечение «Масленичные гулянья». Цель: познакомить детей с русским народным праздником «Масленница», обычаями и традициями празднования. | Оформление выставки «Наш мини - музей» (фотоотчет). | Анкетирование родителей «Народные традиции в семье». | |
Апрель | Водичка – водичка. Цель: знакомство с рукомойником. Пение попевки «Вода – водица». Знакомство и исполнение потешек об умывание. Изготовление Куклы – пеленашки». Цель: формирование у детей интереса к истории и культуре, русского народа через изготовление традиционной нарядной куклы. | Мастер – класс «Куклы – обереги на Руси». | Консультация для родителей «Куклы обереги на Руси». | |
Май | диагностика | Презентация о проделанной работе по теме самообразования. | . Видео отчёт о проделанной работе по теме самообразования. | |
Июнь | Выставка детских работ по теме самообразования | Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу | ||
Июль | ||||
Август |
Выход темы:
-Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр) Тема: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта, через музейную педагогику». (март - апрель)
-Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта, через музейную педагогику». ( апрель)
-Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта, через музейную педагогику».
-Оформление папки передвижки. Тема: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта, через музейную педагогику». (октябрь, декабрь)
-Сборник консультаций для родителей. Тема «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта, через музейную педагогику».
-Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2008.
2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: «Линнка-Пресс», 2008.
3. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
6. Картушина М.Ю. Русские народные праздники вв детском саду –М.: ТЦ «Сфера»,2006.
7. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Средняя группа. Санкт-Петербург ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
8. А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребёнка в русских традициях» Спб:2002 г.
9. Т.А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт – Петербург. Издательство Детство – пресс 1999 г.
10. О.Л. Князева «Как жили люди на Руси».
11. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», программа, учебно – методическое пособие, СПб: Детство – пресс,2000 г.
12.Интернет – ресурсы, ЭОР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русскому народному творчеству. «Знакомство с вязанием, вышивкой и плетением кружев»
В этом материале предлагаются новые организационно-методические формы работы. Материал содержит информацию из опыта и обычаев русского народа; способствует формированию у детей личностной культуры, пр...
Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."
Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...
«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русской культурой через ознакомление с календарно-обрядовыми играми»
Календарно-обрядовые игры для детей среднего дошкольного возраста...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики
Музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды,...
Проект "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики"
АктуальностьОсновная цель воспитания и обучения ребенка – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование ч...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики
Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его со...
Проект в средней группе на тему: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»
Проект в средней группе на тему:«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»...