«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русской культурой через ознакомление с календарно-обрядовыми играми»
учебно-методический материал (средняя группа) по теме
Календарно-обрядовые игры для детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Щелкунчик»
Муниципального образования г. Саяногорск
«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русской культурой через ознакомление с календарно-обрядовыми играми»
ДОКЛАД
Автор:
Воспитатель I квалификационной категории
Гофман Наталья Владимировна
Саяногорск, 2017
«Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях…»
К.Д. Ушинский
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, в наше современное время, народные игры почти исчезли из детства. Нам хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
А.П.Усова, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок знакомится с обычаями и традициями своего народа. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
Народные игры являются доступным материалом для всестороннего воспитания личности ребенка.
В своей работе в рамках знакомства детей с русской культурой через ознакомление с календарно-обрядовыми играми использую методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Знакомство детей с русским народным творчеством», автор Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, и другие.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны.
Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые)
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)
Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.
По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)
Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).
Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.
Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)
Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:
- хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)
- некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)
- хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)
Так как нами были взяты обрядовые (календарные) игры, остановимся на них поподробнее. Нами были подобраны русские народные игры, в которые было принято играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря (Приложение 1).
Проводимая работа показывает, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш современный век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. игры поднимают настроение, развивают физически, доставляют радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
В дальнейшем планируется создать картотеку народных игр с учетом возрастных возможностей детей, продолжать знакомить детей с народными (обрядовыми) играми.
Список используемой литературы:
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 1999 г.
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
- Ресурсы интернета.
Приложение 1
Новый год | «Бабка Ёжка» Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает. "Баба Яга" Водящий - Баба Яга – находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит: В тёмном лесу Избушка стоит задом-наперед. В той избушке есть старушка, Бабушка Яга живёт. У неё глаза большие, Дыбом волосы стоят. Ух, и страшная какая, Наша Бабушка Яга! На последнем слове, играющие входят в круг, и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится Бабой Ягой. |
Рождественский сочельник | "Два Мороза" На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два "дома". Играющие располагаются в одном "доме". Выбираются два "мороза": Синий нос и Красный нос. По сигналу "морозы" говорят: Мы два брата молодые, Два Мороза удалые, Я – Мороз Красный нос, Я - Мороз Синий нос. Кто из Вас решится В путь дороженьку пуститься? Все играющие хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. После слова "мороз" все играющие перебегают в "дом" на противоположной стороне площадки, а "морозы" стараются их "заморозить", коснувшись кого-нибудь рукой. |
Зимние святки | «В молчанку» Первенчики, червенчики После того, как произнесено последнее слово стиха, все игроки замолкают. Проигравшим считается тот, кто, забывшись, заговорит, засмеётся или даже просто улыбнётся. Он должен будет исполнять желание товарищей. А тот, кто продержался дольше всех — молодец, он считается победителем. |
Масленица | «Гори, гори ясно» Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два-три шага «горящий» - тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют: «Гори, гори ясно, «Горящий» должен взглянуть на небо, а последняя пара разъединяется и бежит, один слева второй справа. Оба играющих должны соединиться впереди «горящего», а «горящий» поймать кого-то из пары. «Салки с мячом» Водящий может догонять только того играющего, у которого в руках мяч. Мяч можно передавать от одного играющего другому. |
Алексей – с гор потоки (30 марта) | «Ручеек» Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара взявшись за руки, поднимает их вверх, образует «ворота». Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И т.д. Игра проводится в быстром темпе. Играют пока не надоест. |
Благовещение (7 апреля) | «Бабочки и ласточка» Играющие изображают бабочек, водящий – ласточка – их ловит. Все поют: Бабочки летают, пыльцу собирают, На цветочек сели, дальше полетели. Ласточка встанет и бабочек поймает. Пойманный становится «ласточкой». |
Вербная неделя | «Мосток» Дети образуют круг, в середине стоит ребенок с веревкой в руке. Это – «паучок». Все поют: Паучок паутинку Зацепил за травинку А потом за листок: Получился мосток. С начала пения «паучок» один конец веревки отдает кому-либо из стоящих в круге, а другой – стоящему напротив. По окончании пения дети, у которых в руках веревка, присаживаются на корточки, натягивая веревку. Остальные дети со словами «По мостку пойдем, в гости к солнышку придем» переходят по «мосту». Отмечаются те ребята, кто ни разу не оступился и не упал в «речку». |
Пасха | «Солнышко – ведрышко» Выбирают водящего – «солнце». Остальные дети – «спящие». Они поют: Гори, солнце, ярче – Лето будет жарче, А зима теплее, А весна – милее. На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две – поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».
laquo;Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество». Перед дошкольными работниками пос...
Программа по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с русскими народными играми «Крепыши»
Программа по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с русскими народными играми «Крепыши»...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через ознакомление с русской народной игрушкой
Авторская разработка по изготовлению русских народных тряпичных кукол....
Проект"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре через народные игры."
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для организации двигательной деятельности.Направлен на приобщение детей к национальной культуре, формирование у них желания использовать иг...
Проект в средней группе на тему: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»
Проект в средней группе на тему:«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»...
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русскому фольклору через знакомство с народными праздниками» (представление опыта работы)
Приобщение к народным праздникам и традициям – одна из составляющих патриотического воспитания дошкольников. Знакомство с ними помогает детям чувствовать себя частичкой своего народа, приобщатьс...
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русскому фольклору через знакомство с народными праздниками» (представление опыта работы)
Презентация о приобщении детей старшего дошкольного возраста к русскому фольклору через народные праздники....