Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики
презентация к уроку (подготовительная группа)

Чулакова Галина Александровна

Музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно соприкоснуться с этим богатством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный проект

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики»

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Я считаю, что развитие практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ представляется возможным средствами музейной педагогики, так как музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность. Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в частности задачи нравственно-эстетического и патриотического воспитания, а также речевого развития. Музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно соприкоснуться с этим богатством.

Вид проекта

  • Информационный;
  • Творческий;
  • Практико-ориентированный.

Цель проекта:

  • Формирование у дошкольников основ духовной культуры.
  • Приобщение дошкольников к историко – культурному наследию страны и родного края.
  • Изучение русского быта, народных традиций, фольклора, ремёсел и календарных праздников.

Формирование культурного человека, гражданина своей страны, творческой личности, ориентированной на дальнейшее самостоятельное деятельностное освоение культурного наследия своего региона.

Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики»

Задачи:

  • создание у детей целостного представления об окружающем мире в процессе общения с памятниками истории и культуры;
  • приобщение к региональной культуре в условиях социокультурной музейной среды;
  • приобщение к истории как условию формирования культуры Отечества, родного края;
  • формирование основ культурно – исторического сознания (представление о культуре, как о явлении, существующем во времени и пространстве, как о накопленном культурно – историческом опыте предшествующих поколений конкретных людей, живущих в определённых географических, экономических и исторических условиях; представление о себе как об исследователе, трансляторе и создателе культурных реалий прошлого и настоящего);
  • формирование творчески активного человека, способного осознавать свои и чужие эмоциональные проявления, толерантно относиться к окружающим.

Музейная педагогика - инновационная форма работы с детьми и родителями. Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Сам музей может быть использован для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребёнка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса.

Этапы проекта

I этап-подготовительный:

  • изучение и подбор методической литературы и теоретических исследований, касающихся проекта;
  • изучение современных требований к содержанию и организации проектной деятельности;
  • подбор диагностического материала, изучение уровня сформированности социальной компетентности детей, разработка анкет для родителей;
  • составление плана реализации проекта; разработана программа;
  • подготовка оборудования и оснащения педагогического процесса;
  • подбор источников информации;
  • подбор методов и приёмов работы.

II этап – основной, практический:

  • организация взаимодействия с Калининградской художественной галереей
  • проведение тематических занятий на базе ДОУ
  • проведение комплексных экскурсий-занятий на базе Калининградской художественной галереи

Дошкольный возраст - это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес у детей. Включение музеев в образовательно – воспитательный процесс не всегда оправдывает наши ожидания, да и заинтересованность детей, иногда, вызывает сомнения. Некоторые родители и педагоги начинают увеличивать количество посещений, но это не переходит в качество. Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности детей к восприятию музейной атмосферы. Иными словами, необходимо воспитывать у детей «музейную культуру».

Дети должны четко усвоить такие правила:

1) в музее следует смотреть, слушать, думать, спрашивать, отвечать на вопросы экскурсовода;

2) в музее нельзя бегать, громко разговаривать, трогать экспонаты руками.

И чтобы музейная педагогика стала помощницей в образовательно – воспитательном процессе, необходимо следовать неким правилам и поступкам. Необходимо всегда помнить золотые слова И. Г. Пестолоцци «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребёнка».

При организации экскурсии в музей необходимо следовать неким правилам:

• Экскурсию в музей необходимо тщательно планировать

• К посещению любого музея необходимо целенаправленно готовится, а в музеи уже закреплять полученные знания

• Посещение музея должно приносить детям радость

• При выборе музея для посещения необходимо учитывать особенности детского восприятия.

Изречения Конфуцию :

Я слышу и забываю

Я вижу и вспоминаю

Я делаю и постигаю

Итог проекта:

        повысился интерес родителей и детей к культуре и традициям русского народа;

        произошло значительное обогащение речи детей, расширился словарный запас;

        обогатилась игровая деятельность детей, разнообразилась сюжетно-ролевая игра.

В результате у детей сформировались эмоционально окрашенные чувства сопричастности к наследию прошлого и настоящего.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики» г. Калинингдад 2017

Слайд 2

Актуальность проекта: создание у детей целостного представления об окружающем мире в процессе общения с памятниками истории и культуры; приобщение к региональной культуре в условиях социокультурной музейной среды; приобщение к истории как условию формирования культуры Отечества, родного края; формирование основ культурно – исторического сознания (представление о культуре, как о явлении, существующем во времени и пространстве, как о накопленном культурно – историческом опыте предшествующих поколений конкретных людей, живущих в определённых географических, экономических и исторических условиях; представление о себе как об исследователе, трансляторе и создателе культурных реалий прошлого и настоящего); формирование творчески активного человека, способного осознавать свои и чужие эмоциональные проявления, толерантно относиться к окружающим.

Слайд 3

Цель проекта: ф ормирование у дошкольников основ духовной культуры; п риобщение дошкольников к историко – культурному наследию страны и родного края; и зучение русского быта, народных традиций, фольклора, ремёсел и календарных праздников.

Слайд 4

Вид проекта: Информационный; Творческий; Практико-ориентированный.

Слайд 5

Взаимодействие с Калининградской художественной галереей

Слайд 10

Проведение бесед, занятий на темы: «Родной край» и «История родного края»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."

Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны  цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...

Проект "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики"

АктуальностьОсновная цель воспитания и обучения ребенка – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование ч...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики

Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его со...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края посредством проектной деятельности

Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патрио...

"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края с использованием художественно-литературных произведений поэтов Кубани"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края с использованием художественно-литературных произведений поэтов Кубани....