Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики
презентация к уроку (подготовительная группа)
Музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно соприкоснуться с этим богатством.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики»
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Я считаю, что развитие практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ представляется возможным средствами музейной педагогики, так как музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность. Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в частности задачи нравственно-эстетического и патриотического воспитания, а также речевого развития. Музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно соприкоснуться с этим богатством.
Вид проекта
- Информационный;
- Творческий;
- Практико-ориентированный.
Цель проекта:
- Формирование у дошкольников основ духовной культуры.
- Приобщение дошкольников к историко – культурному наследию страны и родного края.
- Изучение русского быта, народных традиций, фольклора, ремёсел и календарных праздников.
Формирование культурного человека, гражданина своей страны, творческой личности, ориентированной на дальнейшее самостоятельное деятельностное освоение культурного наследия своего региона.
Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики»
Задачи:
- создание у детей целостного представления об окружающем мире в процессе общения с памятниками истории и культуры;
- приобщение к региональной культуре в условиях социокультурной музейной среды;
- приобщение к истории как условию формирования культуры Отечества, родного края;
- формирование основ культурно – исторического сознания (представление о культуре, как о явлении, существующем во времени и пространстве, как о накопленном культурно – историческом опыте предшествующих поколений конкретных людей, живущих в определённых географических, экономических и исторических условиях; представление о себе как об исследователе, трансляторе и создателе культурных реалий прошлого и настоящего);
- формирование творчески активного человека, способного осознавать свои и чужие эмоциональные проявления, толерантно относиться к окружающим.
Музейная педагогика - инновационная форма работы с детьми и родителями. Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Сам музей может быть использован для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребёнка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса.
Этапы проекта
I этап-подготовительный:
- изучение и подбор методической литературы и теоретических исследований, касающихся проекта;
- изучение современных требований к содержанию и организации проектной деятельности;
- подбор диагностического материала, изучение уровня сформированности социальной компетентности детей, разработка анкет для родителей;
- составление плана реализации проекта; разработана программа;
- подготовка оборудования и оснащения педагогического процесса;
- подбор источников информации;
- подбор методов и приёмов работы.
II этап – основной, практический:
- организация взаимодействия с Калининградской художественной галереей
- проведение тематических занятий на базе ДОУ
- проведение комплексных экскурсий-занятий на базе Калининградской художественной галереи
Дошкольный возраст - это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес у детей. Включение музеев в образовательно – воспитательный процесс не всегда оправдывает наши ожидания, да и заинтересованность детей, иногда, вызывает сомнения. Некоторые родители и педагоги начинают увеличивать количество посещений, но это не переходит в качество. Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности детей к восприятию музейной атмосферы. Иными словами, необходимо воспитывать у детей «музейную культуру».
Дети должны четко усвоить такие правила:
1) в музее следует смотреть, слушать, думать, спрашивать, отвечать на вопросы экскурсовода;
2) в музее нельзя бегать, громко разговаривать, трогать экспонаты руками.
И чтобы музейная педагогика стала помощницей в образовательно – воспитательном процессе, необходимо следовать неким правилам и поступкам. Необходимо всегда помнить золотые слова И. Г. Пестолоцци «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребёнка».
При организации экскурсии в музей необходимо следовать неким правилам:
• Экскурсию в музей необходимо тщательно планировать
• К посещению любого музея необходимо целенаправленно готовится, а в музеи уже закреплять полученные знания
• Посещение музея должно приносить детям радость
• При выборе музея для посещения необходимо учитывать особенности детского восприятия.
Изречения Конфуцию :
Я слышу и забываю
Я вижу и вспоминаю
Я делаю и постигаю
Итог проекта:
повысился интерес родителей и детей к культуре и традициям русского народа;
произошло значительное обогащение речи детей, расширился словарный запас;
обогатилась игровая деятельность детей, разнообразилась сюжетно-ролевая игра.
В результате у детей сформировались эмоционально окрашенные чувства сопричастности к наследию прошлого и настоящего.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта: создание у детей целостного представления об окружающем мире в процессе общения с памятниками истории и культуры; приобщение к региональной культуре в условиях социокультурной музейной среды; приобщение к истории как условию формирования культуры Отечества, родного края; формирование основ культурно – исторического сознания (представление о культуре, как о явлении, существующем во времени и пространстве, как о накопленном культурно – историческом опыте предшествующих поколений конкретных людей, живущих в определённых географических, экономических и исторических условиях; представление о себе как об исследователе, трансляторе и создателе культурных реалий прошлого и настоящего); формирование творчески активного человека, способного осознавать свои и чужие эмоциональные проявления, толерантно относиться к окружающим.
Цель проекта: ф ормирование у дошкольников основ духовной культуры; п риобщение дошкольников к историко – культурному наследию страны и родного края; и зучение русского быта, народных традиций, фольклора, ремёсел и календарных праздников.
Вид проекта: Информационный; Творческий; Практико-ориентированный.
Взаимодействие с Калининградской художественной галереей
Проведение бесед, занятий на темы: «Родной край» и «История родного края»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.
Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....
Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."
Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...
Проект "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики"
АктуальностьОсновная цель воспитания и обучения ребенка – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование ч...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики
Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его со...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края посредством проектной деятельности
Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патрио...
"Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края"
Консультация для воспитателей о приобщении детей к культуре родного края....
"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края с использованием художественно-литературных произведений поэтов Кубани"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края с использованием художественно-литературных произведений поэтов Кубани....