Занятие по исследовательской деятельности в группе 4-5 лет «Как воздух плавать помогает»
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: Развитие интереса к исследовательской деятельности.
Задачи:
- Продолжить формировать представления детей о воздухе (есть вокруг нас, мы его вдыхаем)
- Повторить свойства воздуха(легкий, не имеет запаха и цвета)
- Обнаружить и увидеть в воздух в воде – пузырьки воздуха
- Определить в ходе эксперимента, что воздух помогает предметам плавать.
- Продолжать работу над речью детей, учить их отвечать полными вопросами
- Учить детей делать предположения и выводы
Предшествующая работа:
Опыты на обнаружение воздуха, по выявлению свойств воздуха: легкий(практически невесомый), не имеет цвета и запаха. Беседа об органах дыхания с демонстрацией изображений.
Материалы и оборудование:
Емкость с водой, пустая капсула от киндер-сюрприза, предметы из разных материалов(стеклянный шарик, металлическая крышка от банки, пластиковая пробка, гвоздь, мяч для пинг-понга, ключ, кусочек пластилина и прочие предметы), салфетки, положки для работы с пластилином.
Ход занятия
Педагог: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Педагог: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами снова поговорим о воздухе. Скажите, что вы уже о нем знаете?
Дети: Воздух – это смесь газов. У воздуха нет цвета, он невидимый. У воздуха нет запаха.
Педагог: Молодцы, всё верно. А вы любите сюрпризы?
Дети: Да!
Педагог: Отлично, у меня для вас тоже есть сюрприз! Посмотрите, что это?
Дети: Капсула от киндер-сюрприза.
Педагог: Что обычно в ней лежит?
Дети: Игрушка!
Педагог: Хотите узнать, что там? Тогда подходите ко мне парами и посмотрите. Только пока ничего не говорите, что увидели.(Все дети подходят по двое к педагогу и заглядывают в капсулу, в капсуле ничего нет.
Педагог: Что же за сюрприз я вам приготовила?
Дети: Но в капсуле ничего нет, там пусто!(Возможно, кто-то из детей догадается сказать, что в капсуле есть воздух)
Педагог: А чтобы убедиться есть там что-то или нет, нам нужно провести опыт! Нам потребуется ёмкость с водой, мы будем отправлять нашу капсулу в наводное и подводное плавание!
Опыт 1. Обнаружение воздуха в воде.
Педагог: Итак, предлагаю Маше спустить нашу капсулу на воду, но перед этим ответьте на вопрос, что произойдёт с капсулой? Она утонет или будет плавать?
Ответы детей.
Педагог: Хорошо, проверим! Маша, опускай капсулу. Что произошло?
Дети: Капсула плавает и не тонет!
Педагог: Да, верно. А теперь Миша попробует погрузить капсулу под воду. Что произошло?
Дети: Капсула вынырнула из воды!
Педагог: Верно. А теперь я попробую её погрузить, но только открою под водой, и мы увидим, что в ней находится!
Педагог погружает капсулу под воду и медленно её открывает, из неё выходят пузырьки воздуха.
Педагог: Ой, ребята, а что это такое выходит из капсулы?
Дети: Из неё входят пузырьки!
Педагог: А что это за пузырьки?
Дети: Это пузырьки воздуха!
Педагог: Правильно! Так что же было в капсуле?
Дети: В капсуле был воздух!
Педагог: Ой, ребята смотрите, а что случилось с нашей капсулой?
Дети: Она утонула, потому что заполнилась водой.
Педагог: Так что же помогало плавать нашей капсуле и выныривать из воды?
Дети: Ей помогал воздух!
Педагог: Какой вывод можно сделать?
Дети: Можно сделать вывод, что воздух помогает предметам плавать.
Педагог: Правильно, вы большие молодцы, а воздух действительно помогает предметам и людям удерживаться на воде. А теперь сядем за стол, перед каждым из вас лежит по предмету, они нам понадобятся для следующего опыта.
Опыт 2. Плавает или тонет?
Педагог: Ваша задача назвать предмет, попытаться назвать материал, из которого он сделан и предположить, утонет ли он в воде или будет плавать.
Дети по очереди называют предмет, материал из которого он сделан и предполагают утонет он или нет, а затем отправляют его в емкость с водой. Делают вывод, почему одни предметы тонут, а другие нет: Например, металлический ключ утонул, потому что тяжелый, а воздуха в нем нет, а металлическая крышка плавает, потому что в ней есть место для воздуха и воздух помогает ей держаться на воде, стеклянный шарик тонет, в нем нет воздуха, а мячик для пинг-понга плавает, потому что внутри у него есть воздух. Все дети предполагают и комментирую полученный результат, делают вывод.
Педагог: Молодцы, ребята! Но я хотела вы вернуться к кусочку пластилина. Можно ли изменить его форму?
Дети: Да, потому что из него можно лепить.
Педагог: А можно ли научить пластилин плавать?
Дети: Да, если сделать такую форму, в которой будет воздух.
Педагог: Что же можно сделать из пластилина такое, что может плавать по воде?
Дети: Можно сделать кораблик или лодочку!
Опыт 3. Воздух помогает плавать
Педагог: Отличная идея! Я предлагаю каждому взять по кусочку пластилина и вылепить лодочку, если у кого-то возникнут трудности, можете попросить помощь.
Дети лепят из пластилина лодочки, педагог помогает им, если есть необходимость.
Педагог: А теперь по очереди отправим ваши лодочки на воду.
Дети по очереди отправляют лодочки из пластилина на воду, и делают вывод, что если из пластилина сделать форму, которую заполнит воздух, то пластилин будет держаться на воде.
Педагог: Как здорово получилось! Воздух помог пластилину плавать. А что нам помогает держаться на воде, если мы не умеем плавать?
Дети: Нам помогают держаться на воде круги для плавания, матрасы, нарукавники, жилеты.
Педагог: А чем наполнены все эти предметы?
Дети: Они наполнены воздухом.
Педагог: Верно! Значит воздух и наш помощник, она помогает нам плавать!
А вы большие молодцы, справились со всеми заданиями! Мне очень понравилось как вы работали, а что вам понравилось?
Ответы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по исследовательской деятельности в группе 4-5 лет «Как воздух плавать помогает» | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по исследовательской деятельности в группе 4-5 лет «Как воздух плавать помогает»
Цель: Развитие интереса к исследовательской деятельности.
Задачи:
- Продолжить формировать представления детей о воздухе (есть вокруг нас, мы его вдыхаем)
- Повторить свойства воздуха(легкий, не имеет запаха и цвета)
- Обнаружить и увидеть в воздух в воде – пузырьки воздуха
- Определить в ходе эксперимента, что воздух помогает предметам плавать.
- Продолжать работу над речью детей, учить их отвечать полными вопросами
- Учить детей делать предположения и выводы
Предшествующая работа:
Опыты на обнаружение воздуха, по выявлению свойств воздуха: легкий(практически невесомый), не имеет цвета и запаха. Беседа об органах дыхания с демонстрацией изображений.
Материалы и оборудование:
Емкость с водой, пустая капсула от киндер-сюрприза, предметы из разных материалов(стеклянный шарик, металлическая крышка от банки, пластиковая пробка, гвоздь, мяч для пинг-понга, ключ, кусочек пластилина и прочие предметы), салфетки, положки для работы с пластилином.
Ход занятия
Педагог: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Педагог: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами снова поговорим о воздухе. Скажите, что вы уже о нем знаете?
Дети: Воздух – это смесь газов. У воздуха нет цвета, он невидимый. У воздуха нет запаха.
Педагог: Молодцы, всё верно. А вы любите сюрпризы?
Дети: Да!
Педагог: Отлично, у меня для вас тоже есть сюрприз! Посмотрите, что это?
Дети: Капсула от киндер-сюрприза.
Педагог: Что обычно в ней лежит?
Дети: Игрушка!
Педагог: Хотите узнать, что там? Тогда подходите ко мне парами и посмотрите. Только пока ничего не говорите, что увидели.(Все дети подходят по двое к педагогу и заглядывают в капсулу, в капсуле ничего нет.
Педагог: Что же за сюрприз я вам приготовила?
Дети: Но в капсуле ничего нет, там пусто!(Возможно, кто-то из детей догадается сказать, что в капсуле есть воздух)
Педагог: А чтобы убедиться есть там что-то или нет, нам нужно провести опыт! Нам потребуется ёмкость с водой, мы будем отправлять нашу капсулу в наводное и подводное плавание!
Опыт 1. Обнаружение воздуха в воде.
Педагог: Итак, предлагаю Маше спустить нашу капсулу на воду, но перед этим ответьте на вопрос, что произойдёт с капсулой? Она утонет или будет плавать?
Ответы детей.
Педагог: Хорошо, проверим! Маша, опускай капсулу. Что произошло?
Дети: Капсула плавает и не тонет!
Педагог: Да, верно. А теперь Миша попробует погрузить капсулу под воду. Что произошло?
Дети: Капсула вынырнула из воды!
Педагог: Верно. А теперь я попробую её погрузить, но только открою под водой, и мы увидим, что в ней находится!
Педагог погружает капсулу под воду и медленно её открывает, из неё выходят пузырьки воздуха.
Педагог: Ой, ребята, а что это такое выходит из капсулы?
Дети: Из неё входят пузырьки!
Педагог: А что это за пузырьки?
Дети: Это пузырьки воздуха!
Педагог: Правильно! Так что же было в капсуле?
Дети: В капсуле был воздух!
Педагог: Ой, ребята смотрите, а что случилось с нашей капсулой?
Дети: Она утонула, потому что заполнилась водой.
Педагог: Так что же помогало плавать нашей капсуле и выныривать из воды?
Дети: Ей помогал воздух!
Педагог: Какой вывод можно сделать?
Дети: Можно сделать вывод, что воздух помогает предметам плавать.
Педагог: Правильно, вы большие молодцы, а воздух действительно помогает предметам и людям удерживаться на воде. А теперь сядем за стол, перед каждым из вас лежит по предмету, они нам понадобятся для следующего опыта.
Опыт 2. Плавает или тонет?
Педагог: Ваша задача назвать предмет, попытаться назвать материал, из которого он сделан и предположить, утонет ли он в воде или будет плавать.
Дети по очереди называют предмет, материал из которого он сделан и предполагают утонет он или нет, а затем отправляют его в емкость с водой. Делают вывод, почему одни предметы тонут, а другие нет: Например, металлический ключ утонул, потому что тяжелый, а воздуха в нем нет, а металлическая крышка плавает, потому что в ней есть место для воздуха и воздух помогает ей держаться на воде, стеклянный шарик тонет, в нем нет воздуха, а мячик для пинг-понга плавает, потому что внутри у него есть воздух. Все дети предполагают и комментирую полученный результат, делают вывод.
Педагог: Молодцы, ребята! Но я хотела вы вернуться к кусочку пластилина. Можно ли изменить его форму?
Дети: Да, потому что из него можно лепить.
Педагог: А можно ли научить пластилин плавать?
Дети: Да, если сделать такую форму, в которой будет воздух.
Педагог: Что же можно сделать из пластилина такое, что может плавать по воде?
Дети: Можно сделать кораблик или лодочку!
Опыт 3. Воздух помогает плавать
Педагог: Отличная идея! Я предлагаю каждому взять по кусочку пластилина и вылепить лодочку, если у кого-то возникнут трудности, можете попросить помощь.
Дети лепят из пластилина лодочки, педагог помогает им, если есть необходимость.
Педагог: А теперь по очереди отправим ваши лодочки на воду.
Дети по очереди отправляют лодочки из пластилина на воду, и делают вывод, что если из пластилина сделать форму, которую заполнит воздух, то пластилин будет держаться на воде.
Педагог: Как здорово получилось! Воздух помог пластилину плавать. А что нам помогает держаться на воде, если мы не умеем плавать?
Дети: Нам помогают держаться на воде круги для плавания, матрасы, нарукавники, жилеты.
Педагог: А чем наполнены все эти предметы?
Дети: Они наполнены воздухом.
Педагог: Верно! Значит воздух и наш помощник, она помогает нам плавать!
А вы большие молодцы, справились со всеми заданиями! Мне очень понравилось как вы работали, а что вам понравилось?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа) Ознакомление детей с понятием «воздух»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)Ознакомление детей с понятием «воздух» Тема: «Поможем Винни-Пуху».Цель: Систематизировать знания детей о свойствах возд...
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа) Ознакомление детей с понятием «воздух» Тема: «Поможем Петушку».
Дать детям понятие, что такое «воздух» через детское экспериментирование....
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе на тему:"Свойства воздуха".
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности на тему Свойства воздуха".Цель: формирование представлений о свойствах воздуха.Задачи:-развивать умение детей решать проблемные задач...
Конспект занятия по исследовательской деятельности для старшей группы "Невидимка воздух".
Цель: познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интер...
Занятие Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Воздух»
Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи д...
Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебный воздух"
Познакомить детей со свойствами и способами обнаружения воздуха. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Дети экпериментируют и ставят опыты в детской лаборатории....
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной группе по теме «Воздух – невидимка»
Развитие познавательной активности детей в процессе проведения опытов с воздухом....