Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебный воздух"
план-конспект занятия (старшая группа)
Познакомить детей со свойствами и способами обнаружения воздуха. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Дети экпериментируют и ставят опыты в детской лаборатории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_volshebnyy_vozduh.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «Дюймовочка» с. Хову-Аксы
Конспект
познавательно - исследовательской
деятельности в старшей группе
на тему: «Волшебный воздух»
подготовила и провела воспитатель: Сат Т.С.
2016 год
Тема: «Волшебный воздух»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Методы и материалы: игровые, практико-исследовательские, словесные.
Оборудование:
- полиэтиленовые пакеты по количеству детей;
- миска (желательно стеклянная);
- стакан;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- освежитель с апельсиновым вкусом;
- шары по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Туяна Сергеевна. Давайте, поприветствуем друг с другом.
Игра: «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Зравствуй, маленький дубок,
Мы живем в одном краю,
Всех, мы вас приветствуем!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
Воспитатель: Что мы будем сегодня исследовать, вы узнаете из загадки:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы будем исследовать воздух и его свойства Я приглашаю всех в мини-лабораторию. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, мы не видим воздух.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, воздух какой?
Дети: воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Ребята, чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да, хотим.
Опыт «Как поймать воздух».
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь попробуем вместе, ребята. Берем пакеты. Открываем, наполняем его воздухом. И закручиваем. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Какой вывод сделаем, ребята?
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Опыт «Что в стакане?»
Воспитатель: Как вы считаете этот стакан пустой?
Дети: Да.
Воспитатель: Да, действительно этот стакан пустой. Теперь смотрите внимательно. Я его держу прямо и опускаю медленно в воду. Вода не проходит в стакан потому, что в стакане находиться воздух. А сейчас мы с вами это проверим. Наклоняем стакан сторонку и воздух выходит пузырьками в наружу, а его место занимает вода. Давайте сделаем вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт «Воздух легче воды»
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите?
Дети: Из воды выходят пузырьки.
Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность воды? Потому, что ребята воздух легче воды.
Вывод: Воздух легче воды.
Физминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо- влево, влево- вправо
Клонятся цветы и травы.
А давайте вместе,
Попрыгаем на месте.
Выше, выше, веселей!
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра,
Занимается, нам пора!
Воспитатель: Садитесь ребята, продолжим наше исследование.
Опыт «Запах воздуха»
Воспитатель: Имеет ли воздух запах? Давайте подышим, вдохнули и выдохнули. Ощущаете ли вы запах?
Дети: Нет, у воздуха нет запаха.
Воспитатель: Значит какой вывод сделаем: воздух не имеет запаха.
А если я распылю освежитель. Какой запах почувствовали? Чем пахнет?
Дети: Запах апельсина.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Какой вывод сделаем: воздух переносит запахи.
Опыт «Вкус воздуха»
Воспитатель: Давайте ртом наберём воздух, проверим его на вкус. Что вы ощутили?
Дети: Воздух без вкуса.
Воспитатель: Молодцы ребята, какой вывод сделаем: воздух не имеет вкуса.
Опыт «Движение воздуха»
Воспитатель: Ребята, перед вами на столе шары. Давайте надуем их, теперь все опускаем вместе. Что происходит с шарами? Воздух выходя из шаров приводит их в движения. Какой вывод сделаем: когда воздух движется получается ветер. Молодцы, ребята!
Воспитатель: Как вы думаете, без воздуха мы смогли бы прожить?
Давайте проверим. Зажмите нос и постарайтесь не дышать.
Вот видите, даже вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Вывод: воздух необходим человеку и животным для дыхания. Воздух – это невидимка, без которого не будет жизни на земле.
Рефлексия:
«Игра с мячом»
Ребята, давайте вспомним что мы узнали о воздухе Передавая шарик друг другу будем говорить:
- Какой он?
- Воздух имеет цвет?
-Воздух легче воды?
- Воздух имеет запах?
-Воздух движется?
-Чем мы дышим?
- Для чего он нужен?
Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами понравилось быть исследователями. В память о нашей встречи, я вам, дарю эти воздушные шары.
Самоанализ занятия в старшей группе.
Тема: «Воздух и его свойства»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Методы и материалы: игровые, практико-исследовательские, словесные.
Оборудование:
- полиэтиленовые пакеты по количеству детей;
- миска (желательно стеклянная);
- стакан;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- освежитель с апельсиновым вкусом;
- шары по количеству детей.
Занятия проводилось в старшей группе. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют по возрасту детей.
В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного характера Для активизации детей были использованы следующие методы:
- Игровой (приветствие, физминутка, игра с мячом)
- Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям);
- Практико-исследовательский (опыты, экспериментирование)
Выполнению поставленных задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия. При подготовке к занятию был подобран демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Все элементы занятия логически между собой объедены общей темой.
В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности. Занятия состоит из поискового, практического рефлексивно-оценочного этапов. На протяжении всего занятия дети проявляли инициативу и самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Для реализации каждой задачи я подбирала приёмы. Приёмы были основаны на игровых и обучающих ситуациях, которых побуждала детей к активной речевой деятельности. Дети были активны внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей.
По моему мнению в рефлексивно-оценочном этапе дети усвоили материал, и была достигнута поставленная цель. Я считаю, что выбранная мной занятие провела на хорошем уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Синяя вода"
Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность....
Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"
Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...
Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"
Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Занятие способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Расширяет представления о значимости воздуха в жизни человека. Проводятся с детьми элементарные экспериментирования....
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.Задачи:Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — какой он?»
Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность....
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух - невидимка"
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....