Проект на тему: "Нравственное воспитание в процессе трудовой деятельности старших дошкольников"
проект

Воробьева Ольга Александровна

Приобщение ребёнка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка, его гуманистической направленности, волевых качеств.  В современных условиях развития российского общества установления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать согласно им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nravstvennoe_vospitanie.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ПРОЕКТ

на тему: «Нравственное воспитание в процессе трудовой деятельности старших дошкольников»

Нравственное воспитание детей

(средней продолжительности)

                                                         

                                            Руководители:

                                                 Воробьева Ольга

                                              Александровна

                   Педагог-психолог 

             

                       

г. Калининград, 2021

Актуальность проекта

Приобщение ребёнка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка, его гуманистической направленности, волевых качеств.  В современных условиях развития российского общества установления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать согласно им.

      Формирование нравственных качеств необходимо начинать уже в

 дошкольном детстве не только с целью подготовки к обучению в школе, но и с целью формирования основы дальнейшего умственного и социального

развития растущей личности. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.  

      В настоящее время смяты нравственные ориентиры,  подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания старших дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

     Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко  образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

     Во-вторых, маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

     В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

    В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют старшего дошкольника о нормах поведения утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для  формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку – труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду.      

      Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

Таким образом данная тема является актуальной, так как Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка детей к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно-образовательной работы группы.  

Новизна проекта

Я считаю, что истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей. Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата.   Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Цель и задачи  проекта:

Нравственное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков, развитие ценностного отношения к труду, поощрение инициативы, самостоятельности.

Задачи проекта:
-  Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

-  Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

-  Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботе, бережливости, готовности принять участие в труде.

- Формирование навыков организации своей и общей работы.

- Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Участники проекта: педагог-психолог, родители, воспитатели, дети.

Ожидаемые результаты:                                                                                                  

Для педагогов:    установить с родителями  доверительные и партнёрские отношения.  Создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения  и планирования.

Для родителей:   сформировать у родителей интерес к проблеме трудового воспитания детей.

 Для детей:    

Расширить представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

- Повысить коммуникативные способности

детей дошкольного возраста.

Срок проекта: средней продолжительности  (декабрь, январь, февраль, март).

Тип проекта:

практико – ориентированный

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

Этапы проекта и ответственные:

Этапы проекта

Содержание

Ответственные

Подготовительный

         

 - Составление календарного плана.

 - Составление анкет для родителей.  

 - Разработка консультации для родителей  "Трудовое воспитание ребенка в семье».

Подборка стихов, загадок и пословиц о труде.

 Педагог-психолог

      Основной

  1. Блок

Анкетирование родителей «О трудовом воспитании в семье»

Беседа с детьми о труде взрослых в детском саду

Изготовление альбома  для рассматривания Профессии и инструменты»  

 Экскурсионные наблюдения за трудом взрослых на территории ДОУ: пищеблок, прачечная, медкабинет, работа дворника

Организация помощи дворнику по расчистке снега на территории ДОУ.

Чтение худ. литературы:

«Федорино горе» К. Чуковский

«Кем быть» В. Маяковский

 

Педагог-психолог

 Родители

Родители

Педагог-психолог

 Педагог-психолог

   Педагог-психолог

  1. Блок

 - Совместная деятельность детей и родителей дома «Добрые дела»

(фотоотчет)

Знакомство с профессией библиотекарь-

организация мастерской по ремонту книг.

педагог-психолог

родители

 

Педагог-психолог

Воспитатели

Заключительный

Изготовление стенда «Панорама добрых дел»

 Педагог-психолог

Родители

Воспитатели

Календарный план проекта  

Сроки

Мероприятие

Участники

Ответственные

1 неделя

декабря

Подготовительный этап

Педагог-психолог

Разработка проекта

2 неделя  

декабря

Составление календарного плана

Педагог-психолог

3 неделя  декабря

 Разработка консультации для родителей  "Трудовое воспитание ребенка в семье».

Подборка стихов, загадок и пословиц о труде.

Педагог-психолог

4 неделя декабря

 - Составление анкет для родителей.  

Педагог-психолог

2 неделя  января

 Анкетирование родителей «О трудовом воспитании в семье»

 Родители

Педагог-психолог

3 неделя

января

 Беседа с детьми на тему     «О труде взрослых в детском саду»

Дети

Педагог-психолог

4 неделя  января

 Организация помощи дворнику по расчистке снега на территории ДОУ.

Дети

Педагог-психолог

воспитатели

1 неделя февраля

  Чтение худ. литературы:

«Федорино горе» К. Чуковский

«Кем быть» В. Маяковский

Родители

Дети

Педагог-психолог

2 неделя

февраля

 Экскурсионные наблюдения за трудом взрослых на территории ДОУ: пищеблок, прачечная, медкабинет, работа дворника

Дети

Педагог-психолог

воспитатели

3-4 неделя

февраля

 

Изготовление альбома  для рассматривания «Профессии и инструменты»  

 

Педагог-психолог

Родители  

Педагог-психолог

Воспитатель

1 неделя марта

Знакомство с профессией библиотекарь-

организация мастерской по ремонту книг.

Дети

Воспитатель

Педагог-психолог

2 -3 неделя марта

- Совместная деятельность детей и родителей дома «Добрые дела»

(фотоотчет)

Дети

Родители

Педагог-психолог

Воспитатель

3-4 неделя марта

 Заключительный этап

Изготовление стенда с фотографиями «Панорама добрых дел»

 

 Родители

Дети

Педагог-психолог

Список литературы:

  1. В.И. Петрова Нравственное  воспитание в детском саду: методическое пособие,  М.: Мозаика 2013г.
  2. И.Ф. Мулько Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. М.;Наука 2014г.
  3. Л.В. Куцакова  Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми с 3-7 лет. М.;Мозаика-Синтез  2012г.
  4. Т.А. Куликова Учите детей трудиться. Дошкольное воспитание №7 2000г.
  5. О. Широких О формировании нравственных ценностных ориентаций. Дошколное воспитание 2010г. стр.42-46
  6. Т.А.Шорыгина Профессии. Какие они? [Текст]:/ Т.А.Шорыгина
  7. Т.В.Потапова Беседы с дошкольниками о профессиях [Текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Содержит актуальность, перспективный план, протоколы заседаний творческой группы...

презентация проекта по трудовой деятельности старших дошкольников "Покормите птиц зимой"

Ручной труд по изготовлению поделок – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитие их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышле...

Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средней группы через традиции празднования Нового года»

Данный проект направлен на изучение традиций празднования Нового года в России и на оценку уровня влияния традиций на патриотическое воспитание дошкольников средней группы детского сада....

Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средней группы через традиции празднования Нового года»

Богатство и духовная мудрость жизни наших предков предоставляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к с...

Нравственное воспитание в процессе трудовой деятельности дошкольников

Осень - это прекрасное, яркое, разноцветное время года. Но в тоже время это период интенсивного труда: убрать листву на участке, собрать урожай на грядке, привести в порядок клумбу. И в этом нам всегд...

Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Культура и традиции Южного Урала» Раздел «Музыкальные народные инструменты башкирского народа»

Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания "Культура и традиции Южного Урала" осуществляется в МБДОУ "Детский сад № 44 г. Челябинска". Раздел "Музыка...