Проект на тему: "Нравственное воспитание в процессе трудовой деятельности старших дошкольников"
проект
Приобщение ребёнка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка, его гуманистической направленности, волевых качеств. В современных условиях развития российского общества установления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать согласно им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nravstvennoe_vospitanie.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130
ПРОЕКТ
на тему: «Нравственное воспитание в процессе трудовой деятельности старших дошкольников»
Нравственное воспитание детей
(средней продолжительности)
Руководители: Воробьева Ольга Александровна Педагог-психолог |
г. Калининград, 2021
Актуальность проекта
Приобщение ребёнка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка, его гуманистической направленности, волевых качеств. В современных условиях развития российского общества установления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать согласно им.
Формирование нравственных качеств необходимо начинать уже в
дошкольном детстве не только с целью подготовки к обучению в школе, но и с целью формирования основы дальнейшего умственного и социального
развития растущей личности. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания старших дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют старшего дошкольника о нормах поведения утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку – труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».
Таким образом данная тема является актуальной, так как Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка детей к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно-образовательной работы группы.
Новизна проекта
Я считаю, что истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей. Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Цель и задачи проекта:
Нравственное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков, развитие ценностного отношения к труду, поощрение инициативы, самостоятельности.
Задачи проекта:
- Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
- Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
- Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботе, бережливости, готовности принять участие в труде.
- Формирование навыков организации своей и общей работы.
- Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Участники проекта: педагог-психолог, родители, воспитатели, дети.
Ожидаемые результаты:
Для педагогов: установить с родителями доверительные и партнёрские отношения. Создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования.
Для родителей: сформировать у родителей интерес к проблеме трудового воспитания детей.
Для детей:
Расширить представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.
- Повысить коммуникативные способности
детей дошкольного возраста.
Срок проекта: средней продолжительности (декабрь, январь, февраль, март).
Тип проекта:
практико – ориентированный
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Этапы проекта и ответственные:
Этапы проекта | Содержание | Ответственные |
Подготовительный |
- Составление календарного плана. - Составление анкет для родителей. - Разработка консультации для родителей "Трудовое воспитание ребенка в семье». Подборка стихов, загадок и пословиц о труде. | Педагог-психолог |
Основной | ||
| Анкетирование родителей «О трудовом воспитании в семье»Беседа с детьми о труде взрослых в детском садуИзготовление альбома для рассматривания Профессии и инструменты»Экскурсионные наблюдения за трудом взрослых на территории ДОУ: пищеблок, прачечная, медкабинет, работа дворникаОрганизация помощи дворнику по расчистке снега на территории ДОУ. Чтение худ. литературы: «Федорино горе» К. Чуковский «Кем быть» В. Маяковский
| Педагог-психолог Родители Родители Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог |
| - Совместная деятельность детей и родителей дома «Добрые дела» (фотоотчет) Знакомство с профессией библиотекарь- организация мастерской по ремонту книг. | педагог-психолог родители
Педагог-психолог Воспитатели |
Заключительный | Изготовление стенда «Панорама добрых дел» | Педагог-психолог Родители Воспитатели |
Календарный план проекта
Сроки | Мероприятие | Участники | Ответственные |
1 неделя декабря | Подготовительный этап | Педагог-психолог | |
Разработка проекта | |||
2 неделя декабря | Составление календарного плана | Педагог-психолог | |
3 неделя декабря | Разработка консультации для родителей "Трудовое воспитание ребенка в семье». Подборка стихов, загадок и пословиц о труде. | Педагог-психолог | |
4 неделя декабря | - Составление анкет для родителей. | Педагог-психолог | |
2 неделя января | Анкетирование родителей «О трудовом воспитании в семье» | Родители | Педагог-психолог |
3 неделя января | Беседа с детьми на тему «О труде взрослых в детском саду» | Дети | Педагог-психолог |
4 неделя января | Организация помощи дворнику по расчистке снега на территории ДОУ. | Дети | Педагог-психолог воспитатели |
1 неделя февраля | Чтение худ. литературы: «Федорино горе» К. Чуковский «Кем быть» В. Маяковский | Родители Дети | Педагог-психолог |
2 неделя февраля | Экскурсионные наблюдения за трудом взрослых на территории ДОУ: пищеблок, прачечная, медкабинет, работа дворника | Дети | Педагог-психолог воспитатели |
3-4 неделя февраля
| Изготовление альбома для рассматривания «Профессии и инструменты»
| Педагог-психолог Родители | Педагог-психолог Воспитатель |
1 неделя марта | Знакомство с профессией библиотекарь- организация мастерской по ремонту книг. | Дети | Воспитатель Педагог-психолог |
2 -3 неделя марта | - Совместная деятельность детей и родителей дома «Добрые дела» (фотоотчет) | Дети Родители | Педагог-психолог Воспитатель |
3-4 неделя марта | Заключительный этап Изготовление стенда с фотографиями «Панорама добрых дел»
| Родители Дети | Педагог-психолог |
Список литературы:
- В.И. Петрова Нравственное воспитание в детском саду: методическое пособие, М.: Мозаика 2013г.
- И.Ф. Мулько Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. М.;Наука 2014г.
- Л.В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми с 3-7 лет. М.;Мозаика-Синтез 2012г.
- Т.А. Куликова Учите детей трудиться. Дошкольное воспитание №7 2000г.
- О. Широких О формировании нравственных ценностных ориентаций. Дошколное воспитание 2010г. стр.42-46
- Т.А.Шорыгина Профессии. Какие они? [Текст]:/ Т.А.Шорыгина
- Т.В.Потапова Беседы с дошкольниками о профессиях [Текст]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Содержит актуальность, перспективный план, протоколы заседаний творческой группы...
презентация проекта по трудовой деятельности старших дошкольников "Покормите птиц зимой"
Ручной труд по изготовлению поделок – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитие их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышле...
Презентация на тему:«Нравственно – этическое воспитание через художественно – творческую деятельность старших дошкольников с использованием нетрадиционных изобразительных техник».
Опыт работы с нетрадиционными техниками рисования...
Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средней группы через традиции празднования Нового года»
Данный проект направлен на изучение традиций празднования Нового года в России и на оценку уровня влияния традиций на патриотическое воспитание дошкольников средней группы детского сада....
Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средней группы через традиции празднования Нового года»
Богатство и духовная мудрость жизни наших предков предоставляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к с...
Нравственное воспитание в процессе трудовой деятельности дошкольников
Осень - это прекрасное, яркое, разноцветное время года. Но в тоже время это период интенсивного труда: убрать листву на участке, собрать урожай на грядке, привести в порядок клумбу. И в этом нам всегд...
Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Культура и традиции Южного Урала» Раздел «Музыкальные народные инструменты башкирского народа»
Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания "Культура и традиции Южного Урала" осуществляется в МБДОУ "Детский сад № 44 г. Челябинска". Раздел "Музыка...