«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
тест (подготовительная группа)

На сегодняшний день, в свете требований ФГОС ДО и ФГОС НОО к содержанию обучения, в контексте повышения актуальности проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования, возникла необходимость разработки кейса диагностики готовности к школьному обучению. В данной работе представлен вариант диагностического кейса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Диагностика готовности к школе273.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ БУГРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3


  1. ВВЕДЕНИЕ

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Это - не только ликвидация старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытие, ни в познании.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. В условиях развития демократизации общества происходит сложный процесс реорганизации образования и воспитания молодого поколения. Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни в обществе, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и кончая высшей школой.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Актуальность.

На сегодняшний день в свете требований ФГОС ДО и ФГОС НОО к содержанию обучения, в контексте повышения актуальности проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования возникла необходимость разработки кейса диагностики готовности к школьному обучению.

Согласно ФГОС ДО в ДО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга).

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться для решения образовательных задач, а именно:

  • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)
  • Оптимизации работы с группой детей.

Требования к психодиагностическому инструментарию для работы с детьми.

  • Возможность проследить динамику психического развития ребенка не только в пределах возрастного периода, но и между смежными возрастами. Следовательно, методика сбора данных должны сохранять преемственность для изучения разных периодов дошкольного возраста. Такой подход позволит оставить историю развития ребенка в образовательных условиях.
  • Психодиагностические методики должны носить развивающий характер и уже в процессе их использования приводить к позитивным изменениям в личности воспитанников на основе осмысления ими ряда моментов своей жизнедеятельности, стимулировать объективацию внутренних тенденций в совокупности разнообразных проявлений: речевых, поведенческих, эмоциональных.
  • Психодиагностические методики должны давать возможность построить взаимодействие взрослого и ребенка таким образом, чтобы:
  • не допустить переутомления ребенка, быть экономичным по процедуре;
  • исключить воздействие по типу внушения взрослого на ребенка;
  • дать воспитаннику возможность максимально свободно выразить свой внутренний мир;
  • создать знакомую ребенку образовательную ситуацию, хотя и моделируемую с мониторинговыми целями.
  • Психодиагностические методики должны быть разработаны или модифицированы таким образом, чтобы:
  • позволять моделировать с помощью различных средств ситуации тех видов деятельности, в которых происходит формирование каких-либо навыков интегрированного качества, обеспечивая связь диагностической и образовательной работы;
  • результаты методик могли быть выражены не только в количественных показателях, но и, в первую очередь, в качественных, отражая индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка;
  • совокупные данные, полученные с помощью комплекса методик, позволяли не только сделать вывод об отдельном психическом процессе (памяти, речи, восприятия, мышлении и т.п.), но и составить целостное представление о развитии личности воспитанника.
  • Изучение психического развития ребенка во взаимосвязи личностных и операционно-технических аспектов деятельности воспитанника, освоение которых составляет содержание его развития и образования.
  • Комплексное использование формализованных и малоформализованных методик, а также методов диагностики и экспертной оценки достижений детей.

Целью изучения готовности к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

Задачи:

  • Определить сформированность «внутренней позиции школьника», а также мотивационно-потребностной сферы.
  • Изучить состояние памяти.
  • Исследовать уровень развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
  • Исследовать уровень развития произвольного внимания (умение ребенка ориентироваться на образец); уровень развития сенсомоторной координации и тонкой моторики руки; пространственное восприятие.
  • Исследовать невербальный интеллект (выявление перцептивного моделирования на материальном (наглядном) уровне.
  • Изучить особенности развития внимания. Определить уровень развития коммуникативных способностей ребенка.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

• Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

• Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373

• Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

• Примерная основная образовательная программа начального общего образования

• Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения"

• Методическое письмо Министерства образования РФ от 25 марта 1994 года N 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования»

• Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года N 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

  1.  ОРГАНТЗАЦИННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
  • Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
  • Протокол индивидуальной диагностики готовности ребенка к школе.
  • Сводная таблица результатов диагностики готовности к обучению в школе детей подготовительной группы

Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Я согласен (согласна) на психолого-педагогическое сопровождение моего ребенка: _______________________________________________________________

(Ф.И. ребенка) Ф.И.О. родителя (законного представителя)

Подпись родителя (законного представителя)

_______________________________________________________________

Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:

•психологическую диагностику;

•участие ребенка в развивающих занятиях;

•консультирование родителей (по желанию);

•при необходимости — посещение ребенком коррекционно – развивающей группы.

Психолог обязуется:

•предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (опекунов);

•не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (опекунами).

Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:

1. Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам.

2. Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.

3. Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами.

О таких ситуациях Вы будете информированы

Родители (опекуны) имеют право:

•обратиться к психологу ДОУ по интересующему вопросу;

•отказаться от психологического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов, указанных выше), предоставив психологу заявление об отказе на имя заведующего.

Форма Протокола индивидуальной диагностики (Приложение № 1).

Форма Сводной таблицы результатов диагностики готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (Приложение № 2).

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ. СБОРНИК МЕТОДИК С ПРОТОКОЛАМИ И СТИМУЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

  1. ТЕСТ «4-ЫЙ ЛИШНИЙ» (по методике «Что здесь лишнее?» Р.С. Немова)

Цель: Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Оборудование: Картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний.

Процедура проведения методики: ребенку предлагаются картинки, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Картинки можно предъявлять по одной.

Анализ результатов

10 баллов — ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;

8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин;

6—7 баллов — ребенок справился с задачей за 1,5—2 мин;

4—5 баллов — ребенок решил задачу за 2—2,5 мин;

2—3 балла — ребенок решил задачу за 2,5—3 мин;

0— 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

  • очень высокий — 10 баллов;
  • высокий — 8—9 баллов;
  • средний — 4—7 баллов;
  • низкий — 2—3 балла;
  • очень низкий — 0—1 балл.

  1.  ТЕСТ КЕРНА-ЙИРАСЕКА (Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека)

Для исследования готовности ребенка к школьному обучению используют тест Керна – Йирасека. Он содержит 3 задания:

  1. Рисование фигуры человека.
  2. Графическое копирование фразы из письменных букв.
  3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Цель: выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.

Инструкция. Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Тест Керна–Йирасека может применяется как в группе, так и индивидуально.

Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен. При выполнении данного теста помощь оказывать запрещается.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой. Если ребенок не может высидеть выполнение всех заданий, за время выполнения теста встает, убегает, машет руками и т.п., это может говорить о незрелости эмоционально-волевой сферы.

Задание 1.

«Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы.

Оценка выполнения

1 балл – У нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.

2 балла – Выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей – шея, волосы, один палец руки, — но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла – У фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

4 балла – Примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

5 баллов – Отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.

Задание 2.

Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец фразы (Он ел суп). «Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».

Оценка выполнения

1 балл – Срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла – Предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.

3 балла – Буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.

4 балла – С образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.

5 баллов – Каракули.

Задание 3.

«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке».

Оценка выполнения

1 балл – Точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.

2 балла – Возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла – Группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.

4 балла – Точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.

5 баллов – Каракули.

Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.

 Интерпретация результатов:
Количество баллов Описание результатов

От 3-5 баллов – Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.

6-7 баллов – Средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.

8-9 баллов – Уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.

10 более баллов – Ребенок оценивается как незрелый по психомоторному развитию.

3.3. ТЕСТ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» (по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина)

Цель: предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью выявляется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Материал

  • Тетрадный лист в крупную клетку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками.
  • Простой карандаш

Инструкция

Сейчас мы с тобой (с вами) будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. (Вместе с детьми выяснить, где правая и где левая сторона, показать на образце как проводить линии вправо и влево.)

Для усиления мотивации к качественной деятельности возможен игровой вариант: «Мы с вами машинисты и поведем свои паровозы по маршруту. Рельсы по маршруту проложены замысловатым узором. Важно провести паровозы строго по рельсам, чтобы не совершить аварию. Будьте внимательны к командам диспетчера».

Тренировочный узор №1

«Поставь(те) карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай(те) сам(и)».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное выполнение узора дается 1-1,5 минут. Во время выполнения узора взрослый помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. Объяснить детям, что узор необязательно должен идти по всей ширине страницы.

Узор №2

«Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовьтесь! Внимание! Одна клетка вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна клетка вниз, одна направо. Одна вниз, одна направо.  Одна вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна клетка вниз, одна направо. Одна вниз, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор». Через 1-1,5 минут самостоятельного рисования говорим: «Готовьтесь рисовать следующий узор. Поднимите карандаш, поставьте его на следующую точку».

Узор №3

«Внимание! Три клетки вверх, одна вправо. Две вниз, одна вправо. Две вверх, одна вправо. Три клетки вниз, одна вправо. Две вверх, одна вправо. Две вниз, одна вправо. Три клетки вверх и продолжайте самостоятельно.» (Через 1-1,5 минут начинается диктовка последнего узора.)

Узор №4

«Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо, одна вверх. Одна влево, две вверх. Три клетки вправо, две вниз. Одна влево, одна вниз. Три клетки вправо, одна вверх. Одна влево, две вверх. Продолжайте дальше самостоятельно».

Оценка результатов

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

4 балла – точное воспроизведение узора. (Неровности линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии.

2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками.

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором.

0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по этой же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, оценка, занимающая промежуточное значение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка. Затем обе оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку и за самостоятельную работу получено по 0 баллов) до 16 (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

Низкий — 0-3 балла.

Ниже среднего — 4-6 баллов.

Средний — 7-10 баллов.

Выше среднего — 11-13 баллов.

Высокий — 14-16 баллов.

3.4.ТЕСТ «ЗВУКОВЫЕ ПРЯТКИ» (по методике "Звуковые прятки" Н.И. Гуткиной)

Цель: исследование фонематического слуха.

Процедура проведения методики: Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в "прятки" со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. На каждый звук дается по три слова, которые содержат искомый звук. Слова должны быть знакомыми ребенку и недлинными. Желательно, чтобы звуки повторялись в слове только один раз.

Предлагается поочередно искать звуки: "о", "а", "ш", "с".

Звук «О» - кошка, стул, цепочка, пирог, песня.

Звук «А» - палец, краски, индюк, ведро, тетрадь.

Звук «Ш» - шарик, почта, каштан, сук, карандаш.

Звук «С» - станция, зубы, цапля, песок, голос.

Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам произнес вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.

На бланке фиксируются правильные и ошибочные ответы, а затем анализируется способ выполнения задания. Так, например, бывают дети, которые подряд на все слова отвечают, что искомый звук в них есть. В этом случае правильные ответы надо рассматривать как случайные. То же самое, если ребенок считает, что нигде нет разыскиваемого звука.

Анализ результатов:

 Высокий уровень - если испытуемый не допустил ни одной ошибки.

 Средний уровень - если допущена одна ошибка.

 Низкий уровень - если допущено более одной ошибки.

3.5. ТЕСТ «СТАНДАРТНАЯ БЕСЕДА НЕЖНОВОЙ»

Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Варианты ответов и их оценка:

1. Хочешь ли ты идти в школу?

2 – очень хочу

1 – так себе, не знаю

0 – не хочу

2. Почему ты хочешь идти в школу?

2 – интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

1 – интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.

0 – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала.

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?

2 – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д

1 – приобретение формы, школьных принадлежностей

0 – занятия, не относящиеся к школе.

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе).

2 – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка

1 – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса.

0 - уроки художественно- физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе.

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

2 – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.

1 – дошкольные занятия: рисование, конструирование.

0 – занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными.

Интерпретация результатов:

- результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

- 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

- 4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

3.6. ТЕСТ «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» (модификация метода Пьерона - Рузера)

Цель: изучение концентрации и устойчивости внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

Бланк к тесту (Приложение № 3)

Анализ и оценка результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное

на выполнение задания.

Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.

3.7. ТЕСТ ПЬЕРОНА-РУЗЕРА

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания, определение объема кратковременной зрительной памяти.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите". Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

1

очень высокий

91-92

2

высокий

80-90  65-79

3-4

средний низкий

64 и выше

5

очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

Бланк теста Пьерона – Рузера (Приложение № 4).

3.8. ТЕСТ «ЛЕСЕНКА»

Цель: исследование самооценки ребенка.

Материал: рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Процедура проведения: показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступенечке. При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку.

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (адекватный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

3.9. АНКЕТА «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Диагностическая анкета разработана на определение УРКС (уровня развития коммуникативных способностей ребенка). Заполняется на основании наблюдения за деятельностью ребенка во время пребывания в ДОУ. Заполняется воспитателем или педагогом-психологом.

АНКЕТА:

1.Понимает инструкцию во время взаимодействия со взрослым.

А) понимает часто;

Б) понимает не всегда;

В) понимать затрудняется.

2. Во время занятий ребенок:

А) предлагает свои способы выполнения задания, учитывает мнение других детей;

Б) предпочитает следовать пожеланиям других детей;

В) не учитывает мнение и действия сверстников.

3.Ребенок умеет обосновывать свое мнение:

А) часто;

Б) иногда;

В) никогда.

4.Умеет распознавать положительные и отрицательные поступки сверстников:

А) умеет;

Б) мало активен, распознает не всегда;

В) не распознает.

5.Ребенок в игре учитывает свои интересы и интересы сверстников:

А) часто;

Б) иногда;

В) никогда.

6.В конфликтной ситуации ребенок:

А) конструктивно разрешает конфликт (учитывая интересы всех участников);

Б) обращается за помощью к взрослому (педагогу);

В) деструктивно разрешает конфликт в свою пользу (уговаривает, агрессивно требует,

плачет и т.п.)

7.Ребенок предпочитает играть:

А) в большой группе детей (трех и более);

Б) в малой группе (два человека);

В) один.

8. Ребенок охотно вступает во взаимодействие со взрослым, четко заявляя о своей потребности:

А) всегда;

Б) часто;

В) иногда.

9. При взаимодействии с детьми (взрослыми) ребенок:

А) обычно применяет правила культурного поведения;

Б) не всегда следует правилам культурного поведения, хотя знает их;

В) редко следует правилам поведения (знает только некоторые из них).

10. Ребенок активно использует речь в общении со сверстниками (объясняет правила, распределяет роли, задает вопросы):

А) почти всегда;

Б) иногда;

В) редко.

11.При общении с детьми ребенок:

А) проявляет сочувствие (отзывчивость) по отношению ко всем детям;

Б) к некоторым из них;

В) редко проявляет сочувствие.

12. Понимает ли ребенок состояния сверстников (эмоциональное):

А) понимает всегда/ часто;

Б) понимает иногда;

В) не понимает.

Обработка результатов:

Высокий уровень развития УРКС – ответов А от 9 до 12.

Средний уровень УРКС – примерно 50% ответов А и Б.

Низкий уровень УРКС – ответов В - большинство.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Возраст

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3.10. ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

В итоговой таблице вносятся данные по всем выпускникам ДОУ. Указывается общее количество детей, участвовавших в диагностике: в процентах указывается количество детей по трем уровням результативности. В таблице также отмечаются данные куда планирует поступить ребенок: в лицей, в общеобразовательную или коррекционную школы; остаются в ДОУ еще на один год.

Аспект работы

Результаты 20__  - 20__ уч. года

Примечание

Общее кол-во детей

%

Общее кол- выпускников, из них

высокий уровень готовности

средний уровень готовности

Низкий уровень готовности

Поступили

 в лицеи, гимназии

в общеобразовательные школы с уклоном

общеобразовательные школы

Остались на повторный год в ДОУ

Ушли в коррекционную школу

  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Раздел содержит примеры памяток и буклетов по подготовке детей дошкольного возраста к школе. Эта информация будет полезна и интересна для педагогов и родителей будущих первоклассников.

  1.  Памятка для педагогов «ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ДОУ»

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причино-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

  1.  Памятка для педагогов «ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УЧИТЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬ?"

Воспитатель детского сада должен знать:

- теоретические основы обеспечения преемственности;

- возрастные особенности психического развития пяти-семилетних детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- содержательные компоненты, показатели и критерии готовности шестисемилетних детей к учебной деятельности;

- цели и задачи, которые предстоит решать учителю в подготовительном и первом классах начальной школы;

- содержание образования в подготовительном и первом классах начальной школы;

- методические приемы и формы организации учебной деятельности на начальном этапе школьного обучения;

- современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- условия адаптации и факторы дезадаптации шести-семилетних детей в начальный период обучения.

Учитель начальных классов должен знать:

- теоретические основы обеспечения преемственности; возрастные особенности психического развития детей 5 - 7 лет;

- физиологические особенности детей 5 - 7 лет;

- содержательные компоненты, показатели и критерии готовности шести-семилетних детей к школьной жизни и деятельности;

- условия адаптации и факторы дезадаптации детей 6 - 7 лет в начальный период обучения;

- цели и задачи, которые реализуются в дошкольных учреждениях при подготовке к школе;

- содержание образования в старшей группе детского сада;

- методические приемы и формы организации учебной деятельности в дошкольном учреждении;

- современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

- санитарные правила и нормы организации обучения шестилетних детей.

  1.  Рекомендации для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ»

• Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Хорошо если ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

• Не перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните – похвала, так же как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

• Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

• Не забывайте поощрять и других детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

• Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

• Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой.

• Положительно оценивайте ребенка как личность, демонстрируйте доброжелательное отношение к нему. Для этого как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите его в присутствии других детей и взрослых («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик»). Категорически откажитесь от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. («Ты тупой»)

• Не бойтесь указывать в тактичной форме ребенку на ошибки («Работа хорошая, но зайчик у тебя, Ванюша, сегодня не получился»). Но результаты работы ребенка сравнивайте не с работами других детей, а с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад («Посмотри, сегодня ты завязал шнурки лучше, чем вчера»). Как можно чаще поощряйте детей с заниженной самооценкой.

• Обсуждайте вместе с ребенком способы исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения. («Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы Юля простила тебя?»

  1.  ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

6. Кем работают твои родители?

7. У тебя есть сестра, брат?

8. Как зовут твоих друзей?

9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?

10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?

11. Назови дни недели, времена года.

12. Какое сейчас время года?

13. Чем отличается зима от лета?

14. В какое время года на деревьях появляются листья?

15. Как называется планета, на которой мы живем?

16. Как называется спутник Земли?

17. Каких домашних животных ты знаешь?

18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?

19. Чем отличается город от деревни?

20. Чем отличаются дикие животные от домашних?

21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?

22. Ты хочешь учиться в школе?

23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?

24. Зачем надо учиться?

25. Какие профессии ты знаешь?

26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

  • Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
  • Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

  1.  Памятка для родителей ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх - низ и т.д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. Запомнить и назвать 6-12 картинок, слов.

17. Различать гласные и согласные звуки.

18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.

22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

  1. ГЛОССАРИЙ

Интеллектуальная готовность ребёнка к школьному обучению заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Для успешного участия в школьном процессе ребёнку нужно иметь желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития. У детей должны быть развиты любознательность, а также образные представления, память, речь, мышление, воображение, то есть все психические процессы.

Интеллектуальная неготовность ребёнка проявляется в неуспешности выполнениядействий; в том, что ребенок не понимает и не выполняет требований учителя; в том, что отсутствуют навыки практической деятельности.

Коммуникативные способности ребенка - это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и способности, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В формировании коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перцептивный; операционнотехнический блок. Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения.

Личностная и социально - психологическая готовность ребёнка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника. Это выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, в самооценке. Личностная и социально–психологическая неготовность ребёнка проявляется в непосредственности проявления чувств, намерений, поведения; в том, что он не поднимает руку, чтобы высказать свое мнение; в том, что он работает только при непосредственном к нему обращении; в нарушении дисциплины; в обидах на учителя; в преобладании игровых мотивов.

Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека, социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Невербальный интеллект -интеллект, который проявляется при выполнении задач, требующих минимального вербального материала, например, невербальных заданий, упражнений и тестов.

Непроизвольное внимание - вид внимания, который возникает независимо от сознательного намерения человека и заключается в непринужденном сосредоточении на определенном реальном или идеальном объекте. Этот вид внимания не имеет в своей основе волевого фактора.

Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Память - это мыслительный процесс, включающий в себя запись, сохранение и извлечение информации.

Перцептивное моделирование - действия идентификации - приравнивание к эталону; это наиболее сложные перцептивные действия, они заключаются в аналитическом сопоставлении с эталонами – представлениями.

Произвольное внимание - сосредоточенность деятельности субъекта, в данный момент времени, на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Это вид внимания, который возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий.

Пространственное восприятие - способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение.

Психологическая готовность ребенка - целостное образование, которое включает в себя: личностную и социально–психологическую готовность интеллектуальную готовность эмоционально-волевую готовность.

Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка рассматривается в качестве центрального личностного образования ицентрального компонента Я- концепции.

Сенсомоторная координация - согласованность действий и взаимодействия органов чувств и движений.

Фонематический слух - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка.

Целевые ориентиры дошкольного образования - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Эмоциональная готовность ребёнка к школе предполагает радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно развитые высшие чувства, сформированные эмоциональные свойства личности.

6. ЛИТЕРАТУРА

1. Белошистая А. В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Вопросы психологии. — 2008. — № 6. Гончарова И. И. Формирование профессиональной готовности педагога к обеспечению преемственности дошкольного и начального образования // Автореф. дисс. 13.00.08. — М.: 2004.

2. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Этап построения модели педагогического процесса. //Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие. –Москва, 2013. –С. 30-32.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: под ред. Д.И, Фельдштейна. /Л.И. Божович. - М.: Издательство Институт практической психологии. - Воронеж: НПО МОДЭК, 1997, -352л.

4. Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников: Автореферат дис.канд. псих. наук. –М., 2007. –22 с.

5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. –М., 2004. –253с.

6. Калин В.К. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. – Симферополь, 1983.–280с.

7. Кондратенко Т., Литвина Н. Проблемы преемственности в образовательной работе дошкольных учреждений и начальной школы // Вестник института развития ребенка. Сб. научных трудов. Серия: философия, педагогика, психология. Выпуск 8. – Киев, 2010.

8. Мельникова Л.В. О значении развития воли у ребенка: (по И.А. Сикорскому [1842-1919 гг.]). / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун. // Научноисследовательские материалы по истории российской психологии. –Ярославль; Тверь; Красногорск, 2001. –Т. 3. –С. 352-357.

9. Мухина В.С. Психология дошкольника. –М., 2007. – 315 с.

10. Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М.: ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.

11. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. –М.: Издательство во Московського психолого-социального института, 1998. –256 с.

12. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие. –4-е издание. – Москва: Академия, 2007. –384 с.


Приложение № 1

Протокол индивидуальной диагностики готовности ребенка к школе

ФИО ребенка_____________________________________________________________ Возраст_________________________ Дата обследования_______________________

  1. Тест «4-ый лишний»

1

2

3

4

5

Общий бал

Уровень

  1. Тест Керна-Йирасека

Рисунок человека (баллы)

Рисунок «точки» (баллы)

Рисунок «Срисовывание письменных букв» (баллы)

Общее кол-во баллов

Уровень

  1. Тест «Графический диктант»

  1. Тест «Звуковые прятки»

_______________________________________________________________________

  1. Тест «Стандартная беседа Нежновой»

1

2

3

4

5

6

Общий балл

Уровень

  1. Тест «Корректурная проба»

_______________________________________________________________________

  1. Тест «Лесенка»

_______________________________________________________________________

  1. Анкета «Развитие коммуникативных способностей»

_______________________________________________________________________


Приложение № 2

Сводная таблица результатов диагностики

готовности к обучению в школе детей подготовительной группы

Группа: ____________________ Воспитатели: ____________________________________

Ф.И. ребенка

Итоговые показатели

«Тест Керна-Йирасека»

«Графический диктант»

«Корректурная проба»

«4 –ый лишний»

«Звуковые прятки»

«Беседа о школе»

«Лесенка»

Развитие коммуникативных способностей

ИТОГО

Уровень

1

2


Приложение № 3.

 


Приложение № 4.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/12a9/00161f30-c10957a3/hello_html_m7859206d.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе ...

«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО»

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной и...

Статья "Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС" (с презентацией)

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального дошкольного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. В статье рассматривает...

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

Проект «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена....

Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО

1 слайд. Доброе утро, уважаемые коллеги!Своё выступление мне хочется начать со слов выдающегося французского писателя, поэта и философа Антуана де Сент – Экзюпери.2 слайд. «Душа каждо...

Формы взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам преемственности ДОУ и начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье раскрываются вопросы преемственности между ДОУ и НОО в условиях ФГОС. Рассматривается возможность применения инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса.Ключе...