Проект «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
проект (подготовительная группа)

Кононова Виктория Михайловна

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.  Создавая данный проект, сновной задачей было сделать так, чтобы переход в школу для воспитанников  был безболезненным, а подготовка к ней сопровождалась радостным ожиданием этого значительного события в жизни ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_preemstvennost.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №44 «Андрейка»

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Автор-составитель проекта:

Кононова Виктория Михайловна

2020 г

Актуальность

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определенную стадию

развития, проделанную ребенком»

Л.С. Выготский

Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования — проблема давняя. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения (в частности, с появлением в нашей стране различных моделей обучения, особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной школе) стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования. Введение ФГОС ДО и ФГОС НОО стало знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании. В них установлены требования и нормы для составления основной образовательной программы каждой из этих ступеней, даны ориентиры для определения содержания и планируемых результатов освоения программы, даны определения условий, при которых эти программы будут реализованы качественнее.

Принятие и утверждение ФГОС ДО и ФГОС НОО создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение — начальная школа. Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень — начальную школу. Именно в этот переходный момент «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.


Паспорт проекта

Участники проекта: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, специалисты ДОУ и школы, учителя, воспитатели, воспитанники подготовительной к школе группы и родители.

Вид проекта: Долгосрочный

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи:

  • Обеспечивать полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе;
  • Развивать взаимодействие ДОУ с образовательным учреждением в целях выработки единой линии развития качества дошкольного и школьного образования;
  • Формировать у старших дошкольников основы умения учиться;
  • Создавать условия для возникновения у детей интереса к обучению в школе;
  • Создавать условия для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения;
  • Способствовать физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья;
  • Обеспечивать сотрудничество педагогов и родителей.

Принципы взаимодействия:

Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика;

Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения поставленных задач;

Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;

Развитие коммуникативности, как одного из важнейших направлений социального развития.

Механизм реализации:

 Работа над проектом проводится поэтапно. Деятельность по реализации проекта осуществляется в трех основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Методическая работа с педагогами: 

  • Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
  • Совместные заседания по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей по подготовке детей к обучению в школе.
  • Семинары-практикумы.
  • Взаимопосещения занятий.
  • Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
  • Разработку и создание единой системы диагностических методик пред школьного образования.

 Работа с детьми включает в себя: 

  • Знакомство детей со школой, учителями.
  • Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Работа с родителями включает в себя: 

  • Совместное проведение родительских собраний.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
  • Открытые занятия педагогов дополнительного образования. Консультации психолога и учителя.
  • Организация экскурсий по школе.
  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

План сотрудничества детского сада и начальной школы

по подготовке детей подготовительной группы к школьному обучению

на 2020 – 2021 учебный год

№п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

Содержание совместной работы педагогов ДОУ и учителей школы

1.Планирование совместной работы, составление и обсуждение плана работы по преемственности детского сада и школы

2.Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в начальной школе

3. Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в подготовительной группе

4.Взаимопосещение уроков, занятий

5.Родительское собрание с приглашением учителей начальных классов, зам. директора по учебно-воспитательной работе

6.Посещение родителями собрания будущих первоклассников в школе «День открытых дверей»

7. Готовность детей к обучению в школе:

-  предварительная диагностика

-  итоговая диагностика

8. Подготовка характеристик выпускников

август -

сентябрь

август-сентябрь

август-сентябрь

в течение уч. года

ноябрь

по плану школы

октябрь

апрель

апрель-май

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Специалисты ДОУ и школы

Учителя

Воспитатели

2.

Содержание работы по ознакомлению детей со школой

1. Проведение праздника в детском саду, посвященное 1 сентября.

2. Знакомство с профессией учителя, онлайн-посещение уроков в школе

3. Тематические занятия о школе, создание

игровых ситуаций «Как себя вести на уроках», заучивание стихов, отгадывание загадок, шарад о школе

4.Отражение впечатлений детей в продуктивной деятельности, игровой деятельности

5.Развитие у детей универсальных учебных действий

6.Выпускной праздник «До свидания, детский сад»

сентябрь

ноябрь-декабрь

в течение года

в течение года

в течение всего дошкольного

возраста

май

Воспитатели подготовительной группы

Музыкальный руководитель,

Родители

3.

Содержание работы по взаимодействию с родителями

1.Совместная экскурсия в школу на «День открытых дверей»

2.Родительское собрание с участием учителей «На пути к школе»

3.Круглый стол для родителей «Скоро в школу»

4.Консультации:

  • «Готовим руку к письму»
  • «Адаптация ребенка к школе»
  • «Портрет идеального первоклассника»

5.Оформление стенда, размещение информации на сайте и в социальной сети детского сада «Для вас родители, будущих первоклассников»

6.Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником»

7.Индивидуальные консультации для родителей:

  • «Рекомендации по подготовке к школе каждого ребенка подготовительного возраста»
  •  «Физиологическая, социальная и психологическая готовность к школе»

6.Выпускной праздник «До свидания, детский сад»

по плану школы

ноябрь

декабрь

в течение года

в течение года

декабрь

в течении года

май

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Воспитатели подготовительной группы

Музыкальный руководитель

Родители

Ожидаемые результаты образовательного проекта

1.Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненное всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

2.Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.

3.Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности системности и преемственности.

4.Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды игровых комнат, учебных классов, кабинетов.

5.Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.

6.Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.

Вся деятельность образовательного проекта ориентирована на модель дошкольника и модель выпускника начальной школы.

Модель выпускника дошкольных групп - предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важны качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник:

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
  • Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Модель выпускника начальной школы:

  • Интеллектуальное развитие: должен владеть учебным материалом в соответствии с Государственными образовательными стандартами.
  • Личностные качества: иметь представление о лучших традициях русского народа, уметь применять их; иметь способность к сопереживанию, чувство собственного достоинства, уважения к старшим, терпимость и доброжелательность.
  • Физическое здоровье: иметь представление о способах и приемах сохранения собственного здоровья; поддерживать физическую форму в соответствии с возрастными нормами.
  • Творческая направленность: уметь решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы.
  • Социализация личности: знать и соблюдать Устав школы, уметь дружить, владеть коммуникативными навыками.

Вывод:

Если семья, детский сад и школа объединят свои усилия и обеспечат детям двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома, в детском саду и в школе, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками, обеспечат хорошую подготовку к школе и решат проблему социального воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе ...

«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО»

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной и...

Статья "Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС" (с презентацией)

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального дошкольного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. В статье рассматривает...

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО

1 слайд. Доброе утро, уважаемые коллеги!Своё выступление мне хочется начать со слов выдающегося французского писателя, поэта и философа Антуана де Сент – Экзюпери.2 слайд. «Душа каждо...

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

На сегодняшний день, в свете требований ФГОС ДО и ФГОС НОО к содержанию обучения, в контексте повышения актуальности проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования, возникла необ...

Формы взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам преемственности ДОУ и начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье раскрываются вопросы преемственности между ДОУ и НОО в условиях ФГОС. Рассматривается возможность применения инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса.Ключе...