Проект «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
проект (подготовительная группа)
Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Создавая данный проект, сновной задачей было сделать так, чтобы переход в школу для воспитанников был безболезненным, а подготовка к ней сопровождалась радостным ожиданием этого значительного события в жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_preemstvennost.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №44 «Андрейка»
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Автор-составитель проекта:
Кононова Виктория Михайловна
2020 г
Актуальность
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определенную стадию
развития, проделанную ребенком»
Л.С. Выготский
Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования — проблема давняя. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения (в частности, с появлением в нашей стране различных моделей обучения, особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной школе) стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования. Введение ФГОС ДО и ФГОС НОО стало знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании. В них установлены требования и нормы для составления основной образовательной программы каждой из этих ступеней, даны ориентиры для определения содержания и планируемых результатов освоения программы, даны определения условий, при которых эти программы будут реализованы качественнее.
Принятие и утверждение ФГОС ДО и ФГОС НОО создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение — начальная школа. Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень — начальную школу. Именно в этот переходный момент «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
Паспорт проекта
Участники проекта: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, специалисты ДОУ и школы, учителя, воспитатели, воспитанники подготовительной к школе группы и родители.
Вид проекта: Долгосрочный
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
- Обеспечивать полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе;
- Развивать взаимодействие ДОУ с образовательным учреждением в целях выработки единой линии развития качества дошкольного и школьного образования;
- Формировать у старших дошкольников основы умения учиться;
- Создавать условия для возникновения у детей интереса к обучению в школе;
- Создавать условия для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения;
- Способствовать физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья;
- Обеспечивать сотрудничество педагогов и родителей.
Принципы взаимодействия:
Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика;
Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения поставленных задач;
Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;
Развитие коммуникативности, как одного из важнейших направлений социального развития.
Механизм реализации:
Работа над проектом проводится поэтапно. Деятельность по реализации проекта осуществляется в трех основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.
Методическая работа с педагогами:
- Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
- Совместные заседания по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей по подготовке детей к обучению в школе.
- Семинары-практикумы.
- Взаимопосещения занятий.
- Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
- Разработку и создание единой системы диагностических методик пред школьного образования.
Работа с детьми включает в себя:
- Знакомство детей со школой, учителями.
- Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Работа с родителями включает в себя:
- Совместное проведение родительских собраний.
- Проведение дней открытых дверей.
- Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
- Открытые занятия педагогов дополнительного образования. Консультации психолога и учителя.
- Организация экскурсий по школе.
- Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
План сотрудничества детского сада и начальной школы
по подготовке детей подготовительной группы к школьному обучению
на 2020 – 2021 учебный год
№п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | Содержание совместной работы педагогов ДОУ и учителей школы | ||
1.Планирование совместной работы, составление и обсуждение плана работы по преемственности детского сада и школы 2.Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в начальной школе 3. Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в подготовительной группе 4.Взаимопосещение уроков, занятий 5.Родительское собрание с приглашением учителей начальных классов, зам. директора по учебно-воспитательной работе 6.Посещение родителями собрания будущих первоклассников в школе «День открытых дверей» 7. Готовность детей к обучению в школе: - предварительная диагностика - итоговая диагностика 8. Подготовка характеристик выпускников | август - сентябрь август-сентябрь август-сентябрь в течение уч. года ноябрь по плану школы октябрь апрель апрель-май | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Специалисты ДОУ и школы Учителя Воспитатели | |
2. | Содержание работы по ознакомлению детей со школой | ||
1. Проведение праздника в детском саду, посвященное 1 сентября. 2. Знакомство с профессией учителя, онлайн-посещение уроков в школе 3. Тематические занятия о школе, создание игровых ситуаций «Как себя вести на уроках», заучивание стихов, отгадывание загадок, шарад о школе 4.Отражение впечатлений детей в продуктивной деятельности, игровой деятельности 5.Развитие у детей универсальных учебных действий 6.Выпускной праздник «До свидания, детский сад» | сентябрь ноябрь-декабрь в течение года в течение года в течение всего дошкольного возраста май | Воспитатели подготовительной группы Музыкальный руководитель, Родители | |
3. | Содержание работы по взаимодействию с родителями | ||
1.Совместная экскурсия в школу на «День открытых дверей» 2.Родительское собрание с участием учителей «На пути к школе» 3.Круглый стол для родителей «Скоро в школу» 4.Консультации:
5.Оформление стенда, размещение информации на сайте и в социальной сети детского сада «Для вас родители, будущих первоклассников» 6.Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником» 7.Индивидуальные консультации для родителей:
6.Выпускной праздник «До свидания, детский сад» | по плану школы ноябрь декабрь в течение года в течение года декабрь в течении года май | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Воспитатели подготовительной группы Музыкальный руководитель Родители |
Ожидаемые результаты образовательного проекта
1.Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненное всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2.Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.
3.Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности системности и преемственности.
4.Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды игровых комнат, учебных классов, кабинетов.
5.Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.
6.Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.
Вся деятельность образовательного проекта ориентирована на модель дошкольника и модель выпускника начальной школы.
Модель выпускника дошкольных групп - предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важны качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник:
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
- Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Модель выпускника начальной школы:
- Интеллектуальное развитие: должен владеть учебным материалом в соответствии с Государственными образовательными стандартами.
- Личностные качества: иметь представление о лучших традициях русского народа, уметь применять их; иметь способность к сопереживанию, чувство собственного достоинства, уважения к старшим, терпимость и доброжелательность.
- Физическое здоровье: иметь представление о способах и приемах сохранения собственного здоровья; поддерживать физическую форму в соответствии с возрастными нормами.
- Творческая направленность: уметь решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы.
- Социализация личности: знать и соблюдать Устав школы, уметь дружить, владеть коммуникативными навыками.
Вывод:
Если семья, детский сад и школа объединят свои усилия и обеспечат детям двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома, в детском саду и в школе, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками, обеспечат хорошую подготовку к школе и решат проблему социального воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе ...
«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО»
Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной и...
Статья "Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС" (с презентацией)
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального дошкольного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. В статье рассматривает...
Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...
Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО
1 слайд. Доброе утро, уважаемые коллеги!Своё выступление мне хочется начать со слов выдающегося французского писателя, поэта и философа Антуана де Сент – Экзюпери.2 слайд. «Душа каждо...
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
На сегодняшний день, в свете требований ФГОС ДО и ФГОС НОО к содержанию обучения, в контексте повышения актуальности проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования, возникла необ...
Формы взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам преемственности ДОУ и начальной школы в условиях реализации ФГОС
В статье раскрываются вопросы преемственности между ДОУ и НОО в условиях ФГОС. Рассматривается возможность применения инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса.Ключе...